Проблема Каспия близка к нежелательной развязке
Раньше правовой статус Каспия определялся договором между СССР и Ираном. Больше проблемы этого внутреннего водоема никого не касались. Тишь да гладь закончились с распадом СССР. На Каспии появились три новых игрока, отколовшихся от СССР, – Азербайджан, Туркменистан и Казахстан. Они заявили о своих правах на родительское наследство. Но претензии одних часто противоречили правам других, что и не давало до сих пор определить юридический статус Каспия. На неурегулированное море уже начали поглядывать совсем дальние страны (понятно, какие), желающие утвердиться в этом регионе к собственной выгоде. Они принялись нашептывать новым игрокам вкрадчивые слова об экономической выгоде односторонних действий. Проблема стала требовать срочного решения. На прошедшем недавно в Баку саммите прикаспийских государств решение наметилось, но, кажется, оно будет не в пользу России.
Главным возмутителем каспийского спокойствия сейчас является Туркменистан, которому срочно нужно пробиться в обход России со своим главным и практически единственным активом – газом – на выгодные рынки сбыта в Европу. Сделать это возможно только по дну Каспийского моря и далее – через Азербайджан. Мешает ему в этом неопределенность статуса моря. Именно поэтому президент Туркмении Гурбангулы Бердымухаммедов предложил в ноябре участникам саммита прикаспийских государств в Баку концепцию, которая позволяла бы его стране начать прокладку трубы по дну Каспийского моря, если на это будет получено согласие еще двух прикаспийских стран (чтобы было большинство, три из пяти – оно и есть).
А 19 ноября вице-премьер правительства Туркмении Баймурад Ходжамухаммедов заявил, что Туркмения заручилась поддержкой большинства прикаспийских стран на прокладку газопровода по дну Каспия. Вопреки тому, что его статус так и не урегулирован, Туркмения намерена начать строительство транскаспийского трубопровода по морскому дну в сторону Азербайджана. По словам туркменского чиновника, его страна может поставлять в Европу до 40 млрд кубометров газа в год. Он не уточнил сроков начала возможных поставок.
Если большинство у Туркмении и есть, то в него входят Азербайджан и Казахстан, поскольку согласие Ирана и тем более России на такие действия трудно себе представить. Согласие же Казахстана тоже не очевидно, и, возможно, здесь выдается желаемое за действительное. Таким образом, остаются две самые заинтересованные страны – Туркмения и Азербайджан, они и создают общую атмосферу. Но даже если бы согласие дали 4 из 5 прикаспийских стран, исключая Россию, это все равно ничего не значило бы. Юридических оснований для строительства трубопровода от этого не прибавилось бы. Следовательно, Туркменистан и стоящие за ним западные компании (Shell) просто зондируют почву, чтобы посмотреть на реакцию России и подтолкнуть ее к скорейшему решению и большей уступчивости в этом вопросе.
Собственно, после того, как Россия вчетверо снизила закупки дорогого туркменского газа из-за падения спроса в Европе, нетерпеливость Туркменистана понять можно. Но еще более понятна позиция «Газпрома», не желающего действовать в ущерб собственным интересам.
На мировом газовом рынке Туркменистан, обладающий четвертыми газовыми запасами в мире (по данным BP), представляет для России серьезного конкурента.
Он уже поставляет газ в Китай и Иран, но хочет поставлять больше и дороже – в Европу. Разумная тактика здесь для нашей страны – не определять статус Каспия как можно дольше, или хотя бы до того времени, пока не вступит в строй «Южный поток». Тем более что на Каспии есть достаточно других, не менее трудных проблем, по которым тоже следует договориться, прежде чем делить дно.
Если же кто-то решит начать работы по трубопроводу до его раздела, теоретически существует и вариант силового решения проблемы. Правда, эксперты сомневаются, пойдет ли Россия на то, чтобы уничтожить при необходимости морскую платформу. Не потому, что кто-то еще может соперничать с ней на Каспии в военной силе, а из-за нежелания обострять отношения с Западом, чьи интересы здесь обозначены достаточно явно.
Правда, возможность Запада вмешаться в вооруженный конфликт, если бы он здесь возник, тоже далеко не очевидна. Не вмешался же он в конфликт с Грузией, хотя там имел для этого больше поводов. С другой стороны, там речь шла всего лишь о маленьком и незначительном союзнике, а здесь – о гораздо более важных вещах, энергоносителях. Но, как отмечают эксперты, политической воли у России для военных действий сейчас не хватит. В итоге она может довольно скоро согласиться на раздел каспийского дна, в результате чего Туркмения протянет свой газопровод в Азербайджан, и туркменский газ пойдет в Европу по газопроводу «Набукко».
Россия при этом проиграет больше всех прикаспийских стран, утратив монополию на транзит среднеазиатского и каспийского топлива на Запад – к огромной радости Евросоюза и США. Экономические и политические потери от этого будут ощущаться у нас еще много лет и обойдутся стране в сотни миллиардов долларов.
Хотя прорыва по определению правового статуса Каспия в Баку не произошло, но лидеры пяти прикаспийских держав впервые договорились о том, что вопрос о новом юридическом статусе нужно, по словам президента Азербайджана Ильхама Алиева, «согласовать в сжатые сроки, возможно, к следующему саммиту», а он пройдет уже через год. Теперь многое зависит от России: следующий председатель саммита – она.
Дмитрий Медведев заметил по этому поводу: «Сегодня каспийская «Пятерка» вплотную подошла к моменту решения основного вопроса – о ширине и о режиме национального морского пояса. Уверен: несмотря на то, что у нас есть еще определенное несходство позиций, мы сможем договориться. Во-первых, потому что мы – соседи. Во-вторых, потому что это нужно сделать для того, чтобы эффективно хозяйствовать на Каспийском море».
«Неплохим шагом вперед» Медведев, как и другие лидеры, считает поручение по делимитации моря: в течение трех месяцев ведомства стран должны согласовать ширину национальной зоны исходя из 24–25 миль, включающей водное пространство, на которое распространяется суверенитет прибрежного государства.
Эти прибрежные зоны и станут ориентирами для будущего раздела морского дна. Дмитрий Медведев высказался в том духе, что проблему Каспия можно решить уже через год. Таким образом, процесс движется к завершению. Посмотрим, каким оно окажется, хотя и теперь уже многое ясно.
Комментарии
Правильно- а "западные компании"- это и есть "мировая закулиса". Решать данный вопрос должна Россия и Иран.
Кстати Великобритания давно разевала свою пасть на туркменский газ, еще в период гражданской войны и интевенции.
А за нынешней "толерантной" Великобританией, пригревшей у себя Березовского и прочих стоит понятно кто из Ближнего Востока.
А вот насколько руководство РФ сейчас самостоятельно в своих действиях-вопрос...Ведь прекрасные побеги доблестных разведчиков из Службы внешнего распила(СВР),и товарисч Бут,могли привести к тому,что компромата на ПуМедиков-целый Эверест.И под угрозой ареста своих счетов на Западе,они не то что Каспий,они и Сибирь вместе с жителями отдадут.
А именно: США, Великобритания и т.д.