Хранилище Тимирязевского музея пустят с молотка

Двадцать один миллион восемь тысяч двадцать три рублей- в такую сумму Росимущество оценило одно из зданий усадьбы П.И.Щукина, расположенного на территории Государственного Биологического музея. Организаторы торгов считают приватизацию архитектурного памятника вполне законной и ссылаются на соответствующее постановление правительства. Сотрудники музея бьют тревогу и просят власть не допустить распродажи национального достояния.

Архитектурный скандал вокруг усадьбы П.И.Щукина разразился в конце декабря. По словам директора музея Елены Александровны Чусовой, она случайно зашла на сайт компании государственного унитарного предприятия «ФТ-Центр», (эта компания занимается управлением федеральной недвижимостью) и обнаружила, что одно из зданий музея 25 января грядущего года будет выставлено на торги. «Мы не хотим верить, что это как раз и есть начало той самой распродажи национального достояния, о которой много говорилось в последнее время, и что первым памятником, который будет продан при нынешнем мэре Москвы, окажется здание, исторически относящее к нашему музею»,- заявила GZT.RU Елена Чусова .

Наследие Щукина

Музей на территории усадьбы Щукина впервые открылся для посетителей в конце XIX века. Тогда музейный ансамбль назывался «Российские древности» и представлял собой два здания (так называемые старое и новое). В экспозицию вошли картины, оружие, церковная утварь и прочие ценности, собранные меценатом. Однако уже через пару лет музей был не в состоянии вместить пополняющуюся новыми экспонатами коллекцию и Петр Щукин в 1905 году возводит одноэтажное здание музейного хранилища- то самое, которое теперь Росимущество намерено пустить с молотка.

«Незадолго перед смертью Петр Иванович пожертвовал свою коллекцию вместе со зданием Историческому музею. Причем, он просил, чтобы музей остался музеем, а хранилище- хранилищем»- рассказывает Чусова.

Музейное хранилище заняли чекисты

Но все вышло не совсем так. В 1912 году после смерти Щукина музей закрылся, а коллекции были перевезены в Исторический музей. В конце 20-х годов архитектурный триптих превратился в студенческое общежитие. И лишь по личной просьбе Максима Горького наследие мецената снова обрело свои исторические функции- в 1934 году в усадьбе открывается Государственный Биологический музей им. К.А.Тимирязева.

«Музей закрывался лишь во время войны. Экспонаты были эвакуированы: в здании музея расположился госпиталь, а в хранилище- НКВД. После войны НКВД по каким-то причинам отказался переезжать и остался здесь под разными именами вплоть до 93 года. Тогда мы и отправились в Москомимущество, чтобы попросить вернуть музею здание бывшего хранилище. Но тут то выяснилось, что оно больше не принадлежит городу»,- рассказывает Елена Чусова

На смену НКВД пришла «Демократия»

По словам директора музея, в девяностые, согласно распоряжению правительства два здания, в которых находился музей, остались в городской собственности, а одно случайно оказалось в федеральной. В нём был безвозмездно размещен общественный фонд «Демократия», договор с которым в скором времени истекает.