Исламофобия: невежество порождает страх

На модерации Отложенный

Двадцативосьмилетний Мухаммад Акбаров, как уже писал «КС», планировал заниматься исламским правом, которое десять лет изучал в Саудовской Аравии. «Трагическая гибель отца изменила всю программу жизни», - признался молодой человек. Новоуренгойская община оказала ему доверие, поручив ему отцовскую должность - имама старейшей в городе мечети...

За то время, как Мухаммад Исомутдинович приступил к своим обязанностям, его многое удивило.

Во-первых, то, что мечеть многие открыто называют ваххабитской.
- Это совершенно неверно. Потому что устав мечети, неизменный и, кстати, не нарушаемый в течение десяти лет, основан на учениях имамов Абу-Ханифа и Ашшафии. Это признанные ученые во всем мусульманском мире, которые считаются противниками экстремизма. Следуя их уставам, мы не можем запретить посещение мечети последователям других исламских течений и даже иных религий. Так было с нашим прихожанином Нафисом Шаймухаметовым, о котором летом много писала федеральная пресса. Последние два года он здесь не появлялся. И, как видим, его радикальные взгляды до добра не довели, - пояснил имам. - Поймите, таких людей трудно распознать, чтобы как-то повлиять на них. Но и судить по действиям одного обо всех мусульманах нельзя.

Второе беспокойство Акбарова в некотором роде связано с первым, потому что, как известно, Нафис черпал свое радикальное вдохновение из Интернета.
- В сети множество якобы исламских сайтов, пользующихся популярностью у молодежи, - пояснил Мухаммад Исомутдинович. - Мне уже довелось разубеждать ее отдельных представителей в том, что приведенная там информация вольно, порой с грубыми искажениями трактует Коран. Но что делать, когда человека некому остановить, он не ходит в мечеть? Отсюда и получаются ситуации, при которых невежество порождает беспочвенную агрессию одних и соответственно страхи окружающих.

Наиболее ярко его мысль можно разъяснить на понятии «кровная месть». В обществе распространено убеждение, что в исламе это основной способ наказать преступника, виновного в чьей-то смерти. Акбаров категоричен:
- Выхода три. И каждый зависит от обстоятельств. Первый и самый правильный перед Аллахом - простить. Второй - взять денежную компенсацию, т.е. составить официальный договор, по которому виновник будет содержать детей погибшего до совершеннолетия (причем дочерей - до замужества). И только третий - осудить, что в соответствии с комментариями священной книги означает предать правосудию, а не самосуду.

Чтобы дать единоверцам истинное знание об исламе, имам собирается вплотную заниматься просвещением, в том числе и в виртуальной сети. Для этого начал брать уроки - безупречно владея арабским, зная немного английский и родной узбекский, сейчас он переживает, что недостаточно грамотен в русском письме.

- Общение с молодежью в привычном для нее формате, мне кажется, может позволить снять многие недоразумения, - говорит он.
Профессиональный знаток ислама Мухаммад Исомутдинович крайне негативно относится к вредным привычкам:
- По исламским правилам водка и табак то же самое, что наркотики. Раньше за их употребление была смертная казнь. Сейчас послабление - 80 палок.
- Обо всём этом вы говорите на встречах с прихожанами?
- И об этом тоже. Хотите убедиться?
- Я не пойму ничего...
- Почему? Проповеди читаются на языке того государства, чьими гражданами мусульмане являются. То есть в данном случае на русском. И, как я понимаю, нынешняя обстановка как раз тот случай, когда лучше один раз слышать самому, чем через десять посредников. Наши двери открыты для всех, как и мы - для сотрудничества.