Катынские семьи: мы не добиваемся компенсаций

На модерации Отложенный

Тов. Илюхин не заседании Госдумы по Катыни пугал собравшихся: „В Страсбургском суде сегодня находится 70 исков поляков. Польское правительство официально выступило стороной в них, заинтересованной стороной в тех исках, где ставится вопрос о возмещении ущерба. Я могу отметить, что это возмещение ущерба будет исчисляться, поверьте мне, миллиардами. Сегодня две организации: Польский институт национальной памяти и комитет Катынь - вынашивают планы предъявления России иска в размере 100 миллиардов долларов за уничтожение, как они говорят, цвета нации. Я могу вас обрадовать, что и господин Путин, и Вы сегодня, проголосовав за это постановление, сами будете прокладывать дорогу к этому иску. Поверьте мне, в европейских судах любой иск против России будет удовлетворён.”

Ссылка: http://kprf.ru (там можно просмотреть и видеовыступление)

В каждой из фраз Илюхина – обыкновенное вранье. Нету в Страсбурге 70 исков, не ставится в имеющихся нескольких исках вопрос о возмещении ущерба, тем более нету никаких слов про миллиарды – ни по искам, ни от ИНП, ни от «комитета Катынь» (и нету даже такого комитета). Голословным является и утверждение, что в европейских судах любой иск против России будет удовлетворен.

Я мог бы написать резюме по теме катынских компенсаций (это резюме ничего общего не имело бы со страшилками Илюхина – скажу, например, что тему реабилитации поляков и компенсаций затронул В. В. Путин во время визита в Польшу в январе 2002 года, есть точная цитата из его выступления), но лучше дать слово тем, кого это касается - польской Федерации Катынских семей, единственному влиятельному и массовому катынскому объединению в Польше. Вот перевод статьи из вчерашней (понедельник) самой массовой польской «Газеты Выборчей»:

«Катынские семьи: мы не будем добиваться компенсаций»
«Газета Выборча» (Польша), 29 ноября 2010 года.

Федерация Катынских семей не желает, чтобы политики рекомендовали ей требовать от России компенсаций за преступление в Катыни.

В пятницу российская Госдума приняла заявление, в котором Россия прямо говорит, что преступление в Катыни совершено по приказу Сталина, и выражает глубокое сочувствие родственникам жертв.

Заявление уже комментировали политики. Председатель ПиС (партия «Право и Справедливость») Ярослав Качинский сказал, что за заявлением должны идти «конкретные дела – извинения и компенсации».

Федерация Катынских семей на своем интернет-сайте поместила следующий комментарий: «В связи с появляющимися в СМИ инсинуациями, будто бы сообщество Катынских семей планировало обратиться к Российской Федерации с финансовыми претензиями как компенсацией за смерть Жертв катынского убийства, напоминаем, что 15 мая 2008 года (...) была принята декларация о позиции и ожиданиях нашего сообщества в разрешении широко понимаемой Катынской проблемы (...). В заключительном пункте той декларации мы написали: «Федерация катынских семей не будет предъявлять властям Российской Федерации финансовых претензий.

Не может быть цены за смерть Мужа, Отца или Брата – не может быть цены за честь и достоинство поляка».»

Беседа с Изабеллой Сариуш-Скомпской, председателем правления Федерации Катынских семей.

Малгожата Сковроньска: Впервые Россия прямо говорит, что преступление в Катыни совершено по приказу Сталина. Что это, историческая декларация Госдумы или же – как говорит председатель ПиС – резолюция без конкретностей, то есть без извинений и компенсаций?

Д-р Изабелла Сариуш-Скомпска
: Вспомним, что еще двадцать лет назад, 13 апреля 1990 года агентство ТАСС опубликовало сообщение, в котором утверждалось, что за расстрел польских офицеров ответственность несет НКВД. А потом были приливы и отливы катынской лжи. Заявление Думы – это важный жест. Те, кто его подписали, обращаются непосредственно к польскому народу, а не к анонимному слушателю. Тут виден элемент плана. Давайте примем этот жест как шаг в направлении прекращения лжи, которая много лет делит поляков и русских. Слова важны, еще более важны дела. Русские заявили, что отдадут нам все архивы по Катыни. То есть в заявлении речь идет не только о примирении, но и о том, чего мы давно ждали – хотя бы списков всех расстрелянных, установления места их смерти и погребения.

- Ярослав Качинский и некоторые политики говорят, что этого мало, что в заявлении ничего не говорится о компенсациях, о геноциде...

- Это голоса не из среды Катынских семей. Да к тому же продиктованные сиюмиутной политической игрой, а мы являемся организацией аполитичной. Некоторые политики не делают ничего кроме обострения ситуации. И вдобавок клевещут, что мы действуем из финансовых побуждений. Это унизительно. Еще в 2008 году Федерация Катынских семей заявила, что мы не будем выступать с финансовыми претензиями. Нет цены за жизнь мужей и отцов, нет цены за жизнь польских офицеров. Наша декларация была передана в качестве вспомогательного материала польской стороне при работе польско-российской Группы по сложным вопросам.

Это не закрывает индивидуальных дел о компенсациях, но мы как организация в этом не участвуем. Мы допускаем мысль, что символюческой финансовой компенсацией могло бы стать образование в Российской Федерации фонда, целью которого было бы создание в Польше какого-то стабильного объекта-памятника (больница, школа), носящего имя Жертв катынского преступления.

- А каковы будут последствия польских критических голосов в отношении заявления Госдумы?

- Им будут аплодировать те русские, коммунисты, которые были против. Будут подчеркивать конфронтационный язык некоторых польских политиков и притязания некоторых поляков. Таким языком споры не решаются. Федерация Катынских семей не будет использовать такого языка, ибо он ни к чему хорошему не ведет. Мы отмечаем жест очищения и ждем документов.

Оригинал:
Rodziny Katyńskie: Nie wystąpimy o odszkodowania
„Gazeta Wyborcza”, 29.11.2010.