Ушельцы: дауншифтинг по-московски
Москвичи все чаще стали покупать дома в глубинке. Почему?
- Первое время поменьше говори, больше слушай, - наставляет Александр. - Веди себя с местными как с равными, не заискивай, но и не понтуйся. Бумажником не тряси и водкой всех подряд не угощай. Помни: только первый год трудный, потом жизнь наладится.
Александр - художник, в тверскую глухомань перебрался из Подмосковья. Как представитель свободной профессии, работать может где угодно, а просыпаться в просторной избе под соловьиные трели приятнее, чем в крохотной городской хрущевке. И на правах старожила охотно делится опытом с новичками из города, которые активно заселяют деревню.
Таких называют на западный манер "дауншифтерами". С английского можно перевести примерно как "включающий понижающую передачу".
Желающих сбросить обороты с каждым годом все больше. В радиусе до полутысячи километров от столицы уже трудно найти деревню без москвичей. Некоторые приезжают только на лето. Другие уже не хотят отсюда уезжать.
- Ты только дауншифтером не представляйся, - продолжает художник. - Сельские в английском не очень-то, они только первое слово в этом названии вычленяют. Прослывешь в деревне дауном - замучишься потом имидж менять.
В моде и другие названия, например, "ушельцы". Сами деревенские горожан называют исключительно дачниками. Вне зависимости от прожитых здесь лет.
Аналитики центра "Индикаторы рынка недвижимости" обнародовали сенсационную цифру: больше 3 % коренных москвичей ежегодно переезжают на ПМЖ в регионы. Правда, сколько "коренных" среди 12 миллионов москвичей точно не скажет никто, но в любом случае речь идет о серьезном исходе.
Игорь Кулешов - гендиректор и совладелец небольшого столичного издательства. Из коренных москвичей. В прошлом году купил за 200 тысяч рублей в деревне дом с 15 сотками земли в 350 км от Москвы. Проводит 10 дней в месяц, а летом даже больше. Обустроил избу, переделал туалет типа "сортир" в городской санузел, установил душ с горячей водой.
- Рыбалка, грибы-ягоды, литр молока стоит 10 рублей! - не скрывает эмоций книгоиздатель. - Буквально в огороде у меня речка, за которой бродят - нет, кроме шуток - настоящие живые медведи!..
Переедет ли в старости в деревню насовсем - пока не решил. Но твердо убежден: деревня москвичу продлевает жизнь.
- Без деревни город и работа меня бы уже убили, - твердо заключает Кулешов.
Ушельцы на ковчеге
Некоторые сбиваются в коллективы, образуя поселки из себе подобных: село художников, поселок айтишников. Есть и настоящие фанаты, которые живут в закрытых "экопоселениях". Ближайшее такое от Москвы в 140 км, у Малоярославца. Называется "Ковчег", там живут 100 человек и еще столько же готовятся к переезду.
- Мы - люди разных возрастов, рабочие и экономисты, офицеры и преподаватели, музыканты и ученые, предприниматели и программисты, - сообщают миру экопоселенцы на своем сайте http://www.eco-kovcheg.ru. - Все имели нормальные жилищные условия в городе, но решили перебраться в чистое поле, начав жизнь с нуля.
Почему? Мотивация почти как и обычных дауншифреров: чистая вода, свежий воздух, экологически чистые продукты со своего огорода, свобода и безопасность. А еще экипаж "Ковчега" намерен уберечь своих детей, как сами говорят, от "ирреального мира компьютерных игр, телевидения и наркотиков".
К ним нельзя приезжать без приглашения. Исключение делают один раз в 3-4 месяца, когда организуют "гостевой-ярмарочный день". Но гость обязан соблюдать их правила: быть трезвым, не курить, не ругаться матом, не шуметь, не пересекать границы поместий (хотя там нет заборов и калиток), а без разрешения хозяев не снимать ничего на фото. И до 16.30 обязательно покинуть поселение.
Подобных ковчегов в России сейчас ровно 80, и проживает в них 441 семья.
Попадаются и гостеприимные ушельцы.
- Добро пожаловать в мою деревню, - агитирует дядя Паша.
- Приезжайте с детьми, собаками.
Дядя Паша - глава коммуны на Волге рядом с городом Старица, что примерно в 250 км от Москвы. Колоритная бородатая личность, в обритом состоянии очень похож на Берию. Когда-то с родителями иммигрировал в Канаду, потом вернулся в Россию и поселился в деревне. Не скрывает, что сам живет на два дома: и в деревне, и в Москве.
Коммуна зарабатывает на жизнь крестьянским трудом, ну и принимая горожан на постой. Предлагают весьма экзотическую услугу: бомж-туризм. Вам предоставляют кибитку или двуколку и отправляют поцыганствовать по округе куда глаза глядят. Кибитка с электроснабжением, в багаже палатка, спальник, газовая горелка, еда, чай.
Можно просто пожить в деревенской избе. За 1000 рублей в сутки получите крышу на головой и "три тыщи калорий в пузо в форме картохи и чего придется". Печку придется топить самим: не баре.
А вот за 1500 станете VIP-гостем с баней и обхождением. Дороговато? А овес-то нонче недешев.
Лесной генерал
С горожанами в село приходят деньги: местные рубят избы, ставят заборы, продают продукты и дрова. Это - и благо, и трагедия одновременно. Сравнительно недавно в радиусе 200-300 км от Москвы можно было купить крепкий деревенский дом с землей в 15-50 соток за 30-50 тысяч рублей. Сегодня к этой цене сзади нужно добавлять нолик. Если же домик стоит на берегу красивого озера или реки, а к деревне ведет асфальтированная дорога, то без 1-1,5 млн рублей в кармане даже прицениваться бессмысленно.
Случаются трагикомические истории: сельский житель, продав дом (скажем, достался в наследство или после свадьбы образовались лишняя недвижимость) за 250 тысяч рублей, называет всей деревне вдвое большую сумму. Для пущей важности. И - все, считай пришла в село беда: продавать избы дешевле чувство самоуважения местным не позволяет, а покупателей по ненормальным ценам просто нет. Пустые дома по деревням ветшают, рушатся. Не верите? Прокатитесь по окрестным областям.
Впрочем, не их вина в том, что "городские сумасшедшие" спровоцировали безумный спрос и платят шальные, по деревенским меркам, деньги за их избы и землю. Конечно, у городских всегда есть деньги, они купят и по таким ценам. Что вот только делать сельским, которые вообще-то тоже растят детей, женятся, разводятся, разъезжаются? Строиться? А стройматериалы денег не стоят?
Но и пользы от городских тоже немало. Бывший начальник авиации погранвойск генерал Николай Рохлов, выйдя на пенсию, переехал из Москвы в карельскую деревню. Как и многие, генерал Рохлов дауншифтер только наполовину: живет попеременно то в Карелии, то в столице. Обнаружив как-то незаконные вырубки леса, генерал поднял односельчан на борьбу с "черными лесорубами". Привлек прессу, достучался до Москвы.
Лес рубить перестали, а генерала зауважала вся округа.
В этом плане у горожан несомненное преимущество: они умеют бить по самым уязвимым болевым точкам местной администрации, знают, как правильно и в какие инстанции писать жалобы. Немало случаев, когда после прихода дауншифтеров в селе начинали ремонтировать дороги, тянуть газ.
Кстати, Лев Толстой тоже ведь был дауншифтером...
Кстати
Автор этих строк в ходе подготовки материала о дауншифтерах объехал с два десятка деревень и неожиданно для себя и окружающих... купил деревенский дом. Заветная изба с огородом, где свободно бегают ежики, меня дожидалась в глухой тупиковой деревне всего в полсотни дворов.
Летом, говорят, деревня оживает: из Москвы приезжают дачники.
А вообще за последний месяц два журналиста "РГ" обзавелись недвижимостью в Тульской и Тверской губерниях. Пополнив солидную редакционную армию потенциальных ушельцев.
А как у них?
В Австралии число дауншифтеров составляет мировой рекорд: 23 процента населения страны. Аналитики прогнозируют, что к 2015 году таковым станет каждый второй австралиец.
Комментарии
Москвичам вообще пофигу на прописку, они просто мирно живут и работают, едят, отдыхают. Что из них козла отпущения делают? Конечно, во всём виноваты москвичи, только не они сами, можно же всё свалить на москвичей, так же легче.
Кстати, они очень любят обозвать москвичей плохим словом, а вот аргументировать это они не могут.
в небольшом райцентре,в 500 км от города зарплата в 15 тыс очень не плохо!!!
учитывая что сдать квартиру в москве за двадцатник не проблема,то жить в "глубинке" можно вообще не думая не о чём!
самое главное не маяться дурью и алкоголем,а то печень отвалиться.