Ольга Шелест: мы выступаем против насилия над животными

На модерации Отложенный

Телеведущая Ольга Шелест рассказала, почему подписала письмо против публичного убийства баранов

«Мы не протестуем против устоев мусульман. Мы выступаем против насилия над животными», - рассказала газете ВЗГЛЯД телеведущая, актриса и журналист Ольга Шелест, подписавшая открытое письмо столичному градоначальнику с просьбой ввести в цивилизованные рамки практику совершения обряда жертвоприношений на Курбан-байрам.

Известные деятели культуры написали мэру Москвы Сергею Собянину письмо, в котором призвали градоначальника запретить публично резать баранов на мусульманские праздники.

Напомним, утром 16 ноября представители исламской религии вышли на Проспект мира, чтобы помолиться. После этого часть людей разошлась по Москве и продолжила праздник жертвоприношениями: люди на глазах у прочих москвичей резали баранов, а кровь спускали прямо на асфальт.

В сообщении мэру деятели культуры рассказывали, что не приемлют жестокого обращения с животными, а «прилюдный забой жертвенных животных» приводит в шок многих москвичей, в том числе и детей. Известные музыканты, телеведущие и писатели заявили в письме, что «ситуация не может не вызывать серьезных опасений. Общеизвестен факт, что восприятие сцен насилия и жестокости как нормы способствует ожесточению людей и крайне негативно сказывается на благополучии общества».

Прокомментировать обращение к Собянину газета ВЗГЛЯД попросила известную теле- и радиоведущую, актрису и журналиста Ольгу Шелест.

ВЗГЛЯД: Ольга Владимировна, вы родом из Набережных Челнов, строгого мусульманского города, где люди привыкли видеть жертвоприношение барана в праздник Курбан-байрам. Почему же вы все-таки подписали письмо Сергею Собянину?

Ольга Шелест: Несмотря на то, что я из Татарстана и прожила там 18 лет, я никогда не видела воочию жертвоприношение. Эта традиция оберегалась, не выносилась на глаза. Ритуал не возводился в культ, убийство не происходило на площадях при скоплении большого количества народа, где находятся, кроме мусульман, еще и христиане, православные и прочими представителями конфессии. Я даже не знаю, где это происходило. Возможно, жертвоприношение проходило в мечети или в каком-то другом закрытом от прочих глаз помещении. И для меня странно, что такие вещи происходят в густонаселенном, миллионном городе.

Я подписала письмо, потому что против варварства, каким бы священным ритуалом оно бы не обосабливалось.

ВЗГЛЯД: Почему письмо властям написано именно сейчас? Ведь закалывание баранов происходило и раньше, например в Санкт-Петербурге.

О.Ш.: Думаю, произошедшее стало последней каплей в чаше. Людей прорвало.

Кстати, я уверена, что схожие письма существовали, но не возымели действия к предыдущему московскому градоначальнику. Возможно, организация по защите прав животных пытается узнать, что по поводу убийств животных думает новый мэр, каким будет закон о защите прав животных, над которым бьются уже не первый год.

ВЗГЛЯД: Жертвоприношение барана - одна из древнейших традиций мусульманской религии. Понятно, что его разделка - довольно кровавое зрелище. Как вы намерены «оцивилизовывать» это действие? Что конкретно вы хотите от Собянина?

О.Ш.: Хочу привлечь внимание. Я считаю, что убийство не должно происходить публично, не хочу это видеть. Мы живем в цивилизованном обществе, в конце концов.

Знаете, в Средневековье было развлечением на площади поджечь кошку, и все присутствующие при этом издевательстве смотрели, как она горит. При этом зрители глупо улыбались и радовались увиденному, даже дети!

Но мы, люди, выросли интеллектуально и понимаем, что существуют живые твари, которым точно так же, как и людям, больно, боязно смерти, и которые, в конце концов, хотят оставаться живыми.

Какими бы древними и славными традиции ни были, о них стоит немножко забывать. Общество развивается, а с подобными ритуалами мы откатываемся обратно в прошлое.

Люди живут в светском обществе, в городе, а не в деревне, и должны отвечать устоям этого общества.

Мы не боимся, что если не принести жертву, «прольется дождь». Я ни в коем случае не насмехаюсь над мусульманской религией, но следует помнить, что «свобода человека заканчивается тогда, когда начинается свобода другого».

ВЗГЛЯД: Вы говорите, что должны быть организованы специальные места для жертвоприношения. И где они должны располагаться? В Москве, за ее пределами?

О.Ш.: Честно говоря, я вообще за отказ от жертвоприношения. Считаю, что если человек в здравом уме и трезвой памяти, он не станет причинять боль и страдание другому живому существу.

Я понимаю, что не все разделяют мое мнение. Тогда для жертвоприношения должны быть выделены специальные закрытые места на территории мечетей.

Вообще, традиция закалывания барана - результат «рыночности» души: каждое действие должно иметь общественный отклик. Постепенно это превращается в какой-то религиозный аттракцион - увидеть, посмотреть, увидеть кровь, ужаснуться, вспомнить о своих грехах.

ВЗГЛЯД: Считаете, какую ответственность должны нести люди, забивающие животных в черте города или, допустим, вблизи школ?

О.Ш.: Думаю, штраф. Но для начала нужно разработать закон о защите прав животных, ведь неважно, какое это живое существо - баран, собака или кошка. И неважно, совершал ли человек религиозное действие или развлекался.

ВЗГЛЯД: Как считаете, может ли запрет на жертвоприношение привести к агрессии мусульманских общин?

О.Ш.: Если люди образованные, если они стремятся жить в цивилизованном обществе, то они должны идти на компромиссы, где-то поджаться, уступить. Иные же скажут, что это преступление против мусульман.

ВЗГЛЯД: В списке, направленном Собянину, перечислены «великие гуманисты», в частности Толстой, Достоевский, Есенин, Лесков, Чехов, Горький, «усилиями которых утверждались нормы сострадательного отношения к любой жизни». Эти люди не были мусульманами, и логично, что они выступали против жестокого убийства баранов. Как ни странно, ни одного мусульманина в списке нет. Чем руководствовались авторы послания при перечислении действительно великих русских писателей?

О.Ш.: А здесь нет никакой религиозной подоплеки. Мы не протестуем против устоев мусульман. Мы выступаем против насилия над животными. Письмом Собянину мы ни в коем случае не пытались оскорбить мусульман.

У меня много друзей, исповедующих ислам, и они относятся к этому кровавому ритуалу как к чему-то варварскому.

ВЗГЛЯД: В октябре имам Мемориальной мечети на Поклонной горе Шамиль Аляутдинов заявил, что в Москве нужно построить 100 мечетей размером с Храм Христа Спасителя. Как считаете, строительство мусульманских храмов спасет москвичей от жертвоприношений на площадях столицы?

О.Ш.: Знаете, к строительству не только мечетей, но и вообще церквей я отношусь не очень положительно. Мне кажется, это пережиток прошлого. Любой храм должен быть в сердце. К тому же сейчас много так называемых «домовых храмов»: люди собираются на квартирах, ведут разговоры о религии, совершают те же священные ритуалы, которые проходят в церкви. Так что на данный момент не обязательно строить великолепное, блистательное здание, поражающее своими архитектурными изысками.

Я сама католичка. И в Москве всего два католических храма. Естественно, туда все прихожане не помещаются, и я могла бы сделать заявление, что церквей должно быть больше. Но я этого не делаю, придерживаясь, скажем так, кулуарных, уютных домашних церквей.

ВЗГЛЯД: Подытожьте, как ввести в цивилизованные рамки практику совершения обряда жертвоприношений на Курбан-байрам?

О.Ш.: Церковь должна идти в ногу со временем и отвечать канонам современного общества. Она должна меняться, иначе мы не выживем в таком большом количестве конфессий.

Похожие ритуалы должны быть минимизированы и не публичны. В идеале следует ввести окончательный и бесповоротный запрет: как бы насилие над животными ни скрывали, оно все равно происходит.