В полиции Израиля царит культура лжи

На модерации Отложенный

Завершающий свою каденцию в должности начальника отдела расследований преступлений полиции (МАХАШ) Герцль Шбиро заявил в интервью Haaretz, что полицейских, соглашающихся честно рассказать о преступлениях своих коллег, «можно пересчитать по пальцам одной руки». Затем Шбиро поправился, что и на одной руке пальцев больше, чем таких героев - обычно «нет шансов», что полицейские, ставшие свидетелями беззакония коллеги, согласятся «заложить» товарища.

В ходе своих расследований по жалобам пострадавших от насилия полиции МАХАШ постоянно сталкивается с тем, что свидетели-полицейские «выгораживают» товарищей, порой не останавливаясь и перед дачей ложных показаний в суде, т.е. перед прямым уголовным преступлением, - рассказал Шбиро.

Уходящий в отставку начальник одной из важнейших структур охраны законности заявляет, что в полиции царит культура лжи, а тех редких одиночек, которые все-таки дают показания против коллег, подвергают остракизму как «стукачей» и всячески преследуют - в том числе и на уровне полицейского начальства.

Шбиро привел в пример запомнившийся ему случай, когда следователям МАХАШ удалось получить правдивые показания от полицейского, товарищ которого сломал палку об голову гражданина. Сначала оба свидетеля преступления категорически опровергали показания пострадавшего. Затем следователь МАХАШ узнал от пострадавшего, что один из полицейских-свидетелей был настолько потрясен жестокостью коллеги, что в момент избиения у него были слезы на глазах. Этого совестливого стража порядка следователю МАХАШ и удалось уговорить дать показания против товарища.

Дело дошло до суда, но свидетель понял, что в иерусалимском отделении полиции ему больше работать невозможно, и попросил перевести его в Ашкелон.

Тут же на одном из полицейских форумов появилось сообщение: «ашкелонцы, осторожно - к вам переводят стукача». Командование полиции отказало свидетелю в его просьбе и направило полицейского работать в Лод против его желания. Лишь благодаря прямому вмешательству МАХАШ человек, разоблачивший преступные действия коллеги, получил-таки работу в Ашкелоне.

В 2009 году 39% расследований против полицейских, начатых по жалобам граждан, были прекращены «за недостатком улик». Еще 34% дел были закрыты за отсутствием состава преступления. До предъявления обвинений дошло лишь 20% дел, расследованных МАХАШ, - и это при том, что около половины жалоб на действия полиции были отвергнуты с порога, без возбуждения дела, как «не представляющие общественного интереса».

По словам Шбиро, 20% - это прекрасный показатель, учитывая сложности расследования уголовных дел против полицейских. Начальник МАХАШ жалуется, что в подобных делах следователям приходится бороться не против отдельных нарушителей закона, а против сплоченного учреждения, которое представляет собой полиция. Для того, чтобы ввести культуру «укрывательства» виновных в какие-то рамки, около полутора лет назад МАХАШ ужесточил политику и начал возбуждать уголовные дела против полицейских, открыто лгущих во время расследования, предъявляя им обвинения в «создании препятствий правосудию».

В ноябре вышеприведенные статистические данные прозвучали на заседании комиссии Кнессета по госконтролю. Депутаты обвинили МАХАШ в потворстве преступлениям полицейских и потребовали от минюста наладить эффективный контроль над деятельностью этого подразделения.