Конфликт Беларуси и России: взгляд из глубинки

На модерации Отложенный

По поводу напряженности между Москвой и Минском уже высказалось немало российских и белорусских политиков и экспертов. Что думают о конфликте сами жители двух стран-соседок? Репортаж из деревень по обе стороны границы.Протяженность белорусско-российской границы составляет 1283 км. Непосредственно к ней примыкают 34 административных района. Сотни деревень находятся на приграничной территории. Что думают их жители о конфликте между российским и белорусским руководством?

Российское ТВ без белорусской цензуры

Деревня Сентюри – последний населенный пункт на белорусской территории, если двигаться из Минска в Москву. Два раза в неделю сюда приезжает автолавка, собирая практически все местное население. Споры на политические темы - здесь не редкость. В деревне смотрят российское телевидение без белорусской цензуры. Например, о последнем жестком заявлении президента России Дмитрия Медведева в адрес его белорусского коллеги Александра Лукашенко слышали практически все.

Критика была встречена с негодованием. \"Мы за Лукашенко, это наш \"батька\", до смерти будем голосовать за него\", - эмоционально говорит пенсионерка Евгения.

Возле автолавки на этот раз собралось всего пять человек. Средний возраст – около восьмидесяти лет. Женщины единодушно поддерживают белорусского лидера. Единственный на всю округу мужчина – 73-летний Владимир Бабич - сдержаннее реагирует на политические скандалы, считает, что обоим народам нужна только дружба, и не хочет становиться на сторону Медведева или Лукашенко. \"Я ни за того, ни за другого, я сам за себя\", - говорит Бабич.

Каждый сам за себя

Сам за себя – это, пожалуй, главный принцип, позволяющий выжить сегодня на приграничье. Никакой перспективы у деревень нет. Многие уже исчезли с географических карт безвозвратно. Когда-то паханые земли теперь засевают лесом. В Сентюрях доживают свой век только старики, и осталось их всего четыре человека.

Драматизма ситуации добавляет и близость автомобильной трассы М1 \"Брест-Москва\". Местные жители передвигаются только пешком и вынуждены экономить на всем.

В то же время рядом проезжают вереницы дорогих автомобилей, а с наступлением темноты светятся рекламой автозаправочные станции крупных нефтяных компаний.

За Беларусь

Новичку здесь не понятно, где заканчивается территория Беларуси и где начинается Россия. Для белорусов ориентир находится в двух километрах – в деревне Курган. Точнее, в том, что от нее осталось. Ведь в ста метрах от оживленной трассы стоят всего два двора. Это уже российская территория. Хозяйством здесь занимается только сорокалетний Василий. Будучи гражданином России, он давно сделал свой геополитический выбор.

В модернизацию, провозглашенную Дмитрием Медведевым, Василий не верит. \"Честно говоря, если бы Беларусь с Россией надумали демаркацию границы, то я бы, наверное, выступил за присоединение к Беларуси нашего Кургана и приграничной зоны\", - признается Василий.

Живя на самой границе, продукты он покупает в Беларуси, ездит в соседние Сентюри. Мужчина удивлен, что для четырех белорусских пенсионеров постоянно чистится дорога. На российской стороне такого нет. Жители Кургана чувствуют себя брошенными.

Шоу по телевизору

Ситуация несколько меняется, если пройти еще два километра вглубь российской территории. Деревни Буда, Лонница и Клименки выглядят более зажиточно благодаря близости железнодорожной станции \"Красное\".

Железная дорога обеспечивает людей работой. Даже внешне они выглядят чуть богаче. Пенсионеры охотно смотрят белорусское телевидение. Они одинаково уважают и Александра Лукашенко, и Дмитрия Медведева, но белорусскую модель развития считают более эффективной.

\"Я здесь живу на границе с Беларусью и вижу, что Лукашенко сельское хозяйство на уровне держит, белорусы нас кормят\", - уверена пенсионерка Наталья Геннадьевна.

Жители приграничных территорий не скрывают, что конфликт Лукашенко с Медведевым, скорее, воспринимают, как шоу по телевизору. Более актуальны для них, по собственному признанию, вопросы заготовки дров на зиму и закупки необходимых продуктов. А большой политикой они особо не интересуются. Только бы политики оставили их в покое.