Создатели олимпийской дороги возведут 12 тоннелей
Всего три с небольшим года осталось до начала Сочинской олимпиады. Размах строительства, развернувшегося у черноморского курорта, потрясает. В этом убедился собкор «Гудка», проехавший от сочинского вокзала до Красной Поляны.
Около 10 утра наша мотриса (организовала поездку Дирекция по комплексной реконструкции железных дорог и строительству объектов железнодорожного транспорта - филиал ОАО «РЖД» в рамках сетевой школы передового опыта ОАО «РЖДстрой») отправилась в сторону Адлера. Все сразу прилипли к окнам - картина действительно завораживающая. Сопровождают её комментарии замначальника СКЖД по капстроительству Николая Есауленко:
- Сейчас делаем двухпутные вставки на перегонах Дагомыс - Сочи, Сочи - Мацеста и Мацеста - Хоста. От Мацесты до Хосты строим 18 бун, чтобы не размыло полотно, делаем новую контактную сеть, - говорит он.
За окном проносятся пейзажи огромной стройки. Тут и там высятся скелеты будущих зданий, дорог и мостов. От железной дороги отходят ответвления: вот начинается путь, который свяжет вокзал с аэропортом, а здесь присоединяется линия на Красную Поляну.
- В этом месте мы столкнулись с многочисленными жалобами от местных жителей, - показывает Николай Есауленко, когда мотриса проезжает вдоль настоящего «шанхая». - Чуть ли не каждый из жителей требует, чтобы возле его дома построили переход через железнодорожные пути. Переходы, конечно, строим, но только там, где они проектом предусмотрены.
Понятное дело, ведь переход к пляжу возле дома здорово взвинчивает цены при сдаче жилья в летний сезон. Вот и спешат воспользоваться возможностью.
Мотриса прибывает на грузовой двор «Сочинский».
- Это один из двух дворов, возведённых специально для грузов олимпийского строительства, - поясняет Николай Есауленко. - Сегодня здесь их пока не много, основной поток пойдёт в 2013 году, когда повезут оборудование. А вот грузовой двор «Россельхозакадемия» работает в полную силу. Он предназначен для сыпучих грузов. Планируется, что уже через год начнётся его демонтаж.
С грузового двора перемещаемся на завод по производству тюбингов - бетонных конструкций для тоннелей.
- Это полностью механизированное предприятие, - поясняет начальник ДКРС Сочи Евгений Солнцев. - Завод был специально приобретён под потребности РЖД. И полностью эти потребности обеспечивает.
Двор завода заставлен готовыми изделиями, в здании малолюдно, но линии работают.
Осмотрев завод, на автобусах отправляемся на строительство совмещённой авто- и железной дороги Адлер - Красная Поляна.
По дороге попадаем в пробку. С улицы сильно пахнет мандаринами. Да вот оно - мандариновое море. С машин и с прилавков, из ящиков и просто из сумок выглядывают оранжевые цитрусы.
- Это Казачий рынок, - поясняет управляющий Сочинского филиала ОАО «РЖДстрой» Юрий Копачев. - По этой улице 300 м до абхазской границы, вот народ и везёт.
Вырвавшись из города, едем уже по новой трассе.
- Этот кусок здорово разгрузил город, - говорит Евгений Солнцев.- Много машин ушло сюда.
До его открытия можно было простоять в заторах до семи часов.
Вдоль дороги тянется новая железнодорожная насыпь, укреплённая габионами. Смотрятся, как старинные крепости. Что-то подобное я видел на раскопках Танаиса. Насыпь временами переходит в мосты и эстакады. Вот одна из самых длинных - 34 пролёта по 33 м тянется над Мзымтой, название этой реки переводится как Бешеная.
- А почему Бешеная? - спрашивает кто-то из гостей.
- За характер. В одну ночь может подняться на восемь метров, - объясняют хозяева.
Сейчас по ней этого не скажешь. Кажется, что в самом глубоком месте воды по щиколотку. Прозрачный поток с белыми барашками лениво перекатывается через многочисленные камни.
Делаем остановку. Здесь строится один из тоннелей. В горе три прохода - для поездов, для авто и для воздуха - вентиляционный. Из их жерл словно гигантские змеи выглядывают горнопроходческие машины.
- Всего на дороге будет 12 тоннелей, - рассказывает Евгений Солнцев. - Семь из них сдадим уже в этом году. В следующем должны сдать самый сложный, третий комплекс. Сегодня с него ежесуточно вывозится по 5 тыс. кубов породы. А кроме тоннелей ещё здесь будет 78 мостов и эстакад.
Подъезжаем к очередному тоннелю. В нём работает горнопроходческий комплекс Herrenknecht. На въезде видим небольшую статуэтку.
- Это святая Барбара - католическая покровительница всех горняков и артиллеристов, - поясняют хозяева.
В глубине тоннеля виднеется циклопическая машина. Конструкция занимает всё свободное пространство, а это примерно 10 м в диаметре. Поднимаемся по лестнице в верхнюю часть механического монстра. Люди на фоне этой махины кажутся муравьями.
Нам поясняют, что ротор находится далеко впереди и туда мы пройти не сможем. А вот кабина управления. Многочисленные переходы, коридорчики, опутывающие машину лестницы напоминают лабиринт.
- Такие комплексы целесообразно использовать, если строящийся тоннель превышает 2000 м, - говорит Евгений Солнцев. - Как раз наш случай. Они очень энергоёмкие. Три такие машины, которые мы используем, потребляют 27 МВт. А стройка всего потребляет 57 МВт. Для сравнения: весь Сочи до решения о проведении Олимпийских игр потреблял 43 МВт.
Подъезжаем к конечному пункту экскурсии, будущей станции Эсто-Садок. Многочисленные снующие автомобили покрыли пылью всю растительность вдоль трассы, но почему-то она пощадила ярко-красный бутон распустившейся у дороги розы. Вдоль трассы тянутся хурмовые сады - они почти в каждом дворе Красной Поляны. В посёлках тоже кипит строительство, кто-то обновляет дом, строится новое здание больницы.
- Здесь будет предпоследняя станция на линии, - поясняет Евгений Солнцев. - Дальше дорога пойдёт до станции Альпика-Сервис. А рядом начинается канатная дорога «Горная карусель», которая поднимет олимпийцев к местам соревнований.
Возвращаясь, кто-то из участников сетевой школы уже делился впечатлениями по телефону.
- Конечно, потрясающий размах строительства. Объёмы огромны. На словах передать невозможно. Это надо видеть! И при таком дельном подходе наверняка всё завершат к сроку.
Комментарии