В исправительных колониях кавказцев наказывают без причин

В последнее время к правозащитникам поступает много звонков от родственников людей, отбывающих наказание. Большинство жалуются на то, что выходцев из северо-кавказских республик без причин наказывают и почти все они находятся либо в строгих условиях содержания (СУС), либо в помещении камерного типа (ПКТ), говорится в поступившем в редакцию "Кавказского узла" сообщении Правозащитного центра "Мемориал".

В основном, звонят родственники тех, кто осуждён за участие в том или ином вооружённом конфликте. По их словам, осуждённых ограничивают в правах - на переписку, свидание. Есть жалобы на то, что осуждённые подвергаются физическому насилию со стороны сотрудников администрации, в некоторых колониях сотрудники спецслужб пытают и избивают заключённых.

ПЦ "Мемориал" отмечает, что обычно, когда в стране происходит террористический акт или какое-то другое серьёзное происшествие, положение осуждённых - жителей республик Северного Кавказа в колониях ухудшается. В качестве примера приводится то, что после взрывов в московском метро 29 марта 2010 года почти во всех колониях кавказцев поместили в СУС и ПКТ.

Так, звонившие из Томска сообщили, что осуждённый Джамалай Устарханов из колонии строго режима ФБУ ИК-4 находится под постоянным давлением руководства колонии, его все время держат в ПКТ и СУС.

Анатолий Невинченко, осуждённый по статье 162 (разбой) УК РФ, был сильно избит в августе 2010 года, после чего лечился в санчасти больше месяца.

Человек из села Майма Республики Алтай рассказал, что отбывающий наказание в ФБУ ИК-1 Ислам Ахматукаев подвергается давлению со стороны администрации колонии.

Житель Псковской области попросил обратить внимание правозащитников и журналистов на колонию строгого режима ФБУ ИК-6, которая находится в Себежском районе области. В ней четверо жителей Чеченской Республики и Ингушетии подвергаются постоянному давлению со стороны руководства.

Звонивший смог назвать только их имена: Муслим, находящийся в СУС, Тимур, Магомед и Хамзат, находящиеся в ПКТ.

Как сообщил звонивший, 18 декабря 2010 года сотрудники колонии приковали Хамзата к отопительной батарее и избивали. В соответствии с нормами международного права, это квалифицируется как пытки, отмечают правозащитники. Также есть сообщения, что осуждённым, исповедующим ислам, часто дают свинину, и им приходится голодать.

В исправительных колониях Чеченской Республики ситуация немного лучше, чем в целом по России, но и здесь зафиксированы нарушения, сообщает ПЦ "Мемориал". Когда в августе 2010 года заключённые Чернокозовской колонии общего режима отказались выйти на построение, туда был вызван ОМОН, бойцы которого избили большинство осуждённых, говорится в сообщении правозащитной организации.

Отметим, что официальных комментариев по приведенным фактам нет.

Как сообщал "Кавказский узел", уроженцы Северного Кавказа, содержащиеся в тюрьмах в других регионах России, и ранее жаловались на притеснения со стороны других заключенных и сотрудников исправительных учреждений по национальному признаку.

Ранее председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева осудила также практику этапирования мусульман в зоны, расположенные в регионах с преимущественно христианским населением. По словам Алексеевой, такие заключенных вдали от дома подвергаются пыткам и бесчеловечным условиям содержания, многие из них погибают или выходят на свободу инвалидами.

Российские правозащитники особо указывали на пытки выходцев из Чечни в тюрьмах России. Некоторые из начальников колоний - сами бывшие военные, побывавшие в Чечне. Мстить чеченцам они начинают без какой-либо рациональной цели, отмечает председатель Комитета "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина.