Юрий Целиков: москвичи шли на ВАЗ с ОМОНом и собаками
На модерации
Отложенный
22 декабря исполнилось 5 лет с того момента, как руководить Волжским автозаводом стала московская команда, за которой стоит «Рособоронэкспорт». Позитивного за этот период было не много, однако это не повод, чтобы отмахиваться от части истории. Воспоминаниям о том, как москвичи пришли в Тольятти, а также некоторым итогам их пятилетнего правления посвящена наша очередная встреча с ветераном завода, бывшим президентом международной ассоциации дилеров АВТОВАЗа Юрием Целиковым.
-- 27 октября 2005 года была принята отставка председателя совета директоров АВТОВАЗа Владимира Каданникова в связи с его уходом на пенсию, -- начал Юрий Кузьмич. -- Это был конец эпохи. При Каданникове завод выжил в период тотального разрушения машиностроительной отрасли и без поддержки государства наладил производство «десятого» семейства. Главный конвейер стал производить «Самару-2», «Калину», создали СП «GM-АВТОВАЗ».
А 22 декабря произошло «декабрьское вооруженное собрание акционеров АВТОВАЗа». Полторы сотни милиционеров и десятки переодетых в гражданскую одежду сотрудников спецслужб обеспечивали безопасность новых хозяев завода. Перед входом в заводоуправление были установлены металлоискатели, стояли охранники со сторожевыми собаками. Вазовцы тогда шутили: «Военный цирк приехал». Для устрашения вазовского менеджмента прокуратура публично возбудила несколько уголовных дел и потом тихонько их закрыла. В руководстве АВТОВАЗа сразу появились менеджеры с генеральским званием. Один из них сих пор возглавляет совет директоров АВТОВАЗа. Это генерал-полковник ФСБ, кавалер ордена Почетного легиона Франции Сергей Чемезов.
-- Так что же произошло 22 декабря?
-- Легальный рейдерский захват ВАЗа чиновниками в погонах. Начало периода кадровой чехарды. Это серый день в истории завода. Судите сами: за 39 лет на ВАЗе сменилось пять генеральных директоров. Шестым (с 31 января 2002-го по 22 декабря 2005-го) был Виталий Вильчик. Потом понеслось -- за четыре года четыре генеральных, не считая Нагайцева, который в 2006 году был исполняющим обязанности (Есиповский, Артяков, Алешин, Комаров). Вице-президенты менялись, как кадры в кино. За 39 лет в истории ВАЗа было всего 49 фамилий замов генерального директора. За неполные пять лет их более семидесяти. Начальников управлений, директоров разных дирекций и помощников-советников разного уровня поменялось более чем 200 человек. Эта структурная вакханалия началась после прихода на АВТОВАЗ французского «экскурсионного корпуса». Старший вице-президент «Рено» Кристиан Эстев сам заявил однажды, что его люди на ВАЗе ничего не делают. Французы находились в Тольятти в командировке. Деньги получали в Париже, но платил им АВТОВАЗ. Исполнительный вице-президент Ян Венсан обходился заводу очень дорого -- зарплата около 3 миллионов рублей в месяц плюс проживание и питание за счет ВАЗа. Вот уже почти три года, как вазовцы общаются с французскими спецами через переводчиков. Иногда это игра в испорченный телефон – русский – английский -- французский. Число французов иногда зашкаливало за сотню. Жили они в пансионате «Сосновый бор», а московские «варяги» -- в «Фортуне». Вот моя эпиграмма по этому поводу:
Для ВАЗа «гастербайтеры» с Парижа
Дороже «челноков» московских… и не ближе.
Вообще, пришельцев явный перебор!
«Фортуна» стонет... И «гудит» «Сосновый бор».
В городском коллективе и в городском разрозненном сообществе до сих пор бытует мнение, что «Рено» -- захватчик, стремящийся полностью подмять под себя ВАЗ. Есть и иное мнение: что к нам пришел настоящий профессиональный потенциальный хозяин завода. На мой взгляд, истина где-то посередине.
-- 22 декабря вы все же называете не черным днем, а серым. То есть не все так мрачно?
-- Этот день у многих вазовцев породил позитивное ожидание, а через несколько лет наступило почти полное разочарование в дееспособности этих менеджеров.
-- Позитивное ожидание чего? Вы намекаете на то, что в последние годы правления Каданникова завод был в стагнации?
-- Нет, ВАЗ был на подъеме и на высокой скорости входил в мировой автопром. Если бы хоть часть той правительственной помощи, которую завод получает сейчас, была тогда, то все было бы иначе. Но мы тогда замечали, как свои обшелушивают завод, и вместе с профсоюзом «Единство» боролись за уменьшение количества недостатков руководства. Но, как выяснилось позже, это были детские игры по сравнению с тем, что начали творить москвичи. Мы надеялись, что пришли государственники, а оказалось, что пришли люди, которые с помощью АВТОВАЗа начали отмывать бюджетные деньги. Вот еще одна эпиграмма:
С военной выправкой заслали нам отряд,
Весь прежний менеджмент сменив на новых.
-- Ваш старый менеджмент, -- сказали, -- вороват!
Возможно, вороват, но меньше бестолковых.
-- Вы неоднократно отмечали, что ситуация с приходом на ВАЗ Игоря Комарова начала меняться в лучшую сторону…
-- Комаров сделал очень много, и было бы здорово, если бы он закрепился тут лет на пять. Главное, он не боится раскрыться полностью по проблемам завода не только перед СМИ, но и перед коллективом. Особенно меня обнадеживает его тяга к молодым специалистам и вообще к молодежи. Но недоверие к прежним командам топ-менеджеров уже настолько разрослось, что и к Комарову относятся с настороженностью. Для любого пришельца со стороны всегда будет проблемой получить доверие на заводе от рабочего.
Правда, меня несколько настораживает отношение Комарова к истории ВАЗа, а точнее, к заводскому музею, расположенному в учебном центре. Там хранятся бесценные исторические документы, которые при таком отношении могут быть безвозвратно утеряны. Два года музей вообще не работал, да и сейчас в полузакрытом состоянии.
Еще одна проблема -- кадровая политика. Службой безопасности руководит танкист, маркетингом -- геолог, у нас в техобслуживании один руководитель -- инженер-строитель, другой -- моряк. То есть ни у кого нет школы машиностроения. Вообще, при подборе персонала до уровня вице-президента необходим своеобразный интеллектуальный кастинг. Не по внешнему виду подбирать сотрудников, а то были у нас весьма симпатичные, но бесполезные для производства вице-президентки. Их, конечно, можно возить на презентации и тусовки, но этим вклад и ограничивается. Виктор Поляков никогда бы их не утвердил на эти должности. Если продолжать говорить о недосмотрах Комарова, то очень жаль, что он дистанцировался от проблем города.
Ведь раньше тот же Каданников возглавлял стратегический совет. Если дистанцироваться, то потом работать некому будет.
-- Приезжавший к нам недавно Борис Немцов как-то панибратски отзывался о президенте АВТОВАЗа. Говорил: «Ну, Игорь -- хороший парень», и все в таком духе. В связи с этим вопрос: насколько авторитетен Комаров в глазах Москвы?
-- Немцов -- бывший правительственный пижон. Я отношусь к нему с уважением, однако впечатление он производит именно такое. И вот эти пижонские выражения ему присущи. Я не сомневаюсь, что Комаров -- весьма уважаемый человек как в российском правительстве, так и в концерне «Рено-Ниссан». Очень важно, что Комаров в отличие от предшественников не дает обещаний. Виктор Поляков говорил: «Меня всегда раздражала раздача различных обещаний, которые, как правило, под всяческими объективными причинами срывались. Мы категорически проводили везде линию не давать никаких предварительных обещаний...» Тогда было другое время. Сейчас различные обещания Чемезова влияют на котировку акций АВТОВАЗа, потом эти акции «Тройка-диалог» крутит на фондовых рынках. Все (или почти все) топ-менеджеры АВТОВАЗа делают деньги через «Тройку-диалог». Вот и делайте выводы.
Весьма позитивную роль на ВАЗе играет команда (вернее, делегации) от «Ниссана». Японцы более честные и менее жадные до денег, чем «хРЕНОватые» французские топ-менеджеры.
-- Честнее в каком плане?
-- Я сужу по тем действиям, которые они предпринимают совместно со специалистами АВТОВАЗа. Вот конкретный пример: французы продали нам лицензию на двигатель. Для ее покупки мы взяли кредит во французском банке, уже два года платим проценты, а двигателя нет. Считаю, что французы поступили нечестно. Я уверен, что японцы так никогда бы не поступили. Они если заключают сделки, то отвечают за реализацию проекта. Конечно, может быть, мы этот двигатель сделаем, но ведь он устаревает с каждым годом. Два уже прошло. Вот еще один пример: они нам сейчас завозят свое программное обеспечение, и это притом, что наши программы вполне могут удовлетворить все потребности на ближайшие 10-15 лет. Получается, что наши программисты не нужны, и тем самым французы отдаляют творческих людей от производства и развития, то есть занимаются вышибанием мозгов. Словом, рабовладельческая площадка.
-- Уже появилась информация о том, что дочерние предприятия «Реформинг-Центр» и «АВТОВАЗ-Перспектива» в скором времени не будут иметь никакого отношения к заводу. Людей это очень взволновало…
-- Для того и создавали вазовские «дочки», чтобы со временем всех перешедших туда людей убрать с завода, причем по закону. Что делать народу в этой ситуации? Человек живет так, как приспособился. Приспособятся и эти люди, если, конечно, не объединятся и не выйдут протестовать, что может продлить этот «кайф» под названием «дочерние предприятия».
-- Давайте подведем краткий итог первой пятилетки правления москвичей и спрогнозируем вторую.
-- Итог? Я подведу его эпиграммой:
-- Как оценить прошедшие пять лет?
-- Да все по-старому -- сплошные передряги...
-- А нового на ВАЗе разве нет?
-- Как нет! Есть... Новые... варяги.
Что касается второй пятилетки, то тут я с вами не соглашусь. Ближайшие год-полтора (чем раньше, тем лучше) нужно, чтобы контрольный пакет акций перешел к «Рено». Какие-никакие, а они профессионалы. Вообще, оптимизм от меня не уходит, он колеблется по синусоиде, особенно когда вижу глупости, которые вытворяют нынешние вице-президенты. Возьмите недавнее письмо, которое было направлено поставщикам АВТОВАЗа.
-- Да, об этом письме много говорят, но не все понимают его смысл.
-- Смысл этого письма в самом письме. Там пугают поставщиков тем, что если они станут принимать на работу нужных ВАЗу высококвалифицированных специалистов, то отношения между поставщиками и автозаводом будут разорваны. То есть вместо того чтобы повышать специалистам зарплату, их начинают приковывать к ВАЗу цепями. Ну, сформулируйте вы правильно контрактные обязательства: «Мы тебя учим, а ты после этого у нас столько-то лет работаешь за миску баланды и два куска хлеба, но никуда не уходишь, потому что мы тебя учили». Это письмо обсуждает весь коллектив инженерно-технических работников завода. Его знают люди чуть ли не наизусть. Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно.
-- Письмо появилось в результате массового ухода специалистов с ВАЗа?
-- Да, оно появилось, когда классные специалисты начали писать заявления по собственному желанию. Позиция руководства завода неправильная, поскольку умных людей надо холить и лелеять, жилье им давать, как было раньше. Мне буквально сегодня рассказали о том, как дочка двух великолепных программистов, замечательный специалист, уволилась с завода и работает в известной московской фирме. Конечно, тут, на ВАЗе, она могла бы подняться по карьерной лестнице, но, увы, уехала…
-- Одной из серьезных проблем завода в эту «московскую» пятилетку стали информационные атаки со стороны столичных СМИ (прежде всего электронных). Раньше, при Каданникове, такого не было. Как бороться с теми, кто втаптывает ВАЗ в грязь?
-- Считаю, что руководству завода необходимо активно использовать городские СМИ, поддерживать их. Это будет во много раз эффективнее, чем тратить деньги на бездарные рекламные проекты. Помню я календарь, на котором была сфотографирована «Калина» со стороны багажника, и подпись: «Наш город, кажется, влюбился». Я написал эпиграмму:
Влюбился город -- бога ради,
Но почему влюбился сзади?
То есть абсолютно бездарная реклама, заказанная за колоссальные деньги у своих родственников в Москве.
-- В Интернете вас иногда критикуют за непримиримую позицию. Как вы относитесь к подобным наскокам?
-- Некоторые думают, что Целикова отодвинули от кормушки -- и после этого он начал критиковать руководство. Я у кормушки никогда не был, по контракту работал единственный раз, когда являлся директором автоцентра. Мне, как и большинству ветеранов ВАЗа, горько и больно наблюдать процесс разрушения завода «непрофильным пассивом» и выходцами из «Росвооружения». Слава Богу, период «РОССВООРа» близится к концу! Да здравствует «французская революция» на ВАЗе!
Комментарии
Типично совковое понимание: ну давайте дальше отстой плодить, которому нет спроса нигде и скулить о том, как быть людям?
Вон, в ВС быстро разогнали сколько народу, даже тех, кто хотел служить? Потому, что их содержание стало убыточным для страны. А этот машпром отечественный? - разогнать и утопить, вот это будет государственный подход