Детское право по-взрослому в Украине
На модерации
Отложенный
На этой неделе в Верховной Раде состоялись парламентские слушания на тему «Законодательное обеспечение и реальное состояние соблюдения прав ребенка в Украине»
Конвенция ООН о правах ребенка была единогласно принята Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года - через 30 лет после принятия
Декларации прав ребенка. В ней изложено, как именно государства, неправительственные организации, СМИ и частные лица должны
соблюдать права маленьких граждан. Сегодня в мире свыше 96% детей живут в странах, которые обязались защищать их права,
ратифицировав соответствующую конвенцию. Украина подписала документ, еще находясь в составе СССР. Однако основные документы, стоящие на страже прав несовершеннолетних украинцев, создавались уже в независимой Украине. Насколько удачен современный правовой механизм по решению детских проблем? - об этом накануне парламентских слушаний «Голос Украины» беседовал с председателем подкомитета Верховной Рады по вопросам молодежной политики, семьи и детства профильного парламентского комитета Екатериной ЛУКЬЯНОВОЙ
- На чем собираетесь акцентировать внимание коллег?
- Придется обратить внимание и Президента, и правительства, и народных депутатов на то, что в свете административной реформы, уже введенной в действие, потерялось два важных вопроса. Первый касается семьи. У нас есть Министерство образования, науки, молодежи, физкультуры и спорта и Минсоцполитики. А куда попала семья, никто так и не объяснил. Второй вопрос касается социальных центров: по борьбе со СПИДом, для женщин, терпящих насилие в семье, центры работы с детьми. Теперь их деятельность под большим вопросом. Получается, вся Европа эти центры открывает (причем, разной формы собственности), чтобы как можно лучше оказывать населению соответствующие услуги, а у нас в связи с реформой семья с социальными центрами потерялась...
- Очевидно, это ошибка. И вскоре она будет исправлена. О чем еще собираетесь говорить?
- Мне бы хотелось обсудить инициативу Президента об увеличении выплат на рождение ребенка. Я, наверное, единственный народный депутат, который открыто заявляет о своем несогласии с этим решением. Я считаю, что дети не должны стоить разных денег. Уверена: первый ребенок дается семье тяжелее всего. Родители - молодые, работы и жилья нет, катастрофически не хватает денег. Именно поэтому молодежи очень сложно решиться на первого ребенка.
Отсюда и большое количество разводов. Поэтому считаю, что увеличивать выплаты нужно именно за первенца. А второй, третий, как говорится, уже по накатанной.
- С чем чаще всего обращаются в ваш подкомитет?
- Обращений много и разных. Если брать семейные вопросы, то бывают очень сложные. В Украине - очень хорошие «детские» законы. Это правда. Но и неурегулированных вопросов, касающихся интересов детей (например, имущественных), очень много.
Однажды к нам обратилась сотрудница аппарата ВР, ее семья никак не могла усыновить ребенка. Маленькие детки сразу же уходят за рубеж. Мы подготовили законопроект о моратории на иностранное усыновление. Он «гулял» год, пока был принят в первом чтении. Все мы прекрасно понимаем: усыновление сегодня стало бизнесом.
Чтобы усыновить ребенка в Украине, маленького, здоровенького и с хорошей наследственностью, нужно заплатить 30-40 тысяч у. е. Иностранцы платят охотнее.
- Но кто-то же должен отслеживать судьбу наших деток, усыновленных за рубеж?
- Отличный вопрос. Что предусматривает законодательство по отчетности? Семья усыновителей раз в год присылает в наше посольство или консульство письмо о том, что усыновленный ребенок живет прекрасно. Проверять достоверность изложенного в письме у нас нет никакой возможности. Ребенку хорошо со слов усыновителя. На этом весь контроль закончен. Но и отчеты приходят не всегда. И некому поинтересоваться: почему родители не отчитались, и где делся ребенок. Больше всего «потерянных» детей в Америке. В нашем посольстве в США не отчитались 495 американских усыновителей.
Кроме того, не поступила информация о наших детях в консульства Нью-Йорка (о 286 детях), в Чикаго (291), в Сан-Франциско (278).
Далее: в Испании «потерялось» 102 наши сироты, в Италии - 128, в Неаполе - 87. Всего - 1991 ребенок!
- А сколько всего украинских детей вывезено за рубеж?
- За годы независимости - почти 20 тысяч. Ежегодно у нас усыновляется две тысячи с небольшим детей. И, наверное, столько же - могли бы быть усыновленными. Настораживает другое: почему у нас усыновление стало бизнесом. Как отечественное, так и иностранное. Так, к примеру, каждый главврач роддома должен в течение трех дней сообщить в Департамент по усыновлению о том, что есть отказной ребенок. А главврачи об этом не сообщают. И прямо из роддома ребенок уезжает к... приемным родителям.
- А разве так можно?
- В нашей стране - получается. В роддоме остаются документы о том, что рожали две женщины, у одной - якобы мертвый ребенок, у второй - живой. О том, что в роддомах такое практикуется, в этом году я слышала уже четыре раза, причем, эпизоды - в разных областях Украины, информация - из разных источников. Просто в роддомах усыновить ребенка легче, чем через департамент по усыновлению.
- И сколько такой ребенок стоит?
- Цена - стандартная: до 40 тысяч долларов. Поэтому я сторонник увеличения ответственности главврачей. Желающих усыновить деток хватает. У меня другой вопрос: почему сирот не становится меньше? В Украине почти 100 тысяч детей ждут усыновления. В Швеции детей на усыновление нет.
Если они появляются, тут же проблема решается, ребенок сразу же уходит в семью. Либо к близким родственникам, либо к усыновителям. Трагедии в жизни случаются: родители погибли в автокатастрофе, ребенок остался сиротой. Но в Украине процент осиротевших детей из-за смерти родителей очень небольшой. Как правило, у нас сироты социальные - при живых родителях.
- Что вы предлагаете?
- Я считаю, что матери, бросившие детей, должны платить алименты. Не государству, своему ребенку.
- Так они ведь оставляют чаще потому, что нет денег, чтобы прокормить ребенка.
- Понимаю. Но проходит время, мать устроилась, жива-здорова, получает зарплату...
- Такое практикуется где-нибудь в мире?
- Не знаю. Ладно, если это первый ребенок - ошибка молодости. А если второго бросила, третьего? Что это за фабрика по производству сирот? Не хочешь заботиться - не рожай, презервативы даже в продуктовых магазинах продаются, XXI век за окном. А родила - отвечай за него.
Я просто не понимаю, как по-другому с этим бороться.
- Оцените наше законодательство и современные реалии.
- Хорошее законодательство. Я была во многих странах и изучала законодательный опыт именно в детских вопросах. Поверьте:
все отмечают, что законодательство у нас идет в ногу с европейскими стандартами.
Что касается защиты детей и их прав, тут у нас все в порядке. Не идеально, но более или менее на уровне.
- По пятибалльной системе?
- С натяжкой на четверку. Я считаю, что за все в этой жизни нужно отвечать. Правительство пусть отвечает за реформы, президент - за государство, а родители - должны отвечать за своих детей.
- А насколько ребенку в Украине жить хорошо?
- Защищаются права и жить хорошо -две большие разницы. Стараются защищать все те, в чьи обязанности это вменил закон.
Нельзя сказать, что милиция не старается. И управления по делам семьи, и социальные службы, по мере своих возможностей. На четверку - стараемся. Вопрос другой - как жить хорошо. Это, наверное, нужно спрашивать у самих детей. Мне бы хотелось оценить это по их сочинениям, рисункам и счастливым лицам...
ВМЕСТО P.S.
29 января 2011 года комитет по правам ребенка ООН намерен заслушать отчет Украины о реализации Конвенции ООН по правам ребенка. Несмотря на всю прогрессивность детского законодательства в Украине, проблем у маленьких граждан - еще пруд пруди. А их решение - всецело в руках взрослых. Им решать, будет ли в стране ювенальная юриспруденция, станет ли суровее закон о педофилии или о распространении детского порно, накажут ли родителя за то, что он не желает заботиться о своем ребенке. А также - исправит ли законодатель свои ошибки, умышленные или невольные, и станет ли относиться к детским проблемам по-взрослому...
По материалам "Голоса Украины"
Комментарии