Подлинная история \"адъютанта Его Превосходительства\"...
На модерации
Отложенный
Реальный \"капитан Кольцов\" не очень любил популярнейший советский боевик.
Этот замечательный советский фильм начал сниматься ровно сорок лет назад. Для многих наших граждан он оказался настоящим открытием. Ибо до его появления наш кинематограф не осмеливался именно таким образом показывать гражданскую войну - всю её трагичную многообразность, где правда была не только на стороне красных.
Фильм назывался \"Адъютант Его Превосходительства\".
\"Может, они и красные... а может, и белые\"
Всё здесь было в новинку. Белых показали вполне нормальными, отнюдь не карикатурными людьми. Кроме того, авторы фильма постарались одеть их не в ту театральную бутафорию, в которую наряжали врагов революции создатели \"Чапаева\" или \"Неуловимых мстителей\", а именно в ту форму старой русской армии, которую наши прадеды носили до 17-го года. Честное слово, в фильме эта форма выглядела гораздо более привлекательной и привычной, чем будённовки или кожаные фуражки красноармейцев или чекистов...
Достоверно передана и историческая обстановка лета 1919 года на Украине. Красные с трудом удерживали центральную часть украинских земель вокруг Киева. С юго-запада на них напирали отряды украинских националистов-петлюровцев, с востока вели наступление войска Добровольческой армии белого генерала Деникина. А между ними носились банды всевозможных авантюристов - всякого рода батьки Махно, Ангел, Тютюник, Козолуп, атаманша Маруся, которые грабили и тех и этих. Помните лозунг, который висел на тачанке киношного батьки Ангела, в замечательном исполнении актёра Анатолия Папанова? \"Бей белых - пока не покраснеют, бей красных - пока не побелеют!\" Словом, на Украине царила самая настоящая кровавая анархия...
Главным героем фильма является красный разведчик, капитан Павел Кольцов, сумевший проникнуть в штаб командующего Добровольческой армии генерала Владимира Зеноновича Ковалевского и даже стать адъютантом командующего. Кольцов ведёт активную разведывательно-диверсионную работу. Располагая широкой агентурной сетью, он вовремя предупреждает красное командование о предстоящих операциях противника, ведёт хитроумные комбинации с белой контрразведкой, рискуя жизнью, вытаскивает из тюрьмы подпольщиков-большевиков.
В конце концов, Кольцов, проявляя личный героизм, пускает под откос эшелон с английскими танками, которые должны помочь белым занять Москву. Капитана разоблачают, и белогвардейский трибунал приговаривает его к расстрелу...
Актёр Юрий Соломин, игравший роль Кольцова, стал чрезвычайно популярным. После этого сериала Соломину стали приходить сотни писем, на многих из них стоял адрес: \"Москва, Павлу Андреевичу Кольцову\". Очень многие интересовались: а был ли реальный прототип у героя фильма? И в одном из своих интервью Соломин назвал этого человека - Павел Васильевич Макаров, чья биография могла дать фору любым киношным фантазиям. В ней в очень полной мере отобразились все коллизии трагического для нашей страны XX века...
\"Павел Андреевич, вы шпион?\"
Павел Макаров родился в 1897 году в городе Скопине Рязанской губернии, в семье кондуктора товарных поездов. После смерти отца семья перебралась в Крым, где Павел начал учиться в реальном училище. Когда в 1914 году вспыхнула Первая мировая война, Макаров добровольно ушёл в армию. В звании прапорщика (а это в царской армии был первый офицерский чин) он участвовал в боях на Румынском фронте.
После революции Макаров стал убеждённым большевиком. Весной 1918 года Крымский военно-революционный комитет поручил ему создание отрядов Красной Гвардии. Но во время поездки по причерноморским хуторам и посёлкам Макаров был задержан разъездом белого отряда полковника Дроздовского, пробивавшегося на Дон на соединение с Деникиным. Бывший прапорщик не растерялся и на вопрос белого офицера - кто он такой - не моргнув глазом ответил:
- Штабс-капитан Макаров. 134-й Феодосийский полк. Командир полка полковник Шевардин.
Макаров назвал свою воинскую часть, в которой служил на Румынском фронте. Вот только повысил себя в звании сразу на три пункта...
Дроздовцы, у которых не было никакой возможности для тщательных проверок, поверили Макарову и зачислили его в свой отряд. Так Павел Васильевич и оказался у белых - чисто случайно, без каких-то специальных директив красного командования...
Поразмыслив, Макаров решил, что может больше принести пользы своим именно в рядах белых. Поэтому стал искать возможность перехода на штабную работу. В конце 1918 года ему повезло - командовать дроздовцами белый главком Деникин назначил генерал-лейтенанта Владимира Зеноновича Май-Маевского. Но у того по разным причинам отношения с дроздовцами как-то не заладились. Поэтому на новой должности генерал чувствовал себя не очень уютно.
Макаров тут же пришёл к нему \"на помощь\", заверив Владимира Зеноновича в своей полной лояльности. Штабс-капитан докладывал своему начальнику о разговорах, которые ходили в офицерской среде, и этим сильно расположил к себе Май-Маевского, назначившего Макарова своим адъютантом. Эту должность Макаров сохранил и тогда, когда Май-Маевский пошёл на повышение, став командующим Добровольческой армии, лучшей армии деникинского войска.
Впрочем, Макаров пользовался доверием у генерала не только по причине \"стукачества\". Генерал, в отличие от вальяжного и проницательного киношного Ковалевского, блестяще сыгранного актёром Вячеславом Стрежельчиком, был, что называется, \"тихушником\". То есть хроническим алкоголиком, любившим крепко выпить в одиночестве. Шустрый адъютант всегда \"вовремя\" подливал своему начальнику, организовывал ему опохмелки, а если надо - то и сговорчивых девочек... Они вместе даже крутили роман с дочерьми известного харьковского купца Жмудского: генерал со старшей купеческой дочкой, а адъютант - с младшей.
Словом, доверие к Макарову со стороны Май-Маевского было полнейшее. Поэтому штабс-капитан очень ловко манипулировал окружением генерала, везде расставляя своих людей. Так ему удалось пристроить на должность генеральского ординарца своего родного брата Владимира, бывшего одновременно одним из руководителей Севастопольского большевистского подполья.
Через руки братьев проходило множество ценнейших военных сведений. Но, в отличие от соломинского Кольцова, переправить их через линию фронта к своим они никак не могли - связей с Москвой у них не было. Тогда они занялись тем, что именуется вредительством.
Пользуясь вечным похмельным состоянием Май-Маевского, Павел доводил до него только те армейские сводки, которые уже устаревали. В итоге подразделения добровольцев получали генеральские приказы, которые мало соответствовали реальной боевой обстановке. Параллельно штабс-капитан умело стравливал между собой командиров отдельных белых корпусов, играя на их взаимной неприязни. К примеру, во время похода на Москву осенью 1919 года Макаров довёл до генерала Юзефовича нелицеприятные слова, высказанные в его адрес другим генералом - Кутеповым. И когда в критический момент наступления красные ударили во фланг кутеповским дивизиям, то корпус Юзефовича не двинулся с места, чтобы прийти кутеповцам на помощь. Это во многом и предопределило конечное поражение деникинских войск...
Конечно, белая контрразведка чувствовала что-то неладное, и её начальник полковник Щукин уже давно подозревал в тёмной игре именно Макарова. Но доказательств не было. Они появились лишь тогда, когда в январе 1920 года белым удалось разгромить Севастопольское подполье. В ходе допросов кто-то из арестованных и назвал имена братьев Макаровых...
Их арестовали. Владимира скоро расстреляли, а Павлу удалось бежать, подняв восстание заключённых Севастопольской тюрьмы. В крымских горах бывший адъютант сформировал небольшой партизанский отряд, который воевал в белом тылу до самого окончания гражданской войны. А бывший покровитель Макарова генерал Май-Маевский после всех этих событий был вынужден уйти в отставку. Он умер от алкоголизма в Севастополе в октябре 1920 года.
\"Родина вас не забудет\"
После занятия Крыма Красной Армией Макаров стал сотрудником ВЧК, возглавив отряд специального назначения, боровшегося с бандитизмом. Затем служил в крымской милиции. А в 1929 году он опубликовал воспоминания под названием \"Адъютант генерала Май-Маевского\", ставшие самым настоящим бестселлером того времени. Однако эта книжка принесла автору одни только неприятности.
Дело в том, что в конце 20-х годов возникла целая плеяда псевдогероев, которые, пользуясь неразберихой революционного времени, приписывали себе несуществующие подвиги и заслуги времён гражданской войны. Тогда, к примеру, ходил анекдот: мол если верить всем, кто приписывал себе знакомство с легендарным главкомом 1-й Конной Армии Семёном Будённым, то из этих людей можно сформировать целых три конных армии.
Словом, ЦК ВКП(б) создал специальную комиссию, которая очень придирчиво изучала деяния участников революции. Заинтересовалась комиссия и книжкой Макарова - тем более подтвердить мемуары было сложно: практически все товарищи бывшего белого адъютанта по крымскому подполью погибли. В конце концов комиссия пришла к выводу, что Макаров лжёт, что он служил белым верой и правдой, что к красным он ушёл тогда, когда поражение белогвардейцев стало неизбежным...
Его выгнали из органов, из партии, лишили персональной пенсии как Красного партизана, а в 1937 году арестовали. Спасли бывшего разведчика его боевые товарищи, которые не побоялись пройти по всем инстанциям, вплоть до Москвы. В 1939 году Макарова полностью оправдали и вернули ему все отобранные льготы и награды.
Но по-настоящему его реабилитировала Великая Отечественная война. В её годы Макаров возглавил мощное партизанское соединение, которое наносило удары по врагу в разных районах Крыма. Голову партизанского командира немцы оценили в несколько миллионов рублей. А наше командование наградило Макарова несколькими боевыми орденами.
Во время этой войны Павел Васильевич потерял многих своих родных - мать зверски замучили фашистские каратели, а сын, лейтенант Красной Армии, погиб в бою за город Лисичанск...
После войны старый партизан пережил вторую волну славы. Вышла новая его книжка уже о разведчиках Великой Отечественной, власти вспомнили и о подвигах времён Гражданской войны. Крымские коммунисты даже ходатайствовали о присвоении Макарову звания Героя Советского Союза...
Но вот в середине 60-х годов начал сниматься фильм \"Адъютант Его Превосходительства\", который вызвал недовольство Макарова.
Оказывается, авторы сценария - Игорь Болгарин и Георгий Северский - не посоветовавшись с Макаровым лично, взяли за основу его мемуары и выдали их чуть ли не за своё самостоятельное произведение, хотя в сценарий вошли целые куски \"Адъютанта Май-Маевского\". Мало того, вместо извинений они, как пишет один крымский историк, \"заявили, что это телефильм про вымышленного капитана Кольцова и сценарий никакого отношения к Макарову не имеет, а у Май-Маевского, мол, было целых четыре адъютанта... Авторы пошли дальше и стали очернять Макарова в разговорах с кинематографистами и литераторами. А когда Юрий Соломин упомянул о Павле Васильевиче как о прототипе, ему позвонил Северский и посоветовал больше этого не делать, поскольку Макаров не тот человек, о котором следует упоминать в фильме. Некоторые писатели вступились за оскорблённого Макарова... Но авторы сценария были категорически против, не желая уступать ни части авторства прототипу, давшему основание для столь захватывающего сюжета. И оказалось, неспроста. После выхода фильма на экраны страны его авторы были удостоены звания лауреатов Государственной премии\".
Понятно, что сам Макаров от этой премии ничего не получил. Впрочем, до её распределения он, собственно, и не дожил. В самый разгар войны со своими литературными врагами, 16 декабря 1970 года, Павел Васильевич умер.
А у сценаристов-плагиаторов на вершинах власти, видимо, нашлись очень мощные и влиятельные покровители, которые даже после смерти разведчика постарались сделать всё, чтобы страна ещё многие годы не знала о подлинной судьбе легендарного адъютанта.
Вадим АНДРЮХИН.
КАК СОЗДАВАЛСЯ ФИЛЬМ
Режиссёра картины искали очень долго. Перепробовали несколько кандидатур и в итоге остановились на Евгении Ташкове. На его счету уже был успешный фильм на тему советских разведчиков - \"Майор Вихрь\".
На главную роль пробовали знаменитых актёров. Среди них был и Михаил Ножкин, прославившийся после роли Бекаса в \"Ошибке резидента\". На сделанных фотопробах актёр замечательно смотрелся в белогвардейском мундире.
Но режиссёра он почему-то окончательно не устаривал. В очередной раз перебирая фотопробы, Ташков остановил взгляд на Соломине, который пробовался на капитана контрразведки Осипова. И тут режиссёру почему-то показалось, что именно этот актёр и мог бы прекрасно сыграть Кольцова. Несколько дней Ташков обдумывал своё решение, а потом вызвал Соломина на студию.
Киношное начальство выбор поначалу не одобрило. Уж слишком неподходящим был вид у Соломина для подобной роли. Героев такого рода обычно играли \"фактурные\" - высокие широкоплечие актёры, с яркой внешностью. А здесь на роль главного разведчика предлагалось утвердить невысокого, достаточно щуплого актёра с неброской красотой. Худсовет утвердил Юрия Соломина на роль Кольцова только после шестой пробы.
Благодаря случаю получил одну из своих звёздных ролей и Виктор Павлов. Изначально он был утверждён на красноармейца Сиротина.
Но однажды на съёмках сцены, где Мирон Осадчий объясняется Ксении в любви, актёра, который должен был играть Осадчего, не оказалось. И режиссёр попросил Ташкова подыграть. Павлов сделал это с таким надрывом, что даже у съёмочной группы на глазах выступили слёзы. После этого роль Осадчего безоговорочно отошла Виктору Павлову.
Актёр настолько вжился в образ, что потом многие зрители в самом деле думали, будто Павлов отсидел несколько лет в тюрьме.
Любимую женщину Кольцова Татьяну Щукину сыграла молодая балерина Татьяна Иваницкая. Предложение прийти на кинопробы стало для неё полной неожиданностью. Тем более что на роль претендовали шесть известных советских актрис. Но режиссёра Татьяна привлекла какой-то затаённой чистотой, которой ему не хватало в остальных претендентках.
Когда фильм был готов, телевизионное руководство было в шоке: \"Это же гимн белогвардейщине! Эмигрантское отребье за границей будет рукоплескать такой стряпне!\" В итоге картина легла на полку, но пролежала там всего несколько месяцев. Режиссёр с директором картины показали ленту заместителю председателя КГБ Семёну Цвигуну, который слыл достаточно либеральным человеком. Фильм Цвигун посмотрел лёжа в больнице. И уже спустя несколько дней после просмотра \"Адъютанта\" разрешено было выпустить в прокат.
Более того, в 1971 году картина даже была удостоена Государственной премии. Актёры, сыгравшие в \"Адьютанте\", стали любимцами зрителей на долгие годы.
Правда, для Татьяны Иваницкой и Александра Милокостова, сыгравшего мальчика Юру, успешная кинокарьера на этом и закончилась. Татьяна так и осталась балетной танцовщицей.
Александр же поступил в Щукинское училище. За время учёбы успел сняться ещё в нескольких фильмах: \"Всадник без головы\", \"Гранитные острова\". Потом поступил работать в театр. Но в 1989-м году ушёл со сцены в бизнес. Поговаривали, что дела у него шли неважно, и неудачи бывшая знаменитость порой заливала водкой.
Последний раз его имя всплывало в прессе по далеко не киношному поводу. Газеты писали, что жена Александра, врач-гинеколог, якобы наняла двух убийц, которые за пять тысяч долларов должны были избавить её от надоевшего супруга. Правда, вскоре Наталья Милокостая была выпущена из тюрьмы за отсутствием состава преступления. По её словам, человека, заявившего о якобы готовящемся убийстве, вполне мог подослать и сам Александр. Автор Вадим Андрюхин
Комментарии
Недавно показывали передачу,где он рассказывал о съемках фильма.И он начал говорить \"на той стороне \"белые\",а на этой наши\".А корреспондент с таким изумлением переспросил \"наши?\" Соломин секунду подумал,и ответил \"да,наши\".
Не прогнулся,не продался,не поколебался вслед за \"позицией партии и правительства\".
"Шнапс-капитан: реальная история «адъютанта его превосходительства»"
http://newzz.in.ua
Правду о разведке все равно не кто не когда не знает.
Что за времена, что за люди - не люди, а повесть Гоголя во всей панораме: Махно, Чапаев, Каминский, Геббельс, Сталин, Френкель, Рейли, Морис, Муссолини, Шолохов, Япончик, Блюмкин, Унгерн, Пилсудский, Колчак, тысячи их!
Это ведь сплошь жизнеописания выдающихся людей.
А то проживёшь 100 лет как старосветские помещики, акакий акакиевич и анатолий ефремович и сгинешь себе...
Но это вопрос совсем неоднозначный.
Ведь весёлые были времена ВО ВСЕХ смыслах.
Одно только: те времена были другие и люди были другого масштаба, это А. Бушков правильно заметил.