Российский ВМФ - это имитация флота
Новые повороты в вопросе продажи вертолетоносцев «Мистраль» поддерживают интерес публики к перекрестному году России и Франции. Начавшись в 2008 году на салоне Euronaval, эта сага, возможно, подойдет к своей кульминации на этой неделе со стартом Euronaval-2010. Так будет в итоге подписан контракт или нет?
23 июля Николя Саркози пообещал сотрудникам верфей STX, что сделка (здесь она равносильна сохранению рабочих мест) обязательно состоится. В этот период социальных волнений ему совершенно необходим успех. Однако пока ничто не говорит о том, что Россия проявляет больше решимости относительно «Мистралей», чем та же Бразилия относительно самолетов Rafale.
Политический и информационный ажиотаж вокруг вертолетоносцев отражает не только перипетии текущих переговоров. Он также свидетельствует о неуверенности и отсутствии единого мнения у российского руководства. Помимо разногласий между политическими, военными и промышленными группами, в Москве, вероятно, начинают осознавать, что пустились в слишком уж амбициозный проект для своей армии.
Конечно, российские стратегические бомбардировщики возобновили патрулирование, а крейсеры вновь появились на Кубе, у самых берегов США. Однако вся эта показная мощь - всего лишь иллюзия. Россия сейчас не больше чем потемкинская деревня, структура не способная вести удаленные операции из-за отсутствия необходимого обеспечения. Продажа «Мистралей» должна рассматриваться именно в этом контексте.
С распадом СССР в 1991 году по военно-морским возможностям российского флота был нанесен очень сильный удар. Независимость балтийских стран и особенно Украины погрузила ВМФ в состояние хаоса. За исключением баз в Калининградской области она потеряла все свои порты и верфи на западе бывшей империи, то есть самую современную и свободную от зимних льдов инфраструктуру.
Как следствие такого стратегического отступления, российский флот растерял значительную часть технических навыков. Поддержание кораблей в рабочем состоянии и проведение необходимого ремонта в море стали в ряде случаев непосильной задачей. Стране нужно восстановить все обслуживающие механизмы, и ход проведения операций при поддержке тяжелых российских кораблей является наглядным тому подтверждением.
Сейчас у России остался всего один авианосец по сравнению с шестью в 1987 году и шесть крейсеров по сравнению 37. Большую часть времени эти корабли проводят у пристаней или в сухих доках в ожидании гипотетического ремонта или модернизации. Есть у них и еще одна общая черта: большая часть из них была построена на верфях украинского Николаева. Только они располагали необходимым оборудованием, резервуарами, подъемными механизмами и персоналом для сборки и содержания таких больших кораблей. Лишившись этих жизненно важных объектов, российский флот был вынужден опереться на неподходящую для него инфраструктуру.
Расположенные на севере северодвинские верфи, безусловно, располагают самым современным из оставшегося у российского флота оборудования. Тем не менее, речь идет, прежде всего, о специалистах по строительству и ремонту подводных лодок, которые не обладают необходимыми навыками для сборки надводных кораблей.
Получив заказ на модификацию проданного Индии в 2004 году авианосца «Адмирал Горшков», «Севмаш» (единственный в стране производитель атомных подлодок) оказался не в состоянии его выполнить, несколько раз повышая стоимость и оттягивая сроки сдачи. Расположенная неподалеку «Звездочка», которой поручили модернизацию четырех поставленных индийскому флоту подлодок класса «Варшавянка» (по классификации НАТО – Kilo), также натолкнулась на немалые трудности, так как в Дели отказались в 2008 году принять признанное неисправным судно… Это не говоря уже о многочисленных провалах других компаний.
В период с 1995 по 2005 год суда практически не ремонтировали: в настоящее время множество кораблей нуждаются в срочном обслуживании, тогда как приоритет отдается экспортным контрактам, которые стали основным источником дохода предприятий после резкого сокращения госзаказов.
Разрываясь меду удовлетворением нужд клиентов и модернизацией собственного флота (программы подлодок «Борей» и баллистических ракет «Булава» отстают от графика на несколько лет, причем Москва вообще намеревается отказаться от последней в случае неудачи будущих испытаний), Россия никак не может сделать восстановление своего ВМФ одним из стратегических приоритетов.
Несмотря на все заявления Кремля, большая часть бюджетных ресурсов, которая должна была отойти ВМФ, была переориентирована на гражданские цели: с 2008 по 2015 год государство выделит 3,5 миллиарда долларов на строительство нефте- и газодобывающих морских платформ и торговых кораблей. Флоту же придется по-прежнему мириться с нехваткой ресурсов. Дело может дойти до того, что над военными судами возьмут шефство определенные города и предприятия. Оплатив службу своих «подшефных», они смогут защитить их от дедовщины, настоящего бича всей российской армии. И как, спрашивается, в такой нищете можно говорить о строительстве тяжелых кораблей или организации удаленных морских операций?
В то же время в июле этого года Москва объявила о выделении к 2020 году более 20 триллионов рублей (475 миллиардов евро) на перевооружение армии. Трудновыполнимый план с учетом того, что, по оценкам Минобороны Франции, выделяемый российским правительством объем средств на закупки новых вооружений в настоящий момент не превышает 10 миллиардов евро в год.
Однако, четко следуя линии своей советской предшественницы, российская власть продолжает озвучивать амбициозные заявления, которые никогда не находят подтверждения в действительности. Уже многие годы в стране существует огромная пропасть между объявленными и настоящими объемами выделенных на военные нужды средств. И достаточно лишь одного непредвиденного фактора (как, например, падение ВВП на 8% в 2009 году из-за финансового кризиса), чтобы эта политика модернизации вновь оказалась под вопросом. И чтобы мечты о вертолетоносцах так и остались мечтами.
Комментарии
Раньше андреевский флаг царского флота символизировал лучшие боевые традиции русских моряков. От советского героического, реющего над освобожденным Севастополем, Новороссийском, Ленинградом и.д., отказались, а андреевский флаг теперешней продажной Раши символизирует предательство флота, развал и позор.
Но преклоняю колени перед всеми подводниками. Ребята, если бы не вы, то был бы у нас второй Ирак давным-давно.
Обычно рекомендуется понимать то, о чем пишите.
Вас не смущает то, что по результатам применения этих «боевых» традиций аж революция 1905г. случилась?
А по результатам применения в т.ч. и этих же традиций случилась и вторая, в феврале 1917г.
Или вы считаете, что это действительно большевики революции устраивали?
Вы как-то сильно погрузились в советскую пропаганду. Не хватало еще затянуть идеологически правильную, но исторически лживую песнь о «гордом Варяге». Который «вступает в последний бой» (от боя уклонился методом побега. Т.е. сбежал не получив ДО момента начала побега ни одного попадания). Который «врагу не сдается» (сдался японцам в плен, служил под их флагом, зачем-то был выкуплен царем назад).
Последнее, кстати, совсем уж зря, крейсер-то был неизлечимо дефективный от рождения. Во всем крейсере российская была только машина. И именно она и была дефектной.
Что касается советских моряков, то воевали они самым современным оружием 1 мировой войны. Только война была уже 2 мировая. Поэтому ничего значительного сделать они не смогли. А то, что сделали, это уже по...
Песню "Варяг" я знал с 4 лет, дед -ветеран ВОВ научил. Советские моряки воевали с СВТ-40 и ППШ, в отличии от пехоты. Не знал , что это оружие 1 мировой.
Моряки, морпехи, на самом деле, показали чудеса героизма и мужества. По вашему получается, что и дети-пионеры, женщины, снайперы, летчики, диверсанты НКВД, смершовцы ничего значительного сделать не смогли. А по моему, без всех перечисленных, не было бы Победы.
Моряки воюют на странных сооружениях, называемых кораблями. Надводными и подводными.
Вы, видимо, имеете в виду пехотинцев, которые раньше когда-то были моряками. Кстати, хочу вас расстроить, это не морская пехота, это именно пехота, состоящая из бывших моряков. Морская пехота, это несколько иное.
Пехотинцы, действительно, обладали оружием более современного уровня, чем моряки.
Про женщин, пионеров, снайперов и т.д. я вашей реплики не понял, т.к. ничего про них не писал.
И про «Варяг» я вам писал не более чем, как иллюстрацию к вашей фразе о «лучших боевых традициях моряков царского флота». Не было на позднем этапе царизма этих традиций, за редчайшим исключением. Те, что мы знаем реально вовсе не являются поводом для гордости, а те, что могли бы стать этим поводом, мы не знаем.
Про крейсер «Варяг» вы слышали, а слышали ли про крейсер «Рюрик»? Вот то-то и оно.
В статье прослеживается ... "оригинальная" мысль: заказы "Мистралей" обеспечат сохранение ... рабочих мест французских судоверфей. Нормально идём, нормально... Если наши толковые ребята съехали на Запад, - возвращайте их обратно, НО пусть наша кораблестроительная промышленность вообще не превратится в труху!
Какие удаленные морские операции?
Аффтар слегка не в себе.
Своего ума не хватает, пусть хоть у господина Гитлера поучиться. Тому хватило ума свернуть ВСЁ строительство крупного надводного флота в Германии и переключиться на строительство подводного, в виду полной бесперспективности первого. И это даже несмотря на наличие кораблестроительной и ремонтной базы.
А аффтару этого понимания не хватает. Вот и ноет на пустые темы.
опять повылазили оранжевые)))
Чего разбрехались-то в комментах, господа "доумки" и "доноски"? Никак в школы и дур.больницы интернет провели?))
А ну марш! кушать кашку и учить уроки)))
Не вам, болезным, судить о флоте... да и о стране в целом)))
ЗЫ.
Француз, конечно, попытался быть более-менее объективным в оценках, но...он француз))
А с мистралем ещё басня далеко не закончена. Поглядим, что в итоге выйдет из всего этого...