Как чиновничеству Москвы живётся в коррупционной Системе
Сергей Собянин продолжает чистку старых, оставшихся со времён Лужкова, кадров. 20 декабря покинул московское правительство вице-премьер Юрий Росляк (его ввели в Совет Федерации от Москвы), последним старожилом при новом мэре теперь остаётся только первый вице-премьер Владимир Ресин.
Смена «команды Лужкова» стала хорошим поводом поговорить с московскими чиновниками о том, как функционировала прежняя Система - благо, что у некоторых служилых сегодня чуть более активно раскрываются рты: кому-то уже нечего терять, а у кого-то - наболело.
Обозреватель «Свободной прессы» побеседовал с двумя представителями московской Системы. Первый - это чиновник из московского правительства, отработавший при Лужкове около 12 лет. Второй - депутат муниципального совета одного из районов в Северном округе. Оба, разумеется, попросили не указывать их имён и даже каких-то «наводок» в виде учреждений или географической привязки.
Монолог московского чиновника:
«Самой главной проблемой последних лет правления Лужкова был страшный разрыв в «доходах» высшего и низового чиновничества.
Ни для кого не секрет, что коммерческая деятельность чиновничества, «подарки и подношения» составляют главную часть его «доходов». И вот члены правительства Москвы, префекты очень оторвались от своих подчинённых.
Я приведу пример бывшего префекта Северного округа Юрия Хардикова - так будет нагляднее. Он был случайным человеком в команде Лужкова, тот позвал его в Москву как принципиального «борца с Чубайсом». И вот через полгода пребывания того на должности префекта к нему сверху обратились с вопросом, когда тот сдаст деньги. Выяснилось, что годовая дань на этой должности - 30-40 млн долларов. А зарабатывать можно и нужно от 80 млн долларов в год и больше (есть умельцы, чей доход переваливает за 200 млн долларов в год). Хардиков отказался, устроил скандал, кричал, что «это немыслимо», таких «заработков» у него нет. В общем, деньги сдавать отказался.
Система не простила такого шага префекта. Теперь он в бегах. Был в Германии - туда пришёл запрос из российской прокуратуры. Сбежал в Литву. Там, насколько знаю, попался на переводе нескольких миллионов в оффшор. Был вынужден переехать в Эстонию. Теперь очень долго скитаться придётся, пока Система успокоится. Вот к чему несговорчивость приводит.
Основные деньги верхушка Системы делала на строительных подрядах. Любая подпись, вход в любой кабинет, знакомство с нужным человеком - всё стоило денег. Не гнушались и мелочью.
К примеру, один член московского правительства, уже бывший, время от времени устраивал традиционные «деловые завтраки» с бизнесменами в одной столичной гостинице. Чтобы попасть на «завтрак», надо было заплатить 10 тысяч долларов. Приходило до 10 бизнесменов. Это для них была отличная возможность представиться, подсунуть какую-то папочку.
Во времена расцвета рейдерского бизнеса - это где-то 2003-07-й годы - люди сделали себе многосотмиллионные состояния. Верхушка Системы покрывала, а нередко и контролировала эти захваты. По расходам какая-нибудь площадка или завод обходилась в 1-2 млн долларов, а потом сбывалась за 10-30 млн. В те годы сотни объектов недвижимости прошли через такие захваты. Тех, кто не хотел делиться - прессовали вплоть до тюрьмы. Была в середине 2000-х такая бригада из Поволжья, что захватывала заводы, так почти все её члены оказались в камерах. Это я к тому, что когда надо, когда касалось кармана - Система очень быстро пресекала любые беззакония.
В последнее время «модой» стала организация чиновниками бизнеса своих родственников - через который стали проводиться «решения». Тут вообще придраться не к чему. К примеру внук одного очень высокого начальника занимается «информационными технологиями» - городскими заказами, с доходом около 10 млн в год. Ещё один родственник высокого чиновника «обслуживает» городскую рекламу с доходом в 20 млн долларов. И таких примеров десятки.
Но вот если высший круг Системы спокойно мог «чистыми» иметь 50-100 млн долларов в год, то средний круг чиновничества - условно это начальник отдела в департаменте - не имел почти ничего. Сущие копейки, по меркам, Системы - несколько сотен тысяч долларов, если «крутиться». Право подписи на «денежный документ» у него нет, к серьезным решениям он не причастен. Уворовать где-то часть заказика на оформление праздничной сцены, познакомить с кем-то, продать какую информацию под грифом ДСП. Кто-то пристраивал родственников на хорошие должности в частные фирмы, но не ворочать деньгами, а просто работать за нормальную зарплату.
То есть их доход соотносился с доходом начальства 1:200, а у кого-то 1:1000. Вот как бюджетники злятся и проклинают бизнесмена на дорогой иномарке, так и средний и низший слой в последнее время относился к своим начальникам. Тем более что «вертикальные лифты» в последние лет 5-6 в Системе работать перестали. Всё начальство оказалось бессменным, попасть на «хлебную» должность можно было лишь из узкого круга клиентелы.
Комментарии
Призумция невиновности - видишь ли...
А без коррупции эта власть лопнет как майский шарик.
Да здравствует коррупция и будем мы все прокляты.Да укрепит наш дух Господь,коль ума не дал.