Исламское право и светская конституция
На модерации
Отложенный
Одна из самых насущных проблем российской власти - взаимоотношения с народами Кавказа.
На первый взгляд, мировоззрение мусульман кардинально отличается от взглядов на жизнь, как христиан, так и атеистов. У одних следует одеваться так, у других этак, у одних это можно, у других нельзя, у одних принято, у других не принято. Чем же регламентируется жизнь человека в обществе? Она регламентируется с одной стороны, законами морали, с другой стороны, если мораль не срабатывает, законами права. Абсолютно пусты и бессодержательны призывы многих учёных и общественных деятелей на разных конференциях и симпозиумах: давайте бороться за высокую нравственность и культуру, давайте воспитывать высоко морального человека! Товарищи академики, перейдите из одной деревни в другую, и вы увидите, что мораль и нравы повсюду разные. И совесть тоже.
Мораль - совокупность общепринятых норм поведения, которое смог усвоить индивидуальный ум с жизненным опытом для того, чтобы соответствовать социальным ожиданиям. А разные группы людей ждут от человека разное. Некоторые нормы поведения ум усваивает более прочно, и они превращаются в принципы. Совесть - мотив, побуждающий к совершению социально одобренных действий. Если пришлось совершить проступок, противоречащий морали, и тем более принципам, человек испытывает "угрызения совести". Когда морально-нравственные принципы разных людей не совпадают и сталкиваются, что бывает сплошь и рядом, рождается конфликт, и тогда в дело вступает право.
Исламское право (шариат) и светская конституция. Что в них общего и в чём различие? Ислам исповедует нормы поведения человека в обществе в течение многих столетий. В исламе все действия разделяются на запретные, недостойные, дозволенные, желательные и обязательные. В российской конституции всё, что не запрещено, разрешено, остальные действия регулируются моралью. Есть и обязательные действия, например, всеобщая воинская обязанность. И там, и там существуют законы, правоведы (толкователи законов), судьи, следственные органы, карательная система.
Однако, "шариат (от арабск. «шари'а» - «прямой, правильный путь») - система мусульманского права - не просто свод юридических норм. Шариат не разделяет сферы морали и права, и потому это свод правил поведения мусульманина на все случаи жизни. Принципы, управляющие моралью и поведением в исламе, могут быть определены следующим образом. Во-первых, все правовые и моральные установления исходят только от Аллаха. Шариат дан человеку Аллахом раз и навсегда, а потому он совершенен, вечен и неизменен. Ни один человек не вправе что-либо разрешать или запрещать, поскольку такое право принадлежит одному лишь Аллаху. Разрешено все, кроме того, что единственный законодатель, сам Аллах, однозначно запретил. Соответственно попытка сделать запретным разрешенное и наоборот равносильна ширку, т. е. приписыванию божественности кому-либо кроме Аллаха". (В.Волков. http://www.strana-oz.ru).
Вот оно оказывается, в чём самое существенное различие! В исламе любое действие человека регулируется небесной конституцией, а светские люди живут без установлений, воспитываясь родителями, которые и рассказывают, произвольно, на своё усмотрение, что такое хорошо и что такое плохо. Приходится признать, что мусульмане, живущие по шариату, чаще всего имеют в душе глубоко усвоенные, укоренённые принципы на все случаи жизни, тогда как мышление, поведение и поступки атеистов куда более свободны.
"Принципиальность считается положительным качеством человека, тогда как беспринципность осуждается. Прямота, открытость, последовательность, убеждённость в собственных идеалах являются достойными качествами личности, но имеется и обратная сторона медали - эти качества зачастую перерождаются в ригидность мышления, в упрямство, в нетерпимость к чужому мнению, в фанатизм и агрессию. Ригидность (негибкость) мышления - это неспособность переключиться со своей точки зрения на новую, необычную, оригинальную. Причины формирования стереотипных суждений и крайних точек зрения у многих людей кроются в их внушаемости, в их склонности к усвоению новых знаний не через собственный чувственный опыт, а через идеи и идеологии, исходящими от авторитетных источников".
(Ковалёв Е.В. "Планетарная психология", 2008).
Что же в итоге имеют светская часть населения России и страны ислама?
Россия имеет высокую бытовую и организованную преступность, переполненные тюрьмы, высокий уровень потребления алкоголя и наркотиков, растущую заболеваемость и смертность, падение рождаемости, то есть массу медицинских, юридических, экологических и иных проблем, связанных со свободой нравов. В тоже время народ России умён, талантлив, раскрепощён, весел, имеет самые передовые научные кадры, которые, к сожалению, разъезжаются по всему миру и учат европейских, американских и азиатских студентов во многих университетах планеты. Россия, при соответствующих изменениях в политической стратегии и идеологии, способна первой из стран мира войти в шестой технологический уклад.
Большинство стран ислама, там, где нет боевых действий, имеют стабильный правопорядок, низкий уровень преступности, в том числе коррупции, отсутствие алкоголизации населения (хотя в ряде регионов процветает наркомания), высокую рождаемость, низкий уровень потребления, иными словами, здесь нет проблем, характерных для Запада. Однако усвоенные с детства нормы религиозной морали, делают ум людей не творческим, не гибким, ригидным, поэтому мусульмане, как правило, хитры и принципиальны, и в тоже время, ограничены и наивны. Именно поэтому в странах Ближней и Средней Азии имеет место хроническое отставание в научно-техническом потенциале, в использовании современных инновационных технологий.
Итак, шариат - от Аллаха, а светские законы - от законодательного собрания. Казалось бы, не проблема! Стоит только РПЦ объявить Конституцию России божественным творением, дополнить её нравоучениями, и главное различие испарится. Останутся только чисто внешние, формальные расхождения - сколько мужчине иметь жён, как одеваться женщине, чем питаться, какие праздники праздновать и т.д. Очень похоже на то, что православная церковь такой модернизацией нравственности и пытается заняться.
Можно долго спорить о том, у каких народов цивилизованнее нравы, гуманнее законы, комфортнее жизнь, счастливее население, да только спор этот бесплоден. Многовековая история общества убедительно доказывает: любая мораль и любое право, независимо от того, кто, как и под каким предлогом их формирует и создаёт, не являются для мира людей тем самым эликсиром жизни, способным избавить его от социальных проблем. Кроме того, есть ещё один немаловажный аспект нравственного воспитания будущих поколений: если человечество желает навести порядок на планете, нельзя бесконечно строить мировоззрение этих поколений на Большой Лжи. Цель вроде бы благая - строгое воспитание, уважение к родителям, к старшим, чинопочитание начальников, и всё это основывается на страхе перед Всевышним, на вере в того ... кого нет.
Так как же всё-таки примирить народы, исповедующие разные религии и заодно навести порядок между людьми в самой России? Ответ может быть только один - пробуждение духовности! Не той религиозной духовности, основывающейся на лжи, а той духовности, которая будит внутренние родники здоровья, формирует сознание, которая сама по себе является самым надёжным гарантом морали и права.
Преодолейте обывательщину, пробудите народ от духовной летаргии, вдохните в него неутолимое желание ходить в библиотеки, читать, анализировать, думать над увиденным и прочитанным. Если государство сформирует моду на самообразование, отринет оценочную практику в школах и университетах, откроет двери к сокровищнице знаний для всех людей без исключения, найдёт сильнейшую психологическую мотивацию учиться самостоятельно и свободно, весь этот ужас с преступностью, с тюрьмами, с алкоголем, со свалками мусора, с войнами и террором, с громадным валом социальных проблем, уйдёт раз и навсегда. Однако за будущее надо бороться.
Комментарии
как это знание воспитать в человеке, если им пользуются для выгоды?...
была и будет вражда пока люди не выдут на высшие уровни сознания..
Сами сабой люди не выдут на высшие уровни. Есть индивидуальные пути, но всеобщего пути нет. Требуется высокая идеология.Так отчасти и было и могло развиваться в СССР до 52 года. По инерции даже позже.
однако подводится к ней не совсем корректно: шариат - мусульманское право данное аллахом, есть, в любом случае, плод творчества мусульманских юристов. Даже больше, это есть подведение требований корана под цели того времени (когда зарождался шариат) - сплочение людей, захват земель, покорение других народов (законы шариата остались практически неизменными). Так что сравнивать с точки зрения, тут духовность, а тут интересы власть имущих - неправильно. Скорее в обоих случаях интересы власть имущих, только в шариате это скрывается струмлением к духовности.
Капиталистическая мораль, насаждаемая в России, наглядно демонстрирует потерю всяческого намека на духовность. Все дозволено ради обогащения. Угрызений совести не существует, любой поступок внутренне оправдан идеологией достижения успеха. В условиях рынка -- богатства. Законы против насилия и насильственного отъема элементарных жизненных прав, гарантированных виртуальной Конституцией, попраны горсткой личностей. Искоренено сопереживание, общность. Эти принципы, воспитанные в народе годами,искоренены практически мгновенно. Пример -- переворот 90-х годов. Несмотря на невысокие личные качества Хрущева и др., разрушение шло достаточно медленно. Социальная идеология, уважение к плодотворному труду еще почти 40 лет держалось в обществе и не входило в идейное противоречие ни с исламом, ни с православием. Только переворот, осуществленный вопреки воле народов СССР, на руку удельным князькам, получившим независимость от таких же как они князьков, разбудил самые низменные чувства у большинства. Меньшинство, воспитанное трудиться на благо обществу, а не обогащению, постепенно вымирает.
В итоге именно Ислам противостоит капита...
Ислам, действительно, противодействует капитализму, но ни ислам, ни православие, никакая другая мировая религия (за исключением дзен-буддизма, в которой бога нет), не способны к главному - сформировать в человеке чувство, трепетное, тонкое ощущение к пониманию событий и явлений в мире.
Дело за малым: взять эволюционно значимые идеи как руководство к действиям реально важным политическим силам.
А культ знаний хорош только в социально справедливо построенном обществе.
Культ наживы и безнаказанной преступности во властных слоях способствует стремлению к борьбе, а не к знаниям
Сам я воспитывался в так называемой христианской среде, интересовался христианством и многое взял для себя от него, а именно общечеловеческие ценности те же, которые видимо прописаны и в исламе и в других религиозных учениях. Но по многим вопросам у меня возник конфликт с христианской идеологией (Я не могу говорить про ислам, т.к. не очень с ним знаком). Во-первых, это бог, как его познать, если его не существует?
Бог не может быть материален, это глупость и человек не может быть его подобием. Во-вторых, такое превознесение человека, имеющего подобие бога над остальным живым миром, природой. Создан человек, а все остальное создано для удовлетворения его потребностей. Бог не мог написать такой глупости, это писали разные люди, с человеческой точки зрения. И это сегодня даёт право человеку уничтожать нашу планету. Уверен, что ничего бы не изменилось, если бы \"правящей религией\" сегодня был бы ислам со своим шариатом. .... не буду больше продолжать в коментах, лучше сформировать и статью написать по этому поводу) Я верю в человека, человек способен мыслить, но ему мешают догмы, конституции, шариаты, государство, власть, ... Скажу одно, государству не нужно \"примирять разные религии и заодно навести порядок между людьми в самой России\", наоборот ему нужно держать их разрозненно, в страхе, чтобы они не представляли из себя серьёзной угрозы.
1. Скажи: «Он – Аллах Единый,
2. Аллах Самодостаточный.
3. Он не родил и не был рожден,
4. и нет никого, равного Ему». (Коран 112)
В Исламе есть правило . \"Аллах не похож ни на кого и нет никого и ничего, подобного Ему\".
36. И жертвенных животных (которых гонят в Священную территорию) Мы сделали для вас из (числа) знаков [обрядов], (которые установил) Аллах. Для вас (о, те, которые стремятся к довольству Аллаха) в них [в этих жертвенных животных] благо [вы едите их сами, раздаёте как милостыню, и получаете за это награду в Вечной жизни]. Поминайте же [произносите] имя Аллаха над ними (когда режете их), (а верблюды режутся) стоящими. А когда их бока повергнутся [когда они упадут], то ешьте их [их мясо] (вы сами, кто зарезал их) и кормите (этим мясом) сдержанного [не просящего] и просящего стыдливо. Так Мы подчинили их [жертвенных животных] вам, чтобы вы были благодарны (Аллаху)!
Понимаете, о чем я?
Ислам требует максимально гуманного отношения к животному при забое.
на что вы ответили: "в Коране такого нет", а теперь пишите, что "человек наместник Бога на земле".
Проблема не в религии, религия призывает к умеренности во всем. Проблема в людях, в том, что живут они днем сегодняшним, не думая о том, что оставят детям и внукам.
Я полностью поддерживанию Вас в том, что жить надо в гармонии с миром, системы, которые сегодня выстроил человек, начиная от финансов, заканчивая экономикой и доминирующем мышлением накопления и потребления реально создали угрозы для возможностей продолжения нашей жизни на земле
до грехопадения - да
Спаситель переписывает Нагорную проповедь. А я танцую пьяный на столе.
Во первых, Ислам не сковывает личность и не мешает творческому развитию, Ислам поощряет любое направленное полезное саморазвтие и обучение:
Доказательства:
Первый аят ниспосланный Мухаммаду: "Читай во имя твоего Господа, Который сотворил все сущее" (Коран 96:1)
Мухаммад говорил: "Стремление к знаниям - обязанность каждого мусульманина", "Кто бы ни отправлялся в путешествия в поисках знаний, Аллах (Свят Он и Велик) направит его путем Рая". "После смерти человека его деяния прекращаются, за исключением трех вещей, что он оставляет после себя: во-первых, это постоянная милостыня; во-вторых, знание, из которого можно извлечь пользу; и, наконец, - целомудренный сын, который молится за него"
Другой, вопрос в том, какоое должно быть развитие, оно не должно быть однобоким, развивать надо не только тело и новые технологии, но не забывать и о духовном развитии, Мухаммад говорил "Воистину, лучшие из вас – те, которые обладают превосходным нравом".
Основой всему, конечно, служит вера
Мухаммад, ведомый ангелом Габриелем, попытался обратить в ислам еврейский клан Курайза, сохранявший по отношению к мусульманам НЕЙТРАЛИТЕТ. Евреи отказались перейти в ислам. Мухаммад атаковал их. Тогда то и появились на рынке Медины огромные рвы, и евреи — от шестисот до девятисот человек, если верить традиционным исламским источникам — были отведены к ним небольшими группами и обезглавлены. Кроме одного человека, перешедшего в ислам, вся мужская половина еврейской общины была уничтожена. А затем пророк разделил захваченное имущество — женщин, детей, лошадей и дома — между мусульманами.
Мирных жителей, не нарушающих договора никто не трогал
В Исламе есть принцип \"256. Нет принуждения в религии. Прямой путь уже отличился от заблуждения. Кто не верует в тагута, а верует в Аллаха, тот ухватился за самую надежную рукоять, которая никогда не сломается. Аллах – Слышащий, Знающий.\" (Коран сура 2)
Из Мекки наступали язычники, которые притесняли мусульман из их веры. Мусульмане переселились в Медину (тогда город Ясриб) по причине их притеснения. То есть, мусульман притесняли и убивали по причине веры с самого начала Ислама.
Битва у рва была третьей крупной битвой мусульман и язычников, вторую мусульмане проиграли, ров был вырыт как защита от язычников, курайза были в тылу мусульман и поступили вероломно.
Уверяю вас. язычники пришли в Ясриб, только для того, чтобы уничтожить Мухаммада.
доказательства чего вы хотите получить?
это из последнего прочитанного, остальное не вспомню
Да а еще в Исламизме есть такое понятие Дар аль-харб. Знакомо?
Видимо, вы христианин и это тоже ваше право, скажу одно, сейчас многие очерняют Ислам (включите телевизор и увидите это), пытаясь таким образом его дискредитировать в глазах общественности, но приводит это, к счастью, абсолютно к обратному результату - количество мусульман неуклонно растет на всех континентах. Потому, что разумный человек увидев очерняющую новость начинает интересоваться Исламом и находит в нем истину.
Ибо сказал Аллах (свят Он и велик): "32. Они хотят потушить свет Аллаха своими устами. Но Аллах не допустит этого и завершит распространение Своего света, даже если это ненавистно неверующим." (Коран, сура 9).
Упоси вас Господь, я не против ислама, я против его цели: распространения по всей земле, поскольку есть множество мнений, религий и философий
Ваше последняя цитата лишь подтвердило, то что я читал в различных источниках: цель мусульман установление дар аль-ислам по всей земле, вне зависимости от желания других людей. Как я и писал выше в своем комментарии: цели ислама за более чем 1500 лет не изменились. Все те же наполеоновские амбиции, и видимо дело уже не только в Вере. Как сказал один из ученых религиоведов: В Исламе религия и политика неразделимы
Ислам единственная религия которая делит мир на двуполярный, наши и НЕнаши не вспоминая ни про людей писания, ни про толерантность, ни про разницу воззрений, и после этого вы хотите что бы мы...
Далее, в Исламе никто не имеет принуждать другого к своей религии, в мусульмансом государстве должны дейстовать законы Шариата, я ведь живу в светском государстве и также подчиняюсь его законам, это нормально.
И еще, в Исламе, все долнжо делаться ради Господа, если сюда будет подмешано что-то иное (политика) оно не будет принято.
1. Скажи: «О неверующие!
2. Я не поклоняюсь тому, чему поклоняетесь вы,
3. а вы не поклоняетесь Тому, Кому поклоняюсь я.
4. Я не поклоняюсь так, как поклоняетесь вы (или тому, чему поклоняетесь вы),
5. а вы не поклоняетесь так, как поклоняюсь я (или Тому, Кому поклоняюсь я).
6. Вы исповедуете свою религию, а я исповедую свою!»
Я не хочу, чтобы кто-то насильно любил Ислам, я за справедливость и за отсутствие лжи. В этом и есть смысл моего разговора с Вами, если я вижу клевету или ложь, я хочу, чтобы у людей была возможность на объективное получение информации, точнее, пытаюсь внести свой вклад в это, подобно защите чести и достоинства. И не пытаюсь оправдываться.
Вы понимаете смысл значения Дар аль-ислам???? Видимо нет, поскольку вы до сих пор говорите о НЕпринуждении...
Ну хорошо, вот в России победил Ислам (допустим), и ввели законы шариата, но вот я этого не хочу, кто я по вашему? Какое отношение ко мне будет по вашему? (про зимми и му`хидов я уже писал, так что свое мнение есть, интересно узнать ваше)
Вот последняя фраза несколько наивна: понятие Исламизм получающее все большую поддержку мусульманского мира, объединяет Религию и политику. И законы шариата ни что иное как политизированная религия.
А я не пытаюсб вас переубедить. Ведь это невозможно так? ;-)
Я же не клеветал и не лгал, я надесь я не правильно понял ваш мотив разговора.
п.с. что касается объективности, потовина того что я написал, некоторые мусульмане (мои знакомые) впервые услышали от меня (дар аль-ислам, дар аль-хаб, земля договора - не помню названия, зимми и д.р.). Сковывая себя справделивыми аятами Корана, вы зачастую не видите других очевидных вещей. Извините, без обид =)
пусть 25, но примите к сведению:
"Аллах не запрещает вам являть дружелюбие и справедливость к тем, кто не сражался с вами из-за веры и не изгонял вас из ваших жилищ, - ведь Аллах любит справедливых" (Сура "аль-Мумтахана" (Испытуемая), аят 8)
Вы уж меня простите, но в Исламе есть 2 самых главных источника источника - это Коран и сунна Пророка, для меня все очевидно, я принял Ислам и принимаю его законы, может я "сковал" себя, но это мой выбор, к нему меня никто не принуждал, внешне я вообще мало чем отличаюсь от обычного человека.
Поистине, что Вы понимаете по объединением политики и религии, пожалуйста.
Когда это выходит за пределы веры. Когда политика страны диктуется волей Бога, и законы страны определяются религиозными догмами. Любые противоречия внутри общества и государства, где есть мусульманское население, а также межгосударственные отношения будут решаться на основе норм шариата.
Исламизм является идеологией на основе религии ислама (исламский фундаментализм), претендующей на её единственно правильное толкование
Последнюю вашу фразу не комментирую
Не будет порядка в обществе, когда одни будут жить по одним законам, а другие - по другим.
Одно другому, из сказанного мною выше, не противоречит.
А для меня нет! Для меня закон божий это мой закон божий и он для МЕНЯ не равен исламскому закону,
Ну как не противоречит? =) Вы только что опять призвали к соблюднию единого, ПРАВИЛЬНОГО закона - мусульманского. Вы мне говорите о том, что "нет принуждения к религии", цитируете Коран, 109 (чуть ниже), и тут же говорите о том, что Илсам единственно верная, то по чему надо жить, что оно должно быть по всему миру, и что всех (не важно кто он) нужно оценивать по законам ислама! Не толерантно и по диктаторски. Я как Православный никогда не буду призывать к такому, ибо есть свобода воли! А вы даже в двух комментариях, уже показали свою позицию навязывания....
Вы почитайте чуть выше, мой оппонент начал с \"непринуждения\" к вере, а закончил обязательностью шариата для всех. А что такое шариат? Это тоже законотворчетсво, пусть и на основе корана, но это дейтельность людей. И трактований тут может быть много. Так что когда мусульманин говорит: Я руководствуюсь только Кораном и суннами пророка, он либо заблуждается, либо лукавит. (как там в коране: И хитрили они, и хитрил Аллах, а Аллах - лучший из хитрицов)
Да, в мусульманской стране вы будете свободны в том, чтобы исповедовать свою религию, но судить вас могут (как минимум по тяжбе со мусульманами) по законам Ислама.
Вот я в России исповедую Ислам (есть конечно сложности), но вдруг я или вы решите закон нарушить, судить нас будут согласно законам РФ, они как известно не православные и не христианские. Модель схожа.
\"Не толерантно и по диктаторски\" - с нашей точки зрения, кто мы, чтобы давать оценку Богу.
«Но нет — клянусь твоим Господом! — они не уверуют, пока они не изберут тебя судьей во всем том, что запутано между ними, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения, и не подчинятся полностью!» (Сура «ан-Ниса», аят 65).
Я уверовал и счастлив, эта жизнь кончится, самая настоящая начнется после смерти, в этой жизни я готовлюсь к будущей, Ислам - это как инструкция для мусульманина в этом мире, дабы достичь счастья в обоих мирах.
"ну да, то то у мусульман толпа халифов для цитирования на все случаи жизни =)"
Это Ваши посты. На них я ответил, что халифов слушались и прислушивались к их словам из-за их личных заслуг и уважения к ним, а не по принуждению. И счастье мусульман тех лет, что имели таких правителей. Или это не относится к теме?
С какой стати? По вашей логике я вас имею право судить по Православным законам! Так нет! Вы мне скажите что вы неподсудны Бибилейским законам! Двойная мораль...
Все правильно, потому что РФ - светское государство. А в исламском государстве - ислам государствообразующая религия! И моедль не схожа вообще...
Мде... я даю оценку шариату - а он не имеет божественной природы. Да и раз уж на то пошло: дайте ка мне ссылку на коран или любой другой источник, что немусульмане судятся исламскими законами.
мои слова подчеркивали, что есть множество источников в исламской религии, зачастую неоднозначных.
второе, предложения где мною использовались слова типа \"наверно\", \"может\" и тп, значат, что необходимо уточнение, есть вероятность, что я могу ошибаться (просто боюсь ответственности). Поэтому лучше, чтоб вы сами (если вам это нужно) изучили этот вопрос из исламских источников
К сожалению, я не знаю на русском языке полноценной книги, которая даст ответ на этот вопрос, могу посоветовать на турецком (Ислам фикх ва адиллятух. Вахби Зухайли) Islam fikh ansiklopedisi.
Эту фразу я не понял - \"слова? даже не смешно, а наполнение кто этим словам сделал?\"
Спасибо, большое за общение со мной, я смог лучше понять вас и вы, надеюсь, меня.
Я почему то подумал, что вы араб или сириец м.б. =))
Вы наверно меня еще в чалме представили с "поясом шахида" ))) Реально, я активный член общества, работал финансовым директором крупной компании, сейчас консультирую топов и акционеров другой компании, у меня есть степень МВА, я примерный семьянин, люблю Россию и являюсь патриотом своей страны. Просто не забываю про будущую жизнь, точнее пытаюсь это делать.
Вы хорошие слова написали+. Я в этом отношении наверное все таки уже не патриот...
http://www.islam.ru - если вам интересно
п.с. ссылку исправил
Кроме того, есть экономически развитые мусульманские страны, например ОАЭ или Малайзия
Теперь ясно?
А культура народа определяется вовсе не вероисповеданием. Ну ничем особенным те же татары от русских не отличаются.
А исламский вопрос прост - исключение моральных прав у иных лиц исключает ее всеобщность. Непогрешимость - верный признак или ошибки или ....... еще чего то.
Комментарий удален модератором
Позднее мусульманские страны были захвачены странами запада.
Так или иначе постепенно освободившись некоторые страны исламского мира пытаются идти по пути прогресса. Иран, Малайзия, Турция.