Афганский капкан демократической России

На модерации Отложенный

Россия все больше втягивается в афганскую кампанию Соединенных Штатов их союзников. К каким последствиям это может привести рассказал бойц группы спецназа КГБ СССР "Каскад", советник оперативных батальонов Министерства госбезопасности Афганистана и личный охранник Бабрака Кармаля Федор Яковлев.

Представляем собеседника.
Яковлев Федор Григорьевич. 1952 г.р. В 1976г. закончил филологический факультет Житомирского педагогического института им. И.Франко по специальности учитель русского языка и литературы.
Кандидат в мастера спорта по боксу (чемпион украинского ДСО «Спартак»).
В органах КГБ с марта 1977г. В январе 1979г. направлен на учебу на КУОС (курсы усовершенствования офицерского состава). С июля по сентябрь 1979г., а затем с января по февраль 1980г. находился в Афганистане в составе группы спецназа КГБ СССР «Зенит», с марта по июль 1980г. – в личной охране президента ДРА Бабрака Кармаля. С января по июль 1981г. – в составе группы спецназа КГБ СССР «Каскад». С февраля по декабрь 1987г. – советник оперативных батальонов Министерства госбезопасности Афганистана. Майор. Награжден медалью «За отвагу». Уволился из СБУ в 1992г.


- Как можно охарактеризовать ситуацию в Афганистане? Ваша оценка сил, методов и опыта ведения боевых действий сторонами конфликта...

- Для начала немного необходимой сравнительной статистики, без которой сложно будет понять, что в действительности происходит.

Итак, войска СССР находились в Афганистане с 25 декабря 1979 года по 15 февраля 1989 года – 9 лет и 64 дня. При этом их максимальная численность в 1985 году достигала 108,8 тыс. человек, и с этого времени их количество неуклонно снижалось. Вывод войск начался с 15 мая 1988 года, через 8 лет и 5 месяцев после начала операции, и уже к августу 1988 года их количество составляло порядка 40 тыс. Весь процесс вывода занял всего шесть месяцев.

Правительство Наджибуллы после полного вывода советских войск самостоятельно продержалось до 16 апреля 1992 – три года и два месяца, причём держалось даже после решения президента РФ Ельцина, отказавшего в октябре 1991 года правительству Афганистана вообще в какой-либо поддержке.

Понятно, что афганское правительство объективно не могло самостоятельно противостоять моджахедам разных мастей, на финансирование которых только США ежегодно тратило свыше $500 млн. Ещё большую сумму составляли материально-финансовые вливания противникам Наджибуллы со стороны ряда арабских и европейских стран, а в военных операциях против Афганистана принимали участие военнослужащие пакистанской армии.

Войска НАТО введены в Афганистан 7 октября 2001 года и находятся там по настоящее время – уже дольше, чем находились войска СССР. Их количество даже в настоящий момент превышает 150 тыс. военнослужащих и неуклонно растёт. Начало вывода намечено на июль 2011 года и планируется завершить в 2014 году. При этом не исключено, что к Афганистану будет применён «иракский вариант», когда о «завершении боевых действий» объявили, но, тем не менее, 50 тыс. солдат оставили.

Что касается режима Карзая, то абсолютно ни у кого, в том числе и у него самого, нет никаких сомнений в том, что он падёт гораздо раньше, чем последний солдат НАТО покинет территорию Афганистана.

В отличие от советских войск, войска НАТО или, как их называют, международные силы содействия безопасности (International Security Assistance Force – ISAF) активных боевых действий не ведут. Они сидят по своим гарнизонам и только изредка прочёсывают их окрестности. Для «подавления сил противника» применяются массированные артиллерийские и бомбовые удары, которые наносятся либо на основании сведений агентуры, либо на основании данных беспилотников (БПЛА) и космической разведки.

В первом случае, эти удары, как правило, наносятся по пустынной местности, где противника либо уже нет, либо и никогда не было, поскольку агентура предоставляет заведомо ложные сведения. Для афганцев это стало одним из средств заработка, так как эти сведения неплохо оплачиваются. Поэтому афганцами созданы десятки лже-резидентур, в том числе подконтрольные талибам, в которых одни имитируют деятельность террористов, другие «доносят» об их «базах», а третьи «подтверждают» результативность ударов по ним, создавая видимость, якобы, независимых источников информации. Руководству частей ISAF это тоже выгодно для имитации «эффективности» своих «боевых» действий.

Во втором случае – при данных БПЛА и из космоса, удары механически наносятся по обнаруженным скоплениям людей, подпадающих под признаки террористов. Поэтому под эти удары чаще всего попадают мирные жители, собравшиеся на свадьбу, похороны либо по любому другому поводу.

Впрочем, по большому счёту, силы ISAF, введённые в Афганистан для разгрома «международного терроризма», эту задачу решать и не собираются, поскольку её практическое выполнение неизбежно приведёт к радикальному увеличению потерь, которых даже при такой, «окопной» тактике избежать не удаётся.

Контролировать территорию Афганистана руководство ISAF планирует с помощью афганских правительственных войск (общей численностью свыше 170 тыс. человек), а также афганской полиции (около 130 тыс. человек). Однако, военнослужащие Минобороны Афганистана и афганские полицейские абсолютно не горят желанием воевать со своими единоверцами и рассматривают службу в армии и полиции исключительно, как средство пропитания для своих семей в нищей, разорённой стране.

Таким образом, 30-40 тыс. активных бойцов движения «Талибан», пользующихся поддержкой населения и умеющих, в отличие от руководства ISAF договариваться с вождями племён, контролируют практически всю территорию Афганистана.

- Тем не менее, Россию втягивают в операцию в Афганистане. Москва разрешила транзит грузов и личного состава структур НАТО через свою территорию, затем пошли поставки техники. Следом стоит ожидать массового набора российских наемников в ЧВК («солдаты удачи» из РФ уже воюют в Афганистане). Чем грозит втягивание в афганскую оккупацию?

- Да, фактически, она уже втянута. Не знаю, что думает российское руководство, но расширение транзита грузов для военного контингента в Афганистане приведёт к тому, что афганцы будут абсолютно однозначно считать, что бомбы и снаряды, которые падают на их мирные кишлаки и убивают женщин, стариков и детей, привезены на их землю из России.

Неважно, что привозят самолёты, прилетающие из России, важно то, как это будет преподнесено афганцам. А доведут до них «правильную» информацию именно натовские пропагандисты, поскольку в информационном пространстве Афганистана Россия отсутствует.

В результате, это будет означать, что высочайший имидж друга афганского народа, который достался России по наследству от Советского Союза, будет стремительно падать. Для американцев крайне важно, чтобы Россию, которую большинство афганцев рассматривают, как альтернативу США, стали рассматривать, как американского союзника и именно в военной сфере. Но пускать её в Афганистан никто не собирается.

Кстати, Россия уже начала поставки стрелкового оружия и боеприпасов к нему для афганской полиции, причём, на безвозмездной (!) основе. Понятно, что это дешевле утилизации старого вооружения и боеприпасов, но можно даже не сомневаться, что при нынешней ситуации, как минимум, треть этого вооружения незамедлительно окажется у талибов. Кроме того, это явная поддержка проамериканского режима Карзая, который большинство афганцев считает антинародным, так что такая акция авторитета России также явно не прибавит.

- Москва убрала своих пограничников с таджико-афганской границы, но в то же время констатирует вал наркотиков из Афганистана в РФ и через РФ. Что нужно сделать, для того чтобы перекрыть афганский наркотрафик?

- Ответ совершенно банален: необходимо бороться с причиной, а не со следствием. Американцы создали настолько комфортные условия для производства героина в Афганистане, что объёмы его производства и рентабельность просто зашкаливают.

Наркокурьер за одну удачную ходку зарабатывает столько, сколько не получит за 10 лет работы на производстве. В случае провала после отсидки курьер получит «страховку».

Кроме организованного наркотрафика, появилась масса тех, кто, купив за копейки героин в Афганистане, пытается доставлять его в Россию самостоятельно, через друзей и родственников.

Объёмы наркоторговли в России постоянно растут, к тому же, как правило, она «крышуется» теми, кто с ней должен бороться. Они, возможно, и контролирует оборот наркотиков, но эффективно бороться с ним не в состоянии.

8 декабря в Москве состоялась первая встреча руководителей антинаркотических ведомств Афганистана, Пакистана, России и Таджикистана, но подписанное ими совместное заявление только отражает всю ту же тенденцию борьбы с последствиями.

Начало эффективной борьбы с наркотиками в России лежит на территории Афганистана, но не только, как отмечено в указанном совместном заявлении, в проведении «спецопераций по ликвидации наркопосевов, нарколабораторий и наркорынков», которые при существующем объёме производства героина никак не влияют на его снижение. Бороться с производством наркотиков можно и нужно, в первую очередь, замещением выращивания опиумных культур сельскохозяйственными.

Не секрет, что афганские крестьяне выращивают опиумные культуры вынужденно, поскольку не имеют другого источника содержания своих семей. Поэтому нужна серьёзная международная программа по созданию инфраструктуры оказания помощи крестьянским хозяйствам семенами, техникой, удобрениями и т.д. Без этих широкомасштабных мер по искоренению выращивания дешёвого сырья с распространением наркотиков справиться не удастся. Россия же, как никакая другая страна, должна быть заинтересована в скорейшем разворачивании этой программы, поскольку является основным рынком сбыта афганского героина, ежегодно получая свыше 7 млрд. доз этого наркотика.

- Как будет развиваться ситуация в Афганистане и на южных рубежах РФ в ближайшем и отдаленном будущем?

- Всё зависит от тех мер, которые в этом «ближайшем и отдаленном будущем» будут приняты. Если Россия и дальше будет оставаться не более чем пассивным пособником НАТОвской агрессии, то ничего хорошего ожидать не приходится.

Вакуум реальных друзей Афганистана, которые в отличие от сил ISAF, не разрушают, а развивают афганскую промышленность, строят и дают рабочие места, постепенно заполняется. Например, китайские компании уже вкладывают в промышленность Афганистана миллиарды долларов, добывают руду, уголь, строят заводы, электростанции, дороги и школы. Планируется, что на китайских предприятиях в ближайшее время получат работу свыше 20 тыс. афганцев. Да, и бывшие советские республики не упускают возможности заработать в Афганистане – совсем недавно «Узбекские железные дороги» при финансовой поддержке Азиатского банка развития закончили строительство железной дороги Хайратон – Мазари-Шариф протяжённостью 75 километров и стоимостью $129 млн.

- Адекватны ли, на Ваш взгляд, изменения в силовых структурах России в этот переломный момент, когда назревает еще более жесткий мировой кризис и начнется война за ресурсы?

- Известные события августа 2008 года показали, что российские силовые структуры не способны адекватно реагировать даже на небольшие локальные конфликты. Одни не имели никаких сведений о давно готовящемся нападении на Цхинвал, у вторых не оказалось боеготовых частей для отражения агрессии и пришлось грубо «давить массой», используя в боевых действиях даже недавних призывников. «Высокоточное оружие» куда-то «запропастилось» и приходилось стрелять «по площадям», попадая при этом, куда не надо. Самолёты, по-видимому, сами таранили зенитные ракеты противника, поскольку те, ну, никак не должны были их сбить.

В конечном итоге, как обычно, победил реальный героизм российских солдат вопреки бездарности военного руководства.

К сожалению, адекватных выводов сделано не было и реформы, которые многие военные эксперты, такие, как бывший начальник главного управления международного военного сотрудничества МО РФ генерал-полковник Леонид Ивашов, называют развалом армии, «успешно» продолжаются.

По мнению Ивашова, в настоящее время у России уже нет армии, которая могла бы защитить Россию от внешней агрессии.