Стариков: ВТО виновата в гибели польского судостроения

На модерации Отложенный

Публикацией данного материала, начинаю целую серию статей о вреде вступления в ВТО для российской экономики. Только дураки учатся на своих ошибках. Умные, те используют опыт других дураков.
Давайте не повторять чужие ошибки.
Итак - статья Николая Шумилова.

ВТО могильщик «Солидарности».

Недавняя история взаимоотношений Евросоюза и польской кораблестроительной промышленности (в лице Гдыньской, Щецинская и Гданьской судоверфи) весьма поучительна. Последняя вообще имеет для «свободной» Европы символическое значение: именно здесь располагался штаб движения «Солидарность», который под руководством электрика Леха Валенсы являлся форпостом подрывной деятельности на территории польского государства.

А произошло там буквально следующее. В разгар мирового финансового кризиса польское правительство предоставляет государственную поддержку своим крупнейшим промышленным предприятиям. Однако вдруг этим вопросом заинтересовались европейские чиновники, которые, в лице Европейской Комиссии, признали такую государственную поддержку нелегальной и противоречащей принципу свободной конкуренции.

По «справедливому» мнению Европейской комиссии, эти средства не направлены на долговременное выживание этих предприятий, а обеспечивают им «нечестное» преимущество над своими европейскими конкурентами (очевидно, это касается дважды банкрота - Гданьской верфи).

Еврокомиссар по конкурентной политике Нелли Кроэс уверена, что решение Еврокомиссии гарантирует здоровую экономическую деятельность (!) того, что будет на месте этих верфей. Вместе с тем, в Европе всем очевидно, что за позицией Еврокомиссии стоят лоббисты, представляющие интересы судостроителей Германии и Великобритании.

В результате принятого решения Комиссия обязала верфи вернуть деньги в госбюджет, чего, очевидно, предбанкротное предприятие сделать не может. Так же стоит уточнить, что судостроение является отраслью с длительным производственным циклом (2-5 лет), из чего следует, что вернуть деньги оно сможет только после постройки судна, а до времени их будет только тратить.

Так вот, такое решение в отношении вышеуказанных судоверфей повлекло необходимость продажи их имущества с целью возврата средств господдержки. Гдыньская и Щецинская судоверфи уже ушли в историю. Их имущество распродано, работники уволены (около 50 тыс. человек), территория расчищена. Вместе с заводами встал вопрос дальнейшего существования социальной и обучающей сферы.

Это Гданьская политехническая школа и Щецинская морская академия. Их выпускники теперь своей стране не нужны. В качестве батраков их смогут принять только в Норвегии.

В позиции европейского сателлита, у польских властей отсутствует вменяемая позиция в отношении кораблестроительной отрасли.

Какой-либо программы, направленной на поддержку польского судостроения вообще нет, поскольку это противоречит принципам свободного экономического пространства.

Глава казначейства Польши Александр Град от лица польского правительства выразил удовлетворение решением Еврокомиссии о распродаже имущества верфей в Гдыне и Щецине. По его мнению, эти меры являют собой компромисс, который хорош как для Польши, так и для верфей, и позволяет Польше спокойно идти по пути приватизации. При этом правительства других стран ЕС, таких как Германия или Финляндия, вопреки и под носом у еврокомиссаров предпринимают шаги по поддержке своих судостроительных предприятий.

«Помиловать, нельзя казнить» решили в Еврокомиссии только про Гданьскую судоверфь. По решению Еврокомиссии, верфь получит субсидию с условием продиктованной ей реструктуризации, предусматривающей сокращение каждого пятого из оставшихся двух тысяч (при штате в 17 тысяч) сотрудников. В рамках этой реструктуризации верфь вынуждена будет запустить новые производства на месте 2 из 3 существующих стапелей.

На одном из них будет производство башен для ветроэнергетики, на другом - производство стальных конструкций. Но не кораблей! План реструктуризации «позволяет» верфи производить не более 6 судов в год, при существующих мощностях - до 30. Вместе с тем, по мнению профсоюзов, закрытие 2 из 3 стапелей не сможет обеспечить оставшихся рабочими местами, и сделает предприятие нерентабельным и отсрочит гибель последней польской судоверфи на год-два.

Выводы.

Всё вышесказанное является хорошей иллюстрация того, что «светит» нашей стране при включении механизмов «свободной» конкуренции в их современном понимании. В данном конкретном случае речь идет об утрате порядка 80% реальных судостроительных мощностей, значительное перепрофилирование с неясными перспективами для оставшихся сотрудников. Старение работающих специалистов на верфи, плюс утрата молодых кадров на фоне минимизации набора в ПТУ и падения уровня подготовки выпускаемых специалистов.

И это всё судьба страны с рыночной экономикой и члена ЕС.

Польскому народу дорого обходится рыночный фундаментализм и вера в светлое будущее в объединенной Европе. А англосаксы как всегда рулят и не терпят наличия конкурентов в своем экономическом пространстве. В их понимании Польша может быть только их огородом и отхожим местом.

Это наглядный пример для тех наивных людей, кто считает ВТО панацеей для российской экономики. Пора задуматься о том, что «свободные рыночные условия» обеспечивают свободные руки кому угодно, только не нам, а для отечественной промышленности они несут гибель и экспансию со стороны.