Саакашвили меняет языковую ориентацию Грузии

На модерации Отложенный

Михаил Саакашвили инициирует в Грузии очередную революцию. На этот раз в сфере языка. Глава государства распорядился разработать закон, согласно которому уже с 2012 года ни один студент грузинских вузов не сможет получить диплом без знания (причём в совершенстве) английского языка. Следует подчеркнуть: не какого-либо иностранного языка – французского, немецкого, испанского, арабского, китайского, – а именно английского. У самого Михаила Николозовича проблем со знанием языка Шекспира нет: в конце концов, он несколько лет прожил в Нью-Йорке, где сначала учился в престижном Колумбийском университете, а затем практиковался в одной из местных юридических фирм в качестве адвоката.

Однако, обосновывая свои решения, президент, конечно, ссылался вовсе не на личный опыт; тем более, что кроме английского он довольно сносно говорит и по-французски, поскольку не меньше прожил в Страсбурге. Он указал на необходимость внедрения в массы «языка коммуникации со всем миром».

В ходе одной из встреч с грузинскими педагогами он объяснил, что «английский язык – язык глобальный. Это язык интернета, других передовых технологий и прогресса. Если мы хотим развиваться, Грузия должна стать англоязычной страной, что, конечно, не означает игнорирования региональных языков. Таких как турецкий, арабский, китайский... ну и русский, наконец, тоже».

В Грузии уже прекращены (в том числе по кабельным сетям) трансляции всех российских телепрограмм и запрещён показ в кинотеатрах фильмов, дублированных на русском языке. Телеканалы могут демонстрировать американские фильмы либо дублированные на грузинский (то есть государственный) язык, либо на языке оригинала. Но он для 99% грузин по-прежнему непонятен, несмотря на титанические усилия всех грузинских властей, начиная с первого президента, диссидента советской эпохи и доктора филологии Звиада Гамсахурдия.

Зато 99% грузин – может быть, за исключением тех, кто пошёл в школу уже после «революции роз» 2003 года, – если и не говорят, то во всяком случае всё понимают по-русски. Главный язык Российской империи и СССР как раз и выполнял в течении более чем 200 лет функцию коммуникации с внешним миром, а также был языком межнационального общения. В том числе, общения с абхазами и осетинами. Но, по мнению Саакашвили, Грузия не сможет стать по-настоящему свободной страной, пока не освободится от «языкового ига» империи и не прорубит окно в англоязычный мир.

Власти не ограничиваются лишь уговорами, пропагандой или запретами.

Широко применяется «пряник»: учитель любого предмета в средней школе получает весомый довесок к зарплате (примерно в $120 при зарплате в $150) за знание английского языка. Такая же надбавка предусмотрена и для англоязычных полицейских. В школах английский язык теперь преподаётся с первого, а не с пятого класса.

Но главный креатив Михаила Саакашвили – приглашение в Грузию около 10 000 (!) англоязычных молодых людей, которые должны привнести «глобальный язык» в народную глубинку. Уже несколько тысяч выходцев из США, Новой Зеландии, Австралии и Канады приехали в Грузию и расселились в сельских районах. К педагогике они никакого отношения не имеют. Их единственное «достоинство» – англоязычность. Участники «хождения в грузинский народ» бесплатно живут в семьях, получая от государства по $300 в месяц, плюс бесплатные авиабилеты «туда и обратно» раз в три месяца. По западным меркам деньги никакие, но англосаксы издревле известны страстью к путешествиям. Для многих из них Грузия – экзотическая страна, где можно хорошо и беззаботно отдохнуть несколько месяцев, к тому же бесплатно и разговаривая с аборигенами на своём языке.

И надо сказать, что с точки зрения освоения азов английского акция вовсе не бессмысленна: «иностранные учителя» общаются прежде всего с молодым поколением, наиболее восприимчивым к новшествам и легко формирующим свою «языковую ориентацию».

Что касается русского, то, как заметил Саакашвили, «к сожалению, этот язык учить уже бессмысленно. Россия закрыла границу, ввела визовый режим, прекратила все связи, оккупировала 20% территории и признала их независимость. Так какой же смысл молодому человеку учить русский – что это ему даст в будущем? А вот английский – другое дело. Мы с женой пытались учить русскому нашего старшего сына, а он всячески сопротивлялся, потому что не мог понять, зачем ему учить этот язык».

Но соратники президента категорически опровергают обвинения, что они хотят объявить английский вторым государственным языком страны. Судя по всему, их цель – реально заменить им русский, чтобы именно английский стал выполнять в Грузии ту роль, которую в течение веков выполнял русский, до русского – персидский и турецкий, а ещё раньше – греческий. Маленькая страна действительно не может не быть двуязычной, а политические реалии побуждают власти делать кардинальный выбор и в языковой сфере. Даже если приходится ломать вековые традиции.