Архимандрит Фома: проблема смешанных браков в России есть

На модерации Отложенный

Статья архимандрита Фомы (Битара), видного современного писателя Антиохийской Православной Церкви, впервые была опубликована во второй половине 1980-х годов в журнале «Ан-Нур» («Свет»). Недавно она была напечатана вновь, причем в редакционном предисловии указывалось, что проблема, затронутая в статье, за минувшие годы нисколько не утратила актуальности. Хотя в Русской Православной Церкви эта проблема не стоит столь остро, как в Антиохийской Церкви, но, тем не менее, смешанные браки случаются, и в этой связи может представлять интерес предложенное архимандритом Фомой осмысление этой проблемы.

«Православному мужчине запрещается сочетаться браком с еретической женой, и православной женщине запрещено сочетаться браком с мужчиной-еретиком. А если все же такой брак состоится, то нам следует считать его недействительным...»

Так сказано в 72-м правиле Трулльского Собора, также известного как V-VI Вселенский Собор, который состоялся в Константинополе в 692 году. Следует отметить, что под ересью подразумевалось любое учение, отличающееся от учения Православной Церкви.

Многие из нас не знают о существовании этого правила. А из тех, кто о нем знает, многие предпочитают не вспоминать о нем, так как считают его одним из самых труднообъяснимых правил Трулльского Собора.

Тем не менее, данное правило требует от супругов единства в вере. Это требование не чуждо церковной мысли на всем протяжении истории. Уже в Ветхом Завете вопросу единства веры супругов придавалось первостепенное значение. Господь Бог, когда вел народ Свой по пустыне в землю обетованную, остерегал людей от родства с другими народами: «Не вступай с ними в родство: дочери твоей не отдавай за сына его, и дочери его не бери за сына твоего, ибо они отвратят сынов твоих от Меня, чтобы служить иным богам, и тогда воспламенится на вас гнев Господа, и Он скоро истребит тебя» (Втор. 7: 3-4).

Без преувеличения можно сказать, что смешанные браки были одной из главных причин, которые разрушили уклад жизни ветхозаветного народа, ослабили его, склонили его к духовному распутству, падению, предательству Бога.

В данной статье мы не стремимся к исследованию темы смешанных браков с исторической или правовой точки зрения. Нам хотелось бы осветить этот вопрос с богословской и пастырской позиций в надежде, что это подтолкнет к целенаправленному духовно ответственному изучению проблемы, поможет понять всю опасность смешанных браков, особенно в наше время.

В своем рассуждении мы ограничимся исключительно темой смешанных браков между православными и инославными христианами. Излишне говорить, что большая или меньшая острота данной проблемы зависит от конкретного человека и его религиозной принадлежности.

Бегло ознакомившись с записями регистрации браков среди православных христиан митрополии городов Библос и Батрун и их окрестностей, мы получили следующие статистические данные.

1. В 1985 году всего было зарегистрировано 435 браков; из них только 140 браков заключены между православными, а 295 браков - смешанные. Таким образом, число смешанных браков с представителями инославных Церквей по отношению к общему числу браков составило 67,8%.

2. В 1986 году всего был зарегистрирован 461 брак; из них 178 браков между православными и 283 смешанных. В процентном отношении число смешанных браков составило 61,4%.

3. Ежегодно количество заявлений о том, что православные девушки принимают решение выйти замуж за инославного мужчину, колеблется от 150 до 200.

4. Если мы подсчитаем все цифры, указанные выше, и выведем среднее значение, то получится, что до 75% наших парней и девушек, ежегодно сочетающихся браком, выбирают себе инославного супруга.

Внимательно приглядимся к этим цифрам с учетом того, что при формировании христианского мировоззрения значимы три сферы жизни: дом, Церковь и православные организации. Из исследований, проведенных несколько лет назад, мы знаем, что доля православных, регулярно посещающих храм, составляет всего 5%; возможно, в последние годы эта цифра возросла до 7-8%. Обратим внимание и на то, что в православных организациях, особенно школах, монастырях, молодежных движениях, обществах, состоит всего лишь мизерное количество православных чад. Если учесть все эти данные, то цифры, приведенные выше, оглушат нас. Получается, что православный дом, семья - вовсе не православные. Мы должны понимать, что Православная Церковь - это, прежде всего, православная семья, а она сейчас получает такой удар, что может и вовсе исчезнуть.

Большинство людей не понимают всей серьезности происходящего и остаются равнодушными к проблеме. Но эта пассивность лишь усугубляет ситуацию, которая зашла столь далеко, что уже представляет собой опасность во всех отношениях. В большинстве случаев под давлением общества происходящее оправдывается и даже приветствуется, так как воспринимается как один из показателей открытости Православия. Но разве на самом деле это не что иное, как отречение от истинной веры и пренебрежение ею?!

Даже некоторые иерархи и священники в Церкви закрывают глаза на происходящее и ничего не замечают. Только малая их часть признает ненормальность сложившегося положения. Большинство же довольствуется совершением общепринятых обрядов, считая, что тут нет ничего предосудительного.

Было бы несправедливым считать, что причиной упадка православного воспитания являются только смешанные браки.

Но, вне всякого сомнения, такой брак сильно искажает православную ориентированность семьи. С нашей точки зрения, это проявляется двояко: в религиозной практике и в религиозном сознании.

Что касается религиозной практики, то в подобных семьях наблюдается либо смешение религиозных традиций, когда православной остается лишь часть домашнего уклада, либо полный отказ от Православия, когда оно целиком вытесняется из образа жизни семьи. Уклад жизни в таком доме меняется, появляются западные статуэтки, иконы, звучат западные молитвы. Здесь начинают придерживаться других религиозных обычаев, таких как чтение католических молитвословий Богоматери, святому Шарбелю, святому Иосифу, почитание месяца Пресвятой Девы Марии. Не стоит забывать и такие традиции, как Первое причастие, обеты надевания одежды Богородицы, святого Илии, святого Антония, святого Марона и святого Шарбеля. И вот уже ты сам по своей воле можешь принять причастие с вытянутым языком, помазание пеплом, преклонение на одно колено и крестное знамение пятью пальцами слева направо. Без твоего участия происходит посвящение детей в учения инославных Церквей. В твоей речи появляются другие церковные термины. Ты можешь захотеть посещать Рыцарей Девы Марии и Орден непорочного зачатия, Общество сердца Иисуса и Сердец святых.

Это если говорить о религиозной практике. Но гораздо важнее то, что смешанный брак влияет, прежде всего, на православное сознание. В этом его основная опасность. Женщина, выросшая в инославном окружении, не сможет, за редким исключением, привить своей семье и своим детям православное отношение к жизни. Без сомнения, мужчина также определенным образом влияет на воспитание, но все же главная роль здесь принадлежит женщине.

Мы не должны забывать, что наша вера руководствуется любовью, что православное вероисповедание самобытно, что жизнь в Православии является результатом особых отношений с Богом в Церкви на протяжении всей истории, и это проявляется и в образе мыслей, и в способе поклонения Богу, и в стиле жизни. Мы убеждены, что традиционное православное сознание - это живое церковное наследие, которым недопустимо пренебрегать, и потому необходимо оставаться с верой нашей Церкви в Бога, с ее спасительной миссией. Эта самобытность Православия позволяет нам говорить о различиях между православным и инославным сознанием, особенно в этом уголке мира.

Отличия заложены в фундаментальных основах Церквей. Например, Католическая Церковь сосредотачивается на внутренних переживаниях. Протестантская Церковь склоняется к утверждению прагматизма и изучению Евангелия. В Православной Церкви центральное место отведено богословию и богослужению. Православное сознание не может идти по другому пути. Если обратиться к реалиям, то, к примеру, служба не может продолжаться четверть часа или полчаса. Когда начинается молитва, отсекается все светское, забываешь о часах на руке, ибо молитва поглощает время, будто и нет ничего, кроме нее.

Другой пример отличий - взгляды на христианское единство и отношения между Церквями, присущие представителям разных религиозных общин. Католики полагают, что христианское единство возможно тогда, когда другие христиане признают главенство папы и вернутся в лоно Католической «матери-Церкви», как блудный сын вернулся к отцу. Протестанты считают, что христианское единство - это естественный результат спокойного и рационального диалога в демократическом ключе, свободного от идеологических убеждений сторон, при взаимном сотрудничестве в социальных служениях. Между тем православные считают, что христианское единство невозможно без возвращения христиан к своим корням и истокам, воскрешения единственной живой веры и единственного божественного помышления.

Точно так же существуют различия и во взглядах на основы христианской жизни, и в отношении правил повседневной жизни. Иные взгляды на грех, на общество, на государство, брак и так далее.

Вот почему мы убеждены, что смешанные браки по сути своей очень опасны. И хотя приходится считаться с сегодняшними реалиями, с тем, как переплетено население в этом регионе, с существующим политическим и общественным давлением, однако недопустимо пренебрежение православным сознанием, размывание сути Православия. Нельзя мириться с сегодняшней ситуацией и проявлять безразличие по отношению к тому, что происходит. Конечно, чудом будет полное решение этой проблемы, но пока можно многое делать в различных сферах жизни. В богословском, историческом, правовом образовании и пастырских наставлениях. В распространении православной веры и культуры. В воспитании священников. В воспитании молодежи, семейном воспитании.

Необходимо говорить нашим детям, что смешанный брак в принципе неправилен, незаконен и вредит Церкви, которой мы принадлежим, что это прелюбодеяние в духовном смысле. Необходимо приводить нашим детям примеры и показывать весь урон, наносимый практикой подобных браков. Конечно, мы не можем силой навязывать нашим детям беспрекословное следование прямому пути Церкви. Меньшее, что мы можем сделать, это передать им дух веры Церкви Христовой, передавать им правильные знания и показывать истинное направление, после чего Бог Сам проявится в их действиях.

Каждый из нас, священников и мирян, отцов и матерей, юношей и девушек, должен осознать, что это действительно проблема, которая угрожает Церкви. Верующие в Бога люди не могут оставаться в стороне от происходящего и безразлично поворачиваться ко всему спиной.