Бородатых мигрантов не выпускают на заработки в Россию

На модерации Отложенный

Власти Хатлонской области на юге Таджикистана препятствуют выезду в Россию трудовых мигрантов с длинной бородой.

Как рассказал таджикской службе Би-би-си житель Хатлона Сангинмахмад Мирзоев, в аэропорту его проинформировали, что при наличии бороды он не имеет права выезжать в Россию, и сняли с рейса на Москву, куда он направлялся на заработки.

Как «Фергана» писала ранее, в октябре глава МВД Таджикистана Абдурахим Каххоров на пресс-конференции опроверг сообщения ряда СМИ о том, что власти начали «охоту» на бородатых мужчин. «Сотрудники милиции просят бородатых мужчин заменить фотографии в документах с тем, чтобы правоохранительные органы могли их идентифицировать», - пояснял министр.

Сангинмахмад Мирзоев сообщил, что в загранпаспорт, который он получил два года назад, была вклеена его фотография с бородой. Его не выпустили за пределы Таджикистана, хотя уже десять лет, как в республике отменены выездные визы и у властей не должно быть оснований препятствовать его желанию найти работу за рубежом. «Теперь же получится, что если я сбрею бороду, то меня опять невозможно будет идентифицировать с фотографией на паспорте. А вообще, ношение бороды - обязанность каждого мусульманина, и я очень расстроен тем, что меня заставляют сбрить бороду для того, чтобы я смог выехать в Россию», - отметил Мирзоев.

Еще один бородатый трудовой мигрант, который пытался выехать за пределы Таджикистана, рассказал, что в аэропортах и на вокзалах не выпускают за пределы страны бородатых мужчин моложе 50 лет. Он, как и Мирзоев, обратился в управление миграции УВД области, где им разъяснили, что с документами у них все в порядке и причин для снятия их с рейсов на Россию нет. На вопрос о том, почему же их все-таки не выпускают из страны, чиновники разводят руками. В таможенных и пограничных службах аэропорта также не смогли прокомментировать ситуацию.

Между тем, по словам руководителя областной ячейки Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ) в Хатлонской области Камариддин Афзали, в последнее время участились обращения к нему бородатых мужчин с жалобами на действия правоохранительных структур. «Их часто вызывают в отделения милиции на беседы. Думаю, что это неправильно. Ведь мы живем в демократическом обществе и должны быть свободны в выборе одежде или в вопросе ношения бороды», - считает партийный активист.

Аналогичные жалобы сегодня можно услышать в различных регионах страны. Знакомый нашему корреспонденту водитель, который уже лет двадцать носит бороду, сообщил, что сотрудники ГАИ останавливают его и «настоятельно советуют» сбрить бороду под угрозой отобрать у него права.



По мнению экспертов, власти стали настороженно относиться к бородатым мужчинам после побега в августе этого года 25 заключенных из душанбинского СИЗО ГКНБ, среди которых было немало бородатых мужчин. Начало контртеррористической операции на востоке страны усилило тенденцию. После этого власти уже стали придираться и к ношению исламской одежды. Президент Таджикистана неоднократно призывал жителей страны придерживаться такого стиля одежды, который «свойственен таджикам». К официальному запрету хиджабов (мусульманских головных уборов) в образовательных учреждениях добавились неофициальные указания на запрет ношения в общественных местах разного рода элементов исламской одежды.

Президент Таджикистана также призвал родителей детей, которые обучаются в зарубежных религиозных учебных заведениях, вернуть их на родину, так как, по мнению Рахмона, они там «становятся террористами и экстремистами». По сообщениям СМИ, за последние месяцы в Таджикистан «добровольно» вернулись свыше тысячи студентов.

Наблюдатели отмечают, что действия властей в отношении верующих не остались безрезультатными: количество верующих, посещающих мечети, хоть и немного, но снизилось. Ранее на пятничной молитве в мечетях можно было увидеть множество сотрудников правоохранительных органов в форме и чиновников, чего не наблюдается в последние недели. Но власти намерены идти еще дальше.

Как сообщает местное информационное агентство Азия-плюс, более 100 мечетей Вахшского района остались без электроэнергии. Об этом заявил заместитель директора предприятия «Южные электросети» Махмадхон Гуломов. По его словам, причиной отключения электричества в мечетях стала несвоевременная оплата за электроэнергию и отсутствие в мечетях электросчетчиков.

«В начале текущего года мы предупредили всех имам-хатибов мечетей региона, чтобы они устанавливали счетчики, и исправно оплачивали счета за потребленное электричество. Однако последняя проверка в мечетях Вахшского района показала, что наши предупреждения не были восприняты всерьез, - подчеркнул энергетик. - Электросчетчиков нет, кроме того, в мечетях используются самодельные электронагревательные приборы, которые не соответствуют никаким стандартам».

Гуломов уверен, что мечети обладают достаточными средствами, чтобы вовремя платить за электроэнергию. «На территории, которую обслуживает наше предприятие, по предварительным данным, функционирует 910 мечетей, причем многие из них достаточно крупные. В некоторых из них мы установили электросчетчики, и сбор средств за услуги увеличился на 50-60 тысяч сомони ($11-13 тысяч)», - сообщил Гуломов.