В Казахстане обсуждают проблемы наркобизнеса и терроризма
Второй день конференции «Центральная Азия в постсоветской интеграции», проходившей на побережье озера Иссык-Куль, был посвящен проблемам наркобизнеса и терроризма. Эксперты были откровенны: теракты в регионе стали практически обыденным явлением, а площадь посевов опиумного мака в Кыргызстане год от года увеличивается.
В последние годы наркоэкспансия в Кыргызстане становится все более агрессивной, превращается в главный источник угроз генофонду, питает транснациональную организованную преступность, терроризм, экстремизм, невиданную ранее наркокоррупцию, вследствие чего становится чуть ли не главным фактором, угрожающим национальной безопасности страны. Такой неутешительный прогноз выложил перед участниками конференции «Центральная Азия в постсоветской интеграции» директор кыргызского ОФ «Центрально-Азиатский Центр наркополитки» Александр Зеличенко.
- Не исключено, что, чутко реагируя на требования рынка, вслед за Афганистаном мак начнут высевать в Кыргызстане или Таджикистане. Кроме того, имеющихся запасов зелья, по мнению экспертов, достаточно, чтобы с нынешней интенсивностью наполнять наркорынок примерно 10 лет, — сказал в своем выступлении полковник милиции в отставке, чем вызвал оживление в зале.
По его мнению, обострению наркоситуации во многом способствовали ликвидация в 2008 году самостоятельного подразделения по борьбе с наркобизнесом МВД Кыргызской Республики, а в октябре 2009 — и республиканского Агентства по контролю наркотиков. В результате КПД противостояния этому злу снизился как минимум наполовину.
Далее г-н Зеличенко выдал не менее любопытную вещь, рассказав, что «бытует мнение, что бал в Кыргызстане правят наркобароны, а страна превратилась-де в наркогосударство. Гипербола, тиражируемая республиканскими и международными СМИ, демонизирует государство, наносит непоправимый ущерб политическому имиджу страны на международной арене».
Надеемся, до этого дело не дойдет. Со слов докладчика, стало известно, что указом президента республики от 17 августа текущего года в республике создана Государственная служба по контролю за наркотиками. По словам Александра Зеличенко, только за последние сентябрьские дни из незаконного оборота изъято более трех тонн наркотиков.
Терроризм меняет лицо
В выступлении Марианны Кочубей, руководителя научно-консультативного совета Антитеррористического центра (АЦТ) СНГ, тоже было мало оптимизма. Угроза терроризма с каждым днем растет, а бороться с этим явлением становится все сложнее. По данным ООН, в последние 3—4 года в мире ежегодно совершается 15 тысяч террористических актов, из них в 9 тысячах случаях ни одна организация не берет на себя за это ответственности.
По ее словам, на сегодня сформированы 4 фактора террористической угрозы: реализация стратегии дестабилизации, проведение операций ложного терроризма, наличие устойчивой связи активности терроризма с регионами добычи углеводородов, качественное изменение терроризма. Говоря о последнем факторе, эксперт привела следующие данные.
- Статистика ООН утверждает, что не более 2% терактов связано с захватом заложников, и эти случаи получают наибольший общественный резонанс. Гибнут люди, и у населения сложилось субъективное впечатление, что терроризм — это захват заложников, удержание, выдвижение требований. На самом деле 3/4 террористических актов в мире — прямые боевые действия, —подчеркнула г-жа Кочубей. — И этот заставляет по-другому взглянуть не только на проблему терроризма, но и на борьбу с ним. Последнее время появилось множество латентных неявных игроков, которые стараются себя не выдавать, что доказывает качественное изменение терроризма.
Госпожа Кочубей презентовала данные анализа терроризма на территории СНГ за последние 10 лет. Результаты оказались весьма любопытными.
- В поле террористической активности за последние 3 года произошли существенные изменения. Сегодня это борьба за отторжение части суверенных государств и образование новых, обострение межэтнических проблем — все это приобрело вооружено-насильственный характер противостояния. Террористические организации действуют как организации сетевого маркетинга. Я бы даже говорила о франчайзинге, — заявила докладчик.
Как выяснилось, в ряде государств террористическая активность приобрела новый формат —сегодня это уже диверсионно-системная деятельность.
Не теракты, а боевые действия
Все это происходит на фоне экономического кризиса, вторая волна которого, по некоторым оценкам, придется на осень текущего года.
- Последствия могут быть крайне негативными и опасными, потому что их очень трудно прогнозировать, — высказала обеспокоенность Марианна Кочубей. — Мы видели своими глазами последствия первой волны кризиса, когда столкнулись с угрозой социальных волнений в своих государствах. Россия была обременена еще одной серьезной проблемой, когда остановились стройки в крупных городах и за воротами остались сотни молодых мужчин —таджиков, кыргызов. И было непонятно, что эти люди будут делать.
По ее словам, в крупных городах РФ правоохранительные органы приготовились к всплеску криминальной активности. Похожая ситуация была в Казахстане, потому что направленность миграционных потоков схожа, считает эксперт.
Данные анализа показали, что в последние 2—3 года отмечается высокая террористическая активность и со стороны ОПГ. Выяснилось, что Россия и Узбекистан — лидеры по организованному терроризму.
- Наблюдается расширение круга объекта посягательств. Традиционно это были объекты транспорта и места массового скопления людей, а сегодня такими объектами становятся стратегически важные инфраструктуры связи и энергетики, — отметила г-жа Кочубей.
Как стало известно, до 90% терактов в России совершаются с использованием взрывчатых веществ в отношении военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, должностных лиц, политических и религиозных деятелей. И эта тенденция сохранится в ближайшее время.
По словам Марианны Кочубей, круг участников терактов тоже значительно расширяется. Чаще стали работать профессионалы.
- В частности, по одному делу проходил курсант старшего курса военного училища. В большинстве случаев речь идет о бывших военнослужащих, спецназовцах, инженерах. В 90% случаях используются самодельные взрывчатые вещества, в 10 — штатные взрывные устройства промышленного производства. Это говорит о том, что идет мощная утечка с промышленных объектов: горные рудники, воинские части, арсеналы правоохранительных органов, — привела примеры докладчик.
Результаты исследования также показали, что использование террористов-смертников остается самым распространенным способом совершения преступления, потому что обходится всего в... $150. Прогнозируется появление детей-смертников. С 2000-го по 2008-й год в России число терактов увеличилось в 6 раз.
- Мы считаем, что это не теракты, а классическая диверсия. К примеру, в Дагестане каждый месяц с рельсов сходят поезда, и заметьте, это поезда не пассажирские, а с грузом, часто военным, — особо отметила Марианна Анатольевна. — Мы наблюдаем, что на фоне экономическо-финансового кризиса террористическая активность повышается.
Далее докладчик попросила обратить внимание на некоторые цифры. В частности, по данным IWPR, согласно которым лидером по вооружению среди стран СНГ, не считая Грузии, признаны Армения, Азербайджан, Узбекистан и Украина. По военным расходам вырисовывается следующая картина: Казахстан потратил отношению к ВВП в 2008 г. — 1,1%, в 2009-м — 1%, в 2010-м — 0,95%, Кыргызстан — 0,5%, 0,6%, 1,7%, Таджикистан — 1,7%, 1,46% , 1,5%, Узбекистан — 4%, 3,4%, 3,5% соответственно.
-У нас финансово-экономический кризис, и при этом неадекватная закупка вооружения. Мы что, содружество милитаризированных государств? — задалась вопросом эксперт.
Свое выступление Марианна Кочубей закончила весьма нерадостным прогнозом:
- Нас ожидают серии локальных войн, в которых будут участвовать страны СНГ или их ближайшие военно-политические союзники. Речь идет о развязывании войны на нашей территории. И мы должны не уменьшать значение терактов, ведь это способ ведения боевых действий. И сегодня можно утверждать, что мы имеем диверсионную войну, а не просто теракты.
Впереди — афганизация?
Владимир Пластун, историк, профессор Новосибирского государственного университета, долгие годы занимающийся проблемой Афганистана, вкратце описал, что ждет Центрально-Азиатский регион в случае захвата власти талибами.
Понятно, что южные районы Центральной Азии будут тревожить те, кто разделяет идею создания исламского халифата на территории Ферганской долины, и те, кто против светских режимов в СНГ. Угроза прежде всего идет со стороны Афганистана, считают многие. И если пакистанские и афганские талибы объединятся, то Центрально-Азиатский регион ждет катастрофа, считает эксперт.
По его словам, в последнее время СМИ региона часто употребляют термин «афганизация». Под этим, объяснил профессор, подразумевается то, что произошло в Кыргызстане — борьба за власть под лозунгом борьбы с коррупцией, что привело к кровавым межэтническим конфликтам. То же самое, по мнению Пластуна, происходит и в Афганистане.
Далее он привел мнение известного аналитика Фредерика Стара, которое наиболее точно выражает отношение мировых держав к Центрально-Азиатскому региону:
«Недопустимо рассматривать страны Центральной Азии просто в качестве особой зоны интересов своего государства, как это делает правительство Путина, или в качестве сырья, как это делает Китай, или в качестве заправки топлива по пути в Кабул, как это делают США. Лучше признать и принять, что где-то в ДНК народов этого региона содержится способность управлять огромными империями и еще большими торговыми зонами. Взаимодействовать с этими центрами мировых культур на равных, а также использовать их уникальное географическое положение, реально позволяющее превратиться в связующее звено, в мост между цивилизациями. Такое понимание повысит ожидание всех сторон и подтолкнет международных партнеров региона рассматривать его не только как объект геополитических интересов, а как нечто большее».
...По итогам конференции ее участниками было решено выработать рекомендации правительствам своих стран по развитию региональных связей и сотрудничества, а также связей с другими стратегическими партнерами.
Комментарии
новый заголовок для этой статьи некорректен -
\"В Казахстане\" и \"на побережье озера Иссык-Куль\" - это поняния разного порядка...
Казахстан (РК) и Кыргызстан (КР) - две разные страны...
а уж иллюстрировать эту конференцию фото с заседания \"славянского общества \"Лад\".... ну уж совсем.... (((