24 сентября - День индейца. Об истории демократии в Америке

На модерации Отложенный

24 сентября - День индейца. В 1914 году вождь одного из индейских племен Ред Фокс Джеймс Блекфут из Монтаны проскакал на лошади четыре тысячи миль по всем Соединенным Штатам, убеждая губернаторов учредить праздничный день в честь американских индейцев. Акция Ред Фокса - Красной Лисы оказалась успешной. 14 декабря 1914 года он встретился в Вашингтоне с группой губернаторов штатов, и двадцать четыре штата согласились отмечать День американских индейцев. На следующий год этот праздник был узаконен Ассоциацией американских индейцев на их сборе в Лоуренсе, штат Канзас. Было решено отмечать этот день каждую четвертую пятницу сентября.

С момента открытия Америки Христофором Колумбом и по сегодняшний день история американских индейцев - это трагическая сага о вымирании народа. Индейцев беспощадно вырубала американская кавалерия. Не меньшее, если не большее опустошение, чем клинок сабли, несла бутылка спирта - \"огненная вода\". Новые хозяева Америки целенаправленно спаивали ее обитателей, подкашивая их волю и генофонд. Это был уникальный в истории человечества алкогольный геноцид.

Миллион индейцев стали жертвами сабельно-водочного геноцида, а те, кто выжил, - париями в собственной стране, загнанными в резервации, по сравнению с которыми негритянские гетто могли бы показаться чуть ли не земным раем.

Согласно переписи 2008 года, индейское население США составляло 4,9 миллиона человек, или 1,6 процента от всего населения страны. Лишь немногим более половины индейцев имеют крышу над головой. Только официально зарегистрированных индейцев, живущих в нищете, 24 процента от их общего числа. Более трети индейцев не имеют медицинских страховок. Ни один этнический или расовый сегмент жителей США не имеет такого высокого уровня безработицы, как индейцы.

Таким было в общих словах положение американских индейцев, когда в Белый дом пришел президент Барак Обама. 5 ноября прошлого года он созвал в Вашингтоне Племенную национальную конференцию американских индейцев, самую массовую в истории США. Обама, которого накануне конференции избрали индейским вождем, пошутил, что он стал первым президентом-индейцем. Однако его выступление было не веселым, а грустным. Он по сути дела каялся в грехах и преступлениях, совершенных Америкой по отношению к ее коренным жителям. \"Мы знаем их историю, - говорил Обама, - историю насилия, болезней и лишений, историю нарушенных договоров и обещаний. Мы отобрали у вас вашу землю, религию, культуру, языки. Не признав этого, мы не сможем двигаться вперед\".



Затем президент изложил ряд мер, которые он намерен предпринять для улучшения положения индейцев. Но изложив их, он добавил: \"Я знаю, что вы скептически относитесь к тому, что на сей раз все будет по-другому. И вы имеете все основания для такого скептицизма. И никто не обвинит вас в этом\"...

В печати много писалось о том, что открытие казино на территории индейских резерваций будет способствовать подъему их экономики. В действительности на этом наживаются лишь некоторые вожди племен, вступившие в сговор с большим игорным бизнесом. С другой стороны, казино, как водка, разлагает население резерваций. На территориях резерваций преступлений совершается на 20 процентов больше, чем по всей стране. Из трех индейских женщин одна становится жертвой изнасилования.

Президент Обама убеждает индейцев: \"Я на вашей стороне. Я испытал на себе, что означает быть изгоем. Я знаю, что значит, когда тебя игнорируют, когда о тебе забывают\". И он дал слово не забывать индейцев, а они окрестили его так: \"Тот, кто заботится\".

19 декабря прошлого года президент Обама подписал так называемую \"Резолюцию извинения перед коренными индейцами\". Словно в насмешку эта резолюция прошла как довесок к законопроекту об ассигнованиях для... Пентагона. Идея такой резолюции возникла в конгрессе США. Ее проект был представлен сенатором Сэмом Браунбеком от штата Канзас. В оригинале резолюции говорилось об \"официальном извинении за прошлую вредоносную политику правительства США в отношении коренных индейцев этой страны. Эта резолюция подтверждает решимость уврачевать раны нашей нации и работать для установления лучших отношений, коренящихся в примирении\".

Текст резолюции, подписанный Обамой, был значительно смягчен. В нем извинение приносит не правительство США, а абстрактный \"народ Америки\", причем за преступления, совершенные \"американскими гражданами\", а не системой и властью. В резолюции опущены требования индейцев. Более того, после подписания резолюции Обамой она до сих пор не озвучена Белым домом. Наконец, появилась интерпретация, что президент подписал бюджет Пентагона, а не конкретно резолюцию об извинении.

Получается, что это даже не каноническое \"подписано, и с плеч долой!\". Как пишет индейский журналист Роб Каприкиозо, \"мы ожидали какого-то объявления, ожидали, что кто-то озвучит это извинение. Но ничего не произошло. Народ его не услышал\".

Не услышал извинения, а главное - не видит изменений.