Генпрокуратура РФ борется с коррупцией?

На модерации Отложенный

Уголовные дела против чиновников Минфина и Счетной палаты Сергея Сторчака и Зарины Фарниевой «поставлены на прикол».

Борьба с коррупцией в современной России позиционируется как одно из приоритетных направлений деятельности правоохранительных органов, ей уделяют внимание высшие руководители нашей страны, ведется постоянный мониторинг статистики. Руководством страны приняты решительные профилактические меры - теперь все чиновники обязаны декларировать свои доходы. Проводятся многочисленные совещания, создаются комиссии, правоохранительные органы активно отчитываются о достигнутых успехах. Однако это лишь одна сторона медали - как у любого явления есть и вторая, менее привлекательная.

Правда жизни состоит в том, что ряд знаковых дел коррупционной направленности, заведенных несколько лет назад, так и не доведены до суда. По ним как по лакмусовым бумажкам можно судить о действительном состоянии антикоррупционной защиты нашего общества от проворовавшихся чинуш, занимающих весьма высокие посты в высших органах власти и управления, обладающих серьезным материальным и административным ресурсом, а посему не стремящихся сесть на скамью подсудимых. Задумайтесь, сколько чиновников в ранге замминистра или директора департамента федеральных министерств и ведомств было привлечено к уголовной ответственности за последние 10 лет? Думаю их можно пересчитать по пальцам одной руки. Именно эти дела, которым зачастую отдельные «правозащитники» любят вешать ярлыки политических и заказных, являются реальными показателями борьбы с коррупцией в России.

К таким делам можно отнести длящиеся с 2006 года расследования Следственного комитета при прокуратуре РФ в отношении заместителя министра финансов РФ Сергея Сторчака и руководителя Правового департамента Счетной палаты РФ Зарины Фарниевой.

Оба этих по сути разных дела объединяет одно - наличие у обвиняемых очень хороших отношений со своими руководителями и покровителями, которые готовы задействовать все свое влияние для защиты своих подопечных. Хотя и у них есть свой интерес - коррумпированный починенный всегда бросает тень на своего начальника.

Но даже поддержка (гласная или негласная) таких политических тяжеловесов современной России как Алексей Кудрин и Сергей Степашин не могла бы повлиять на ход и результаты следствия, если бы Генеральная прокуратура РФ в лице её высших руководителей объективно и беспристрастно выполняла свои функции по надзору за соблюдением закона.

На совещании руководителей правоохранительных органов в октябре 2010 года Генеральный прокурор РФ Юрий Чайка выразил недовольство снижением количества уголовных дел против коррумпированных чиновников. Попенял на недостатки работы на различных этапах следствия. Однако не упомянул о том, что благодаря усилиям его ведомства уголовное дело в отношении Сторчака С.А. до сих пор не направлено в суд, а его подчиненные не стремятся выполнять свои функциональные обязанности.

Так, в июле 2010 года в Арбитражном суде г. Москвы начат процесс по иску ЗАО «Содэксим» (по версии следствия, использовалось С. Сторчаком для осуществления хищения) к Российской Федерации, состоялось 2 заседания. Представители прокуратуры успешно игнорировали указанные судебные заседания. В октябре 2010 года на основании ходатайств следствия судом были ограничены сроки ознакомления обвиняемых с материалами дела.

Представители прокуратуры вновь не успели поддержать следствие в суде, причем целых 3 раза (видно попали в пробку). Весьма странное поведение представителей структуры, которая обязана не игнорировать, а надзирать за соблюдением закона. Но с другой стороны, почему бы и нет - кто в стране может предъявить претензии Генеральной прокуратуре? Пожалуй, что в нынешнем формате - никто.

8 ноября 2010 года заместитель Генерального прокурора Гринь В.Я. повторно отказал Следственному комитету при прокуратуре РФ в утверждении обвинительного заключения по делу Сторчака С.А. По информации источников с Большой Дмитровки, пожелавших остаться неизвестными, указание об этом Гринь получил лично от господина Чайки, который почему-то ну никак не хочет пропускать это дело в суд.

Вряд ли является совпадением и то, что в течение последних двух лет Минфин России щедро финансирует Генеральную прокуратуру РФ из федерального бюджета, не жалея государственных средств на благо служителей закона. Так сказать, взаимопонимание по всем вопросам.

Уголовное дело в отношении Фарниевой З.В., подозреваемой в получении совместно с другим чиновником Счетной палаты РФ Гайдуковым Ю.Н., взятки в размере 7 млн. евро (!!!), в течение 2-х лет уже находится в стадии ознакомления с материалами дела. Почему так долго спросите вы? Ответ на этот вопрос очень прост - здоровье у наших чиновников совсем ослабло за время следствия, появились, откуда ни возьмись, инвалидность, повышенное давление и прочие несовместимые с общением со следователем и судьей заболевания. Однако объективность этих диагнозов вызывает весьма и весьма серьезные сомнения.

Является ли позиция прокуратуры по указанным делам объективной или же некие невидимые нити связывают фигурантов этих дел с высокопоставленными чиновниками в синих мундирах, заседающих в здании на Б. Дмитровке? Является ли совпадением весьма спокойное отношение прокуратуры к затянутым срокам ведения следствия по Зарине Фарниевой, и тот факт, что она является давней знакомой первого замгенпрокурора РФ Гриня В.Я., курирующего уголовное дело? Как поговаривают, во время обысков на рабочем месте у Фарниевой обнаружили почетную грамоту Генеральной прокуратуры РФ, выданную буквально накануне. Есть о чем задуматься. Не секрет также и то, что с Председателем Счетной палаты РФ С. Степашиным Зарину Фарниеву связывают весьма доверительные отношения. Известно, что он крайне негативно отнесся к привлечению своей подопечной к уголовной ответственности.

Смогут ли правоохранительные органы довести эти уголовные дела до логического завершения и передать в суд для объективного рассмотрения или же «слуги народа» по-прежнему будут чувствовать себя абсолютно безнаказанно, а слова прокуроров о необходимости борьбы с коррупцией будут расходиться с действиями? Время покажет - рано или поздно придется отвечать за свои поступки.

P.S. В одном из недавних выступлений вновь лучший министр финансов 2010 года А. Кудрин сделал, как говорится, оговорку по Фрейду: «борьба с коррупцией сегодня является главным злом...». Что-то подсказывает, что эта оговорка совсем не случайна...