Прошлое России забирает РПЦ

Государство позаботилось, чтобы через 10 лет в стране не осталось музеев и памятников.

Уходящий 2010 год принес множество судьбоносных - совершенно без кавычек - решений российского правительства в самых разных областях. По мере того, как одни решения вступают в силу, другие при помощи федерального и региональных парламентов готовятся стать законами - становится заметнее, что многие из них складываются в общую картину. Именно такое ощущение создается, если рассмотреть основные правительственные новации в сфере культуры - точнее, музеев и культурного наследия.

Хотели того законодатели и чиновники или нет - но в уходящем году государственную политику в области культурного наследия, во всех смыслах этого слова, изменили так, что уже через десятилетие - к пресловутому, любимому государственными планировщиками, 2020 году - Россия может фактически потерять свое прошлое в его вещественном воплощении.

Реконструкция «в законе»

В Государственной думе находятся на рассмотрении - и будут рассмотрены во втором чтении 21 декабря - поправки в федеральный закон №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ». По имени одного из вносителей они известны депутатам как «поправки Плескачевского». Первоначальная, принятая первым чтением, редакция поправок была охарактеризована реставраторами, архитекторами и общественниками - как «законодательная мина» под системой защиты наследия.

Речь в поправках, в том числе, шла о включении в список допустимых работ на объектах культурного наследия - понятия «реконструкции». Это означает, что на памятниках культуры можно будет проводить строительные работы без учета его особого статуса, что в результате может привести к полному искажению первоначального облика объекта, поясняли журналистам эксперты движения «Архнадзор», организовавшего серию одиночных пикетов у здания Госдумы с требованием пересмотреть поправки.

Еще одна предложенная новация - «опустить» уровень принятия решения об исключении памятника из реестров культурного наследия с уровня правительства РФ до уровня Минкульта.

Это, как подозревают общественники из «Архнадзора» и питерского движения «Живой город», может облегчить согласование недобросовестным застройщикам, крупнейшим из которых вполне под силу повлиять на не самое богатое и значительное министерство.

Основными «вдохновителями» поправок считаются чиновники петербуржского стройкомплекса. Дело в том, что наибольший объем реконструкции исторических зданий по стране может быть освоен именно там - ведь в Петербурге, до революции 1917 года бывшим крупнейшим городом России, до наших дней сохранились многочисленные кварталы весьма запущенных, но коммерчески перспективных зданий.

Реакция общественности оказалась на сей раз весьма громкой и оперативной. Помимо упомянутого пикета «Архнадзора», который продолжается всю неделю, 11 декабря на Чистых прудах пройдет митинг общественников с требованиями изменить поправки. Архитекторы, реставраторы и искусствоведы подписали обращение к президенту Медведеву, в котором описывается весь потенциальный ущерб российской культуре от введения этих поправок.

Активность общественности возымела эффект: 6 декабря комитет Госдумы по культуре заявил, что термин «реконструкция» из пакета поправок изъят, в законе останется старая формулировка «приспособление памятника к современному использованию». Однако ряд других потенциально опасных положений в документах всё ещё остаются, поэтому общественники продолжают держать эти поправки в фокусе внимания.

Богу - кесарево

Второй обсуждаемый закон, кажется, еще громче: он предусматривает передачу религиозным организациям имущества религиозного назначения. Он уже подписан президентом Медведевым 30 ноября с.г. и получил номер 327-ФЗ. Законодатели и президент таким образом преодолели активное сопротивление работников культуры и общественников, многие из которых предрекают крах музейной отрасли в России по крайней мере, в той области, в какой она связана с историей средневековой России.