Оппозиция: мы спасаем Россию
ПРОНЬКО: 19 часов 8 минут в российской столице. Добрый вечер, дамы и господа. \"Реальное время\" на \"Финам FM\". Меня зовут Юрий Пронько.
И сегодня у нас будет, я надеюсь, жаркий спор, потому как мы пригласили к нам, в московскую студию \"Финам FM\" людей, которые придерживаются, по меньшей мере, разных политических взглядов, а по большей - я многоточие поставлю, потому что не хочу предвосхищать нашу сегодняшнюю дискуссию. Я представляю гостей: это Илья Яшин, член бюро движения \"Солидарность\". Илья, добрый вечер.
ЯШИН: Добрый вечер.
ПРОНЬКО: И Максим Мищенко, лидер молодежного движения \"Россия Молодая\", депутат Государственной Думы России, ну, и, конечно, член фракции \"Единая Россия\". Максим, рад видеть, добрый вечер.
МИЩЕНКО: Добрый вечер.
ПРОНЬКО: Я знаю, что вы специально приехали, доехали до нас, поэтому вдвойне вам благодарен.
МИЩЕНКО: Конечно, когда такой собеседник - с края света примчишься.
ПРОНЬКО: Значит, напоминаю: номер многоканального телефона 65-10-99-6; сайт http://www.finam.fm. Можно звонить, можно писать, можно задавать вопросы, либо высказывать свои мнения, соображения. Чуть позже я запущу еще и SMS-голосование. Вы будете голосовать следующим образом - за Яшина или за Мищенко. Но пока голосовать ни за того, ни за другого не надо, потому как они еще, по сути, не высказались.
Я хочу начать разговор с главного события дня. Это интервью президента Чечни, а теперь главы (по-моему, у них нет теперь должности президента) Чеченской Республики Рамзана Кадырова, которое он дал американскому журналу \"Newsweek\". На вопрос о том, кого хотел Рамзан Кадыров видеть президентом в 2012 году, глава Чечни, в общем-то, довольно откровенно сказал: \"Моего кумира Владимира Путина (если дословно переводить, \"my idol\", то есть \"идол\", но я буду литературно переводить - \"мой кумир Путин\"). Мне бы хотелось, чтобы он был президентом на протяжении всей своей жизни. Я его очень люблю, как мужчина мужчину. Он человек слова. Он принес мир Чечне. Мы были в руках бандитов, и алкоголик Ельцин нас бомбил\". Я вам цитирую, как оно было дано в интервью в американском журнале \"Newsweek\". То есть, можно в оригинале, кто владеет языком, пожалуйста, на английском языке это все прочитать. \"Те, кто критикует Путина - нелюди, мои личные враги, пока Путин меня поддерживает, я смогу сделать все. Аллах акбар!\" Это я просто отрывок один зачитал, там есть у меня и другие переводы. Я вам за эфиром сказал по поводу депутатов Госдумы и того, что в универ студенты должны ходить в униформе. Илья, после этих всех субботних событий на Пушкинской площади и этого интервью, вам не страшно?
ЯШИН: Если бы мне было страшно, я бы давно уже уехал из страны. Но меня не удивляет это интервью, потому что в окружении Путина отморозков хватает. И очень стыдно, когда целую республику возглавляет человек, который чиновника, хоть и высокопоставленного, называет кумиром, когда он называет врагами критиков власти. Это такая политическая культура, которая, к счастью, пока еще не распространилась на всю нашу страну, но которая в значительной степени насаждается. Действительно, к критикам власти относятся, как к врагам, действительно, им угрожают, действительно, руководителей государства превозносят до небес не просто, как чиновников, не просто, как руководителей государства - относятся к ним, как к кумирам. И это абсолютно ненормально, это демонстрирует не очень здоровое состояние российского общества. Люди, к сожалению, это терпят, и я боюсь, что это может плохо закончиться для нашей страны. Потому что вот такое сотворение кумиров и война с несогласными обычно приводят просто к развалу страны.
ПРОНЬКО: Таково мнение Ильи Яшина. Максим, а вам ухо не режет прочитанный мной фрагмент?
МИЩЕНКО: Немного режет. Рамзан Кадыров - очень интересный человек. Моя знакомая Маргарита очень хочет снять про него фильм. Я пообещал, что когда поеду в Чечню, постараюсь устроить ей встречу. Мне кажется, этот человек останется в истории, потому что длительный период времени в Чечне все спокойно, республика развивается, строится. Но при этом он не перестает удивлять нас, как политик, своими высказываниями, поэтому я с большим интересом наблюдаю за ним. Я не слышал про это интервью, но обязательно прочитаю его.
ПРОНЬКО: Но оно свежее. Понимаете, в чем отличие журналистов от политиков? Мы все-таки должны чуть раньше узнавать о том или ином событии и вам сообщать.
Максим Мищенко, Илья Яшин
МИЩЕНКО: Может оно и прямолинейное, но по поводу развращенности общества его возмущение выливается именно в такие фразы, потому что он человек такой, прямолинейный, не как российские политики и депутаты пытаются смягчить это все. Но, конечно же, политику нельзя произносить такие фразы в интервью. Я считаю, это может интерпретироваться средствами массовой информации по-разному. Но иногда у меня возникают аналогичные мысли, когда я вижу и наблюдаю вокруг себя развращенность нашего общества, поэтому в чем-то я с ним солидарен, в возмущении каком-то.
ПРОНЬКО: Но вот эта фраза: \"Мне бы хотелось, чтобы он был президентом на протяжении всей своей жизни\".
МИЩЕНКО: Ну, он просто выражает так свои мысли.
ПРОНЬКО: Но это же нарушение конституции, как минимум, вот в такой фразе.
МИЩЕНКО: \"Мне бы хотелось\" - это его желание, как человека.
ПРОНЬКО: Ну, хорошо. Илья, что вы хотели сказать?
ЯШИН: Мне кажется, последний человек, которому стоило возмущаться развращенностью нашего общества - это Рамзан Кадыров, человек, который ездит с кортежем из дорогущих иномарок, 15, 20, 30 машин кортежа, окруженный огромным количеством охраны.
МИЩЕНКО: А у тебя одна всего.
ЯШИН: Понимаешь, разница заключается в том, что бюджет Чечни на 98% дотируется из бюджета Российской Федерации. Мы этого парня содержим нашими налогами, с помощью нашего федерального бюджета. И наши 98% дотаций, федеральных, бесконтрольных, заоблачный уровень коррупции в Чечне, законы свои отдельные, по которым там люди живут, по которым живет Кадыров и его ближайшее окружение, развратили его донельзя. Поэтому, мне кажется, кому уж если и возмущаться развращенностью общества, то точно не Кадырову.
ПРОНЬКО: Вот смотрите, очень интересный там также момент. Рамзан Кадыров утверждает, что благодаря той политике, которую он проводит, резкое произошло снижение преступности в Чеченской Республике. И, в то же самое время, сегодня Генеральная прокуратура сделала очень серьезное заявление о том, что этот регион вызывает у сотрудников Генпрокуратуры очень большие опасения, потому как там преступность выросла за последнее время в четыре раза.
ЯШИН: Просто смешно услышать о том, что в Чечне снижается уровень коррупции.
ПРОНЬКО: Я цитирую вам Кадырова в журнале \"Newsweek\".
ЯШИН: А я над этим смеюсь, потому что политика Путина, \"Единой России\" и Кадырова привела к тому, что в момент визита в Чечню министра внутренних дел на прошлой неделе бандиты беспрепятственно расстреливают охрану, входят в суперохраняемое здание парламента республики, удерживают там заложников. И
говорить о том, что победили террористов, победили бандитизм в Чечне, нельзя. Чечня, к сожалению, погрязла и в коррупции, и в бандитизме. И по большому счету, те люди, которые сегодня руководят Чеченской Республикой, сами в недавнем прошлом такие же бандиты,
спустившиеся с гор, люди, которые воевали с нашими российскими солдатами. Поэтому Чечня - огромная проблема для России, и вот та политика, которую Путин проводит, это, по сути, политика задабривания агрессора, политика контрибуций, которые за наш счет, за наши налоги, мы выплачиваем этим хлопцам.
ПРОНЬКО: Илья, ты сказал жесткие слова.
МИЩЕНКО: Илья, представь себе, что произошло чудо, и ты встал на место Рамзана Кадырова. Какую политику бы вел ты?
ПРОНЬКО: А вообще, Яшин во главе Чечни - это интересный ход.
ЯШИН: Как минимум, нужно быть последовательным. Понятное дело, что, конечно, нужно вести речь о том, чтобы в Чечне стимулировать развитие рабочих мест, развитие экономической ситуации. Но в первую очередь нужно заставить чеченских чиновников выполнять российские законы. Вот те беды, которые сегодня творятся в Чечне, когда там людей убивают ни за что, люди пропадают, они связаны с тем, что в Чечне просто не работают российские законы и власть с этим мирится.
МИЩЕНКО: И как бы ты навел там порядок?
ЯШИН: Мы можем это обсудить отдельно. Я убежден, что в Чечне, в нынешней ситуации, можно навести порядок, чтобы там работали российские законы, но это - тема для отдельного разговора.
ПРОНЬКО: Максим, а почему вы спрашиваете господина Яшина об этом?
МИЩЕНКО: Просто интересно, как выглядел бы Яшин с бородой.
ПРОНЬКО: Это действительно, интересно, но почему вы об этом его спрашиваете?
МИЩЕНКО: Потому что, когда человек так огульно рассуждает и критикует, мне интересно что бы он сделал.
ПРОНЬКО: Хорошо, ваш взгляд на ситуацию в Чеченской Республике и на Северном Кавказе.
Илья Яшин
МИЩЕНКО: В Чечне относительный мир - и это заслуга Путина. И то, что мы добились того, что там не льется кровь, и Дагестан, на самом деле, сейчас более проблемная для нас республика: там больше столкновений вооруженных, и так далее. И я считаю, это достаточно взвешенная, мудрая политика, потому что Чечня во все времена была таким кипящим котлом, и с Великой Отечественной войны там много темных мест, ну, народ такой чеченский, горячий.
ЯШИН: Да народ плохой, понятно.
МИЩЕНКО: При чем здесь плохой? Просто другая культура. И мне кажется, что там нужен особый подход. На мой взгляд, Путин сумел найти подход, и поэтому там воцарился мир, и это дорогого стоит.
ПРОНЬКО: Ну, а почему тогда Дагестан стал таким взрывоопасным регионом?
МИЩЕНКО: Им тоже надо заниматься. Кавказом нужно заниматься.
ПРОНЬКО: Занимаются же, разве нет?
МИЩЕНКО: Да, занимаются .
ПРОНЬКО: Но не очень эффективно.
МИЩЕНКО: Пассионарные люди, такое место пассионарное, там, в общем-то, молодой народ, который растет, и, естественно, это происходит по понятным причинам и будет происходить, и там нужна особая политика. Но я говорю, что это большое искусство, чтобы там было все нормально и хорошо. Надо продолжать, то есть это должно быть и силовое воздействие, и грамотная политика, а так вот, огульно говорить: если бы, да кабы...
ЯШИН: Но пока это искусство заключается исключительно в том, что Чечню и руководство Чечни заливают деньгами из российского бюджета. На эти деньги Рамзан Кадыров создал личную, фактически, гвардию.
Комментарии
Но, от ельцинского новогоднего сюрприза надо избавляться.
Молодец, Илья, сказал как есть!
Это ОЧЕНЬ дорого стОит!