Откровения Фиделя Кастро

На модерации Отложенный

Тяжелая болезнь вождя кубинской революции, настигшая его в 2006 году, породила в мире волну разноречивых откликов, среди которых были и такие: уход от власти Команданте Фиделя будет исключительно вопросом биологии.

НЕОЖИДАННОЕ ПРИГЛАШЕНИЕ

Фидель Кастро Рус— человек-легенда, человек-загадка. В 1953 году он, молодой и полный сил, штурмовал казармы Монкада в Сантьяго де-Куба, а затем, отсидев в тюрьме, с несколькими десятками энтузиастов тайком причалил на моторной яхте «Гранма» к берегам Кубы и начал революцию, которая была поддержана большинством населения страны.

После прихода к власти в 1958 году Кастро отменяет запланированные ранее свободные выборы, приостанавливает действие Конституции 1940 года, гарантировавшей основные права, и начинает руководить страной исключительно при помощи декретов.

Во время своего выступления в Конгрессе в декабре 1959 года заместитель директора ЦРУ заявил: «Мы знаем, что коммунисты считают Кастро представителем буржуазии». Сам же Фидель никогда не отрекался от марксизма, а во время учебы в университете был подвержен сильному влиянию идей Маркса, Энгельса и Ленина, ближайшим его соратником в борьбе с капитализмом в Латинской Америке был Че Гевара, неоднократно подчеркивающий свою приверженность именно коммунистическим идеям.

…На протяжении полувека Фидель был вождем острова Свободы, одного из последних оплотов социализма в мире, а потом из за серьезного недуга передал власть своему брату — Раулю Кастро.

Однако, несмотря на прогнозы, Патриарх вернулся — силой воли, поставленный на ноги врачами, и заставил вновь говорить о себе. Да еще как! Его недавние слова, предназначенные для широкой общественности, у кого то вызвали шок и недоумение, у кого то иронию или радость.

Что же случилось?..

Своими соображениями Кастро поделился с американским журналистом Джеффри Голдбергом, которого лично пригласил в Гавану. Тому позвонили из Секции интересов Кубы при посольстве Швейцарии в Вашингтоне (полноценных дипотношений между Кубой и США не существует уже полвека) и предложили приехать.

Оказалось, Фидель прочитал статью Голдберга в The Atlantic «Точка невозврата», посвященную Ирану и Израилю, и захотел лично обсудить тему с автором материала. Встреча произошла в кубинской столице в конце августа.

Мистер Голдберг человек известный, он пишет главным образом на международные темы, в особенности о Ближнем Востоке и Африке. Ему довелось работать в The Jerusalem Post и The New Yorker, а в годы первой палестинской Интифады он служил в Армии обороны Израиля — будущий автор книги «Узники: История дружбы и террора» был тогда тюремным охранником.

Под впечатлением от проведенных в гостях у Фиделя Кастро дней Голдберг подготовил пространный очерк, который опубликовал в The Atlantic, разделив текст на две части. Патриарх предстал перед американским журналистом не пугалом со страниц антикоммунистической пропаганды и не выжившим из памяти стариком.

У 84 летнего Кастро, которого поддерживали под руки двое крепких телохранителей, сохранился здравый ум. И многие сделанные им заявления поразили Голдберга. Сам журналист отмечает, что за эти дни ему неоднократно хотелось удостовериться, правильно ли он воспринял слова Фиделя.

Больше всего Голдберга потрясло замечание Кастро, оброненное им вскользь. Журналист поинтересовался, считает ли Фидель по прежнему, что «кубинская модель» является чем то таким, что со временем должны перенять другие страны. «Она и для нас больше не работает», — ответил тот.

Это заявление так поразило Голдберга, что он переспросил у переводчицы Джулии Свейг, правильно ли он понял слова команданте. Та сказала, что Фидель остается верным идеалам революции, но считает, что государство больше не должно играть такую чрезмерную роль в экономике Кубы.

Дальше — больше.

Несмотря на то, что в своих статьях и выступлениях лидер Кубинской революции не раз говорил, что нападение США и их союзников на Иран может спровоцировать глобальный вооруженный конфликт с использованием ядерного оружия, Голдбергу он заявил, что иранское правительство должно осознать последствия антисемитизма.

А еще Фидель попросил передать Ахмади Ахмадинежаду, что он не приемлет утверждения, будто Холокост, то есть история массового уничтожения евреев немецкими фашистами, является «еврейским мифом».

По мнению команданте, именно «антисемитизм в Иране объясняет, почему евреи в Израиле так беспокоятся за свою безопасность». Фидель пояснил: «Нет ничего, что можно сравнить с Холокостом. Если руководство Ирана хочет мира, ему лучше осознать исторические причины такого явления, как антисемитизм».

Патриарх кубинской революции вспомнил, как в детстве он слышал от одноклассников, что «евреи убили Христа», хотя сам он в то время «даже не знал, кто такие евреи». Именно антисемитизм стал причиной того, что «евреев изгоняли и преследовали как убийц Христа». «Я полагаю, что кто нибудь не был оклеветан больше, чем евреи. Именно их всегда обвиняют во всем, а мусульман никогда ни в чем не обвиняли. Их изгнали с родной земли, преследовали по всему миру и притесняли как людей, убивших Бога», — подчеркнул он.

По мнению Кастро, наличие у Тегерана ядерного оружия станет «серьезной угрозой миру». Но при этом «никакие санкции не помешают и иранцы не отступят от своей цели». Кастро объяснил это страхом Тегерана перед американо-израильской агрессией.

Голдберг напомнил Кастро, что в разгар кризиса тот обратился к руководству СССР и лично Никите Хрущёву с призывом нанести ядерный удар по США в том случае, если против Кубы будет совершена агрессия, и спросил, насколько ему сейчас кажется логичной та позиция. «После всего, что я увидел и зная то, что я знаю сейчас, это совсем того не стоило», — ответил Фидель. И добавил, что глобальной задачей для человечества должна стать идея установления мира.

Уезжал мистер Голдберг из Гаваны под большим впечатлением от всего услышанного. «Быть может, Кастро физически дряхл, но у него живой ум, и он полон энергии», — констатировал он в своем блоге на сайте журнала Atlantic, как бы подведя черту под пятичасовой беседой.

Впрочем, это был отнюдь не единичный прорыв Кастро за последнее время. 1 сентября в интервью мексиканской газете La Jornada он сделал еще одно сенсационное заявление: гомосексуалистов на Кубе в 1960 1970 х годах отправляли в трудовые лагеря без суда и следствия. «Если кто то виноват, это я, — сказал он. — Я не собираюсь перекладывать ответственность на других».

Нужно ли говорить, что геи, лесбиянки и прочая нетрадиционная публика встретила это известие, растиражированное мировыми СМИ, с большим воодушевлением — как запоздалое, по их мнению, но все таки покаяние.

И еще одна «деталь». Дочь нынешнего кубинского лидера Рауля Кастро Мариэла, возглавляющая Национальный центр полового воспитания, является последовательным защитником сексуальных меньшинств на острове Свободы.

Прозвучавшие заявления стали предметом бурного обсуждения в Америке и других странах, кроме кубинской прессы, которая никак не прокомментировала эти слова Фиделя. Однако опровержений не последовало.

ОТКЛИКИ ИЗ РОССИИ

В нашей стране, где Куба с советских времен воспринимается как «вторая Испания», новости вызвали смешанные чувства: одобрение, сумятицу, недоумение и брожение в умах. Вот характерные оценки и реплики в Интернете.

«Рассудок помутился. Либо от старости, либо помогли американские спецслужбы».

«Я вообще в шоке! Команданте продался пендосам! Куда катится этот мир?».

«На пороге смерти очень трудно, да и нет особой нужды врать себе и другим. Фидель всегда был сильным человеком, и он молодец, что может не просто дать оценку своей жизни и своим решениям, но и озвучить ее».

«Удивительно, Кастро понадобилось всего то пятьдесят лет, чтобы понять простейшее — советская система построения экономики худо-бедно работает только тогда, когда под боком есть СССР, который ради фиги в сторону США снимет с себя последнюю рубашку, только чтобы поддержать какого нибудь очередного охламона, пожелавшего построить у себя в стране «социализм» по советски. Хорошо, что, по крайней мере, сейчас Фидель это понял».

«Все таки Фидель не имел в виду, что всё было ошибкой. Он просто сказал, что надо двигаться вперед».

«Хорошо же ему в больнице мозги американцы промыли».

«Какой ни есть, но Фидель реально крупная и нетривиальная историческая фигура — что доказывает, в частности, и эта его способность критически относиться к собственным действиям».

«Чем же его вылечили от коммунизма? Может вакцина? У нас половина страны страждущих!»

«Врачи видимо из ЦРУ были и лечили американскими препаратами, или Фиделя вовсе в штатах чинили, голову промыли конкретно. Скоро закончится Куба».

«Я знаю то, что Фидель и Чавес — много читающие и думающие люди, не зашоренные догматики, они не боятся признавать свои ошибки и продолжать идти вперед. Как говорится, дорогу осилит идущий. КПСС и советский режим (не строй) погубил именно догматизм, полное отсутствие критики, дискуссии и поиска».

«А у Фиделя — это сейчас как бы исповедь. Готовится он в Путь… Прощают ему все».

«Браво, Фидель! Но все таки умами завладел Команданте Че».

«Вне зависимости от того, что Фидель думает НА САМОМ ДЕЛЕ, налицо попытка примириться с США как единственная возможность для Кубы выйти из экономического кризиса».

Такой вот разнобой…

Приведу еще несколько характерных оценок.

«Фидель Кастро еще раньше говорил, что самой большой ошибкой его жизни было то, что он поверил, что кто то (в СССР, понимай) знает, как строить социализм.

Его слова — не отказ от идеи, а признание необходимости поиска новых путей. Что сейчас делает Уго Чавес в Венесуэле. Это только Хрущёву казалось, что стукни ботинком по кафедре — и вот он, коммунизм. Мы же все прекрасно понимаем, что строительство нового общества в один день не делается».

«Таких людей просто нет. Кеннеди, Хрущёв, Де Голль, Мао, Ганди… — все, с кем начинал великий Фидель давным-давно уже ушли в лучший из миров. Нет политиков, сопоставимых с ним по величию и величине! Величие Фиделя проявилось и в том, что в 84 года он признал свои ошибки! А у кого их не было в то сверхнепростое бурное время?»

«Кастро — один из наиболее удачных политиков современности, и его роль в новейшей истории весьма велика. Скажем, в падении апартеида в ЮАР есть и его заслуга (как один из результатов — поражение армии ЮАР в Мозамбике, где воевали тысячи кубинцев). Не то, чтобы ангел (а есть ли такие в политике?), как говорится, есть резервы для улучшения, но свою линию проводил с завидным успехом. И еще: не забудем, ни один руководитель не удерживается без поддержки в определенных кругах в обществе».

«Как человек, проживший в Гаване четыре года, могу сказать, что Фидель — это мощь, — пишет Серджо. — Насчет «поумнел в 84 года» могу ответить, что лучше поздно, чем никогда. Но есть и другая сторона медали. Он то, конечно, мощный лидер, альфа и все такое, но гаванские дети все время подбегали к нам, русским, и клянчили жвачки. В их магазинах они не продавались. Да и денег особо купить эти жвачки у них не было. И в таком состоянии выросло до черта кубинских людей. В рваных штанах все, в дешевой одежке…

Это взгляд человека из СССР, России. Но знаете что? Я за четыре года ни разу не видел, что они там от чего то морально страдают. Ну, работают, ну жвачек нет, ну дырка на брюках. Зато есть океан, небо, любовь и музыка… Кстати, каждый второй кубинец прекрасно говорил по русски. И каждый четвертый — по английски. И дети тоже».

И еще один отклик — в довесок, Александра Елисеева: «Ну, если правда, то [… ] коммунизму. Это уже когда легенда сама себя разоблачает. Когда Горби сдавал компартию — это одно, а когда Фидель…

Ну, а чего там. Коммунизм потрепал нервы капитализму, но сдался ему. Причины: 1) политориентация на демократию, которая является важнейшей основой капитализма 2) атеизм и экономический детерминизм.

Пришло время правого, национального социализма — автократия, сословность, общинно-артельный социализм. «Царь и Советы».

Но, вообще, я уважаю проигравшую Коммуну. Как писал основатель «Новой правой» Ален де Бенуа, если проиграли коммунары, то это не значит, что был прав Версаль. И особенно — «это было хорошее слово — товарищ».

И БУДЕТ».

ПО СУЩЕСТВУ ВОПРОСА

Кубинская революция изначально носила отнюдь не социалистический характер — она была национально-патриотической. Однако в какой то момент Фидель отчетливо понял, что без сильного союзника все его начинания будут обречены, а теперь он «просто» возвращается к своим истокам.

Кстати, местная компартия, созданная Хосе Мигелем Пересом, объединилась с «Движением 26 июля» и «Революционным директоратом 13 марта» только в 1961 году, а до этого существовала отдельно в качестве политической силы. А первый съезд КПК прошел аж в 1975 году.

До революции эта латиноамериканская страна была для Соединенных Штатов сахарницей, табакеркой и дешевым публичным домом. На бульваре Прадо в Гаване красовалась издевательская табличка: «Собакам и кубинцам вход воспрещен».

А ведь Куба с ее великолепными глубоководными бухтами имеет уникальное географическое положение, находясь на перекрестье морских путей. Самый успешный по товарообороту порт в Карибском регионе действует в Майами (США), где каждый год проводятся дноуглубительные работы и на миллионы долларов вычерпывают ил, потому что там — болото. А на Кубе этого делать не нужно.

«Вся история Кубы — это борьба за независимость, которая завершилась долгим и очень тяжелым периодом изоляции, — отмечает заместитель директора Института Латинской Америки профессор Борис Мартынов. — Независимость ей обеспечена, однако теперь в отличие от времен, когда существовал Советский Союз, кубинцы на примере соседних стран могут увидеть, что рыночная экономика безопасна. Та же Бразилия давно «утирает нос» американцам в Западном полушарии. Предпринимательство там расцветает, есть местные и иностранные монополии, которые сливаются друг с другом или выплескиваются за пределы родного государства.

Кроме того, сейчас в латиноамериканской политике наметился так называемый «левый поворот», и Куба присоединилась к его радикальному крылу. Но при этом в Венесуэле и Боливии господствует частная собственность. И Кубе от нее никуда не уйти.

Те, кто ожидает, что остров станет проамериканской «банановой республикой», ошибаются. Кубинцы недолюбливают Америку — даже те, кто плохо относится к режиму. Они считают, что, если вернется старый «господин», все будет, «как до революции», — подчеркивает профессор Мартынов.

Кубинцам есть что изучать: советский НЭП, реформы Яноша Кадара (Венгрия), Владислава Гомулки (Польша), Алексея Косыгина (СССР) и Дэн Сяопина — в красном Китае с его стратегией «социалистической рыночной экономики».

Всякий, кто побывал на Кубе, подтвердит: там сохраняются отличная медицина и образование. Уровень детской смертности низкий, число врачей и количество больничных коек на душу населения находится на уровне развитых государств. В эту важнейшую сферу вкладываются большие деньги, хорошо развиты биотехнологии, фармацевтика.

При этом Куба живет в предвкушении реформ — и таковые уже идут в «ползучем» режиме. Люди элементарно устали от постоянного дефицита, когда нет уверенности в завтрашнем дне. Устали откладывать свою жизнь на потом. Жители получают по талонам обязательные продукты питания, но их ассортимент очень узок и напоминает наши пайки 1980 х годов. Прокормить семью на «тархетки» не представляется возможным.

На Кубе традиционно пристально следят за событиями в России, и никто не жаждет повторения драматической советской «катастройки». Кубинцы — патриоты, и едва ли им хочется допустить на своем маленьком острове то, что произошло у нас дома в «лихие» девяностые.

Главное в подобных ситуациях — не позволять процессу реформирования режима опередить тебя, как это произошло с Горбачёвым. Но и затягивать с преобразованиями тоже опасно. Раулю может грозить судьба «Горби», особенно если он продолжит откладывать перемены на потом. Таким образом, заявления Фиделя нужно рассматривать именно в этом ключе, как стремление расчистить брату поле для предстоящей активной деятельности. А тут уж не до лирики и сантиментов, приходится пускаться во все тяжкие.

…Любовь к русским на Кубе сохранилась — несмотря на «особый режим», который воцарился на острове Свободы после прекращения советской поддержки. Как известно, свято место пусто не бывает: сюда пришли западные фирмы. На Кубе работают канадцы, испанцы, бразильцы, мексиканцы… Так что заявления Кастро вызваны не его старостью, а рассчитаны «на вырост».

«Когда Фидель только пришел к власти, он был большим другом Израиля, — напомнил ресурс «Новости Израиля без цензуры». — На Кубе работали сотни израильских консультантов, помогая в сельском хозяйстве, военной промышленности и многих других сферах. Но затем Америка начала давить на Израиль, а СССР — на Кубу, и наши отношения охладели. Кастро выслал израильских консультантов, правда, без лишней грубости, и немного поворчал по поводу советского давления. После этого он всячески помогал ООП и другим террористическим организациям, которые использовали Кубу как плацдарм для проникновения во многие страны Латинской Америки. Теперь же Фидель вполне может вернуться к нормальным, прагматичным отношениям с евреями».

И такая есть оценка…

Выпускник иезуитского колледжа «Вифлеем», Герой Советского Союза и друг Габриэля Гарсия Маркеса сейчас может говорить что угодно, он — на пороге Вечности, и то, как и за что он судит себя, не нам решать. Нравится нам это или нет.

Мы же сами ушли с Кубы… и даже потом, в «тучные годы», ничего не смогли предложить ей взамен. Хочется, чтобы преобразования на острове произошли в мягком варианте, поскольку кубинцы, как нация, заслуживают только уважения, а не «шоковой терапии».

…В двенадцать лет Фидель написал тогдашнему американскому президенту Франклину Рузвельту письмо, в котором поздравил с переизбранием на второй срок и попросил: «Если Вам не трудно, пришлите мне, пожалуйста, американскую 10 долларовую банкноту. Я её никогда не видел, но очень хотел бы иметь. Ваш друг».

В строке «обратный адрес» он указал координаты школы, в которой учился. Об этом поступке упоминал как то раз и сам Команданте: «Я был очень горд, когда получил ответ сотрудника президентской администрации. Послание даже вывесили на школьной доске объявлений. Только банкноты в нем не было».

Видя, как на Кастро давит тяжесть стольких чужих судеб, Маркес как то спросил его, что бы он хотел сделать больше всего на свете, и Фидель немедленно ответил: «Остановиться на углу улицы».

Похоже, это ему в очередной раз удалось.