Закон непонятного действия

На модерации Отложенный

Новый Жилищный кодекс РФ (ЖК), вступивший в силу в марте этого года, разрешил чиновникам выселять граждан за долги по квартплате. Но механизм этого процесса в кодексе не прописан. Решение о том, кого выселять, отдано на откуп районным администрациям.

За что выселяют?

В ЖК установлены разные условия для неплательщиков – в зависимости от того, являются они собственниками своего жилья или нет. Если гражданин нанимает жилплощадь у государства (так называемый соцнайм), то ему разрешается безнаказанно копить долги по квартплате в течение полугода. Превысил этот срок – можешь быть выселен из квартиры. Но только по суду. Причем не на улицу, а в социальное жилье по нормам общежития, т. е. чтобы на каждого человека приходилось по 6 кв. м. Есть нюанс: если у неплательщика найдутся уважительные причины, не позволявшие ему рассчитаться с долгами, суд вынесет решение в его пользу. Уважительными могут стать: задержка зарплаты, доход ниже прожиточного минимума, инвалидность плательщика и т. д. Никакой очередности среди претендентов на выселение ЖК не устанавливает. То есть гражданин, задолжавший за семь месяцев и накопивший 7 тыс. рублей долга, может быть выселен раньше, чем тот, кто не платил за квартиру 10 лет. Должник может в один день потерять пятикомнатные апартаменты в историческом центре города и переехать в коммуналку – штрафная мера не зависит от качественных характеристик жилья.

С неплательщиками-собственниками сложнее. Про них сказано, что если у такого должника только одна квартира (или комната в коммуналке), то выселить его нельзя. Можно только через суд наложить штраф в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ от невыплаченных сумм за каждый день просрочки. Например, если плата за жилье и коммунальные услуги составляет 1 тыс. рублей в месяц, то за день просрочки придется заплатить 43 копейки. Но вот как быть с собственником, который и штрафа не платит, и долг по квартплате не гасит, ЖК умалчивает.
На свой здравый смысл

Перечисленными пробелами в законодательстве тут же воспользовались чиновники, ответственные за выселение неплательщиков. В Петербурге несколько семей уже сменили место жительства за несвоевременную оплату счетов. «Первовыселенцами» стали мать и сын Соколовские, которые за восемь лет накопили непогашенных квитанций на сумму свыше 46 тыс. рублей. Вместо «трешки» в «корабле» на проспекте Стачек Соколовские получили комнату в коммуналке. Другой неплательщик, Борис Продувнов, задолжал городу лишь 28 тыс. рублей за три года. Ему пришлось переехать с Садовой, 106 в 27-комнатную коммуналку в своем же районе.

С должниками – собственниками жилья Жилищный комитет тоже начал разбираться. Как сообщили чиновники, подготовлено уже несколько десятков решений о наложении ареста на имущество неплательщиков. Хотя закон не позволяет этого делать, у нескольких горожан в зачет долгов уже отобрали вещи – в основном бытовую технику. Без телевизоров, музыкальных центров и прочей техники остались несколько жителей Адмиралтейского района. Правда, некоторые рейды по аресту телевизоров оказались безрезультатными – изымать было нечего. Например, хозяева квартиры в доме №19 по Рузовской улице (долг 54 тыс. рублей), получив предупреждение об аресте, вывезли из дома все имущество. Другие граждане (с Рузовской, 9, Можайской, 28 и т. д.) оказались менее расторопными – и за это лишились бытовой техники.

Правда, всем должникам разрешили в течение пяти дней с момента изъятия имущества оплатить долги и тогда имущество обещали вернуть. При этом провинившихся предупредили, что если они опоздают с оплатой, то им придется компенсировать еще и пени за просрочку – 7% от суммы долга. Но никто этой возможностью не воспользовался.

На каком основании был установлен именно такой процент, почему у должников стали арестовывать имущество, а не, скажем, их самих или почему им не назначили штрафные работы в счет уплаты долга – например, 10 дней подметать двор своего дома или мыть лестницы, – на все эти вопросы суд ответить не смог.

В прокуратуре Петербурга пояснили, что, поскольку четких норм насчет борьбы с должниками в законе не прописано, судьи руководствовались… здравым смыслом. То есть собственными представлениями о том, кого выселять, а кого нет, у кого отбирать имущество, а кому оставить. В свою очередь, чиновники районных администраций, располагающие данными о неплательщиках, тоже на собственное усмотрение решают, на кого из них направить иск в суд.

На сегодняшний день в судах Петербурга рассматривается около 20 тыс. исковых заявлений о взыскании задолженностей и 100–150 дел о выселении на основании неплатежей. Но данные эти постоянно меняются, так как многие граждане, услышав о показательных выселениях должников, спешно стали оплачивать счета.
Все по закону

«Проведенные Жилищным комитетом выселения – вопиющий случай. Изъятие квартиры несопоставимо с суммой задолженности. Если эта практика продолжится, то прокуратура должна обжаловать их», – считает адвокат Международной коллегии адвокатов «Санкт-Петербург» Светлана Савинова. По ее мнению, нужны дополнительные нормативные акты, где была бы более детально описана процедура взыскания долгов. Нынешняя же ситуация, считает г-жа Савинова, провоцирует злоупотребления в этой сфере со стороны чиновников.

Действительно, в Адмиралтейском районе есть наниматели, не платившие по 5–6 лет и накопившие по 80–100 тыс. рублей долга по квартплате. А у некоторых обитателей Центрального района долги доходят до нескольких сотен тысяч. Но их пока не выселили. Как поясняют специалисты, здесь несколько причин. Во-первых, повестку на выселение скорее получит тот, кто на самом деле ее вовремя прочитать не сможет, т. е. по месту прописки не живет. Как, например, Борис Продувнов, который сдавал свою «двушку» на Садовой строителям-нелегалам из бывших союзных республик. Сам г-н Продувнов снимает жилье, т. е. он вполне мог бы рассчитаться по квартплате, если бы своевременно прочитал повестку в суд. Так что в этом случае квартира почти гарантированно освобождается. Во-вторых, по признанию самих жилищников, они не связываются с выселением, если в семье неплательщиков есть несовершеннолетние дети. Даже когда долг составляет 100 тыс. рублей и выше. Суд просто не станет рассматривать такое дело. Из-за этого годами бесплатно живут в своих квартирах наркоманы, пьяницы и прочие маргиналы. Получается, что закон одинаков не для всех.

По мнению заместителя президента Международной коллегии адвокатов «Санкт-Петербург» Германа Вергасова, жилищные чиновники действуют в рамках закона. Другое дело, что закон противоречит здравому смыслу и нарушает конституционные права граждан.

Примечательно, что, хотя в Жилищном комитете и говорится, что освободившиеся квартиры будут отдавать городским очередникам, на практике это сделать сложно. Как пояснила директор ОАО «Жилкомсервис № 3 Центрального района» Ирина Романюк, «выселенцы» могут оспорить решение суда и снова въехать в отнятую квартиру. «В Жилищном кодексе на этот счет никаких разъяснений не дано, а местных подзаконных актов нет», – сетует г-жа Романюк.

Однако заместитель председателя Жилищного комитета Владимир Гайдей считает, что в ЖК достаточно четко прописаны возможности решения проблемы с неплатежами. «Нужно только большую активность проявлять в этом вопросе. И нельзя подходить к нему односторонне. Вот говорят: долг в 46 тысяч мал для изъятия квартиры. Так кажется, если взять одного-двух неплательщиков. А если сложить все долги за жилищно-коммунальные услуги, получится внушительная сумма – свыше 3,7 млрд рублей», – говорит г-н Гайдей.

Как бы то ни было, пока не предложено ни соответствующих изменений в ЖК, ни новых нормативно-правовых актов, которые бы ликвидировали перечисленные пробелы кодекса.

Надежда РОГОЖКИНА