Forbes: как чиновники скрывают свои доходы

На модерации Отложенный

Социолог Ольга Крыштановская, специалист по изучению элит, рассказала Forbes, на чем основан окологосударственный бизнес посредников.

- Для чего чиновникам нужны посредники?

- Чтобы как-то замести следы, не сесть в тюрьму.

- Кроме того, чиновники не могут сами инвестировать полученные деньги...

- Да, это отдельная проблема. Уже давно и в регионах, и в центре возникли специальные структуры, такой окологосударственный бизнес, который занимается тем, что по сути управляет капиталами чиновников. Чиновник в нашей системе располагает капиталом до тех пор, пока он имеет должность. Увольняясь, он, как правило, все теряет. Это особый вид собственности целого политического класса. Она не персонифицирована. Но каждый чиновник хочет ее персонифицировать. Чтобы превратить ее в настоящую частную собственность, которую можно оставить в наследство детям, ему и нужны посредники.

- Речь о доверительном управлении?

- Да. Во многих регионах в 1990-е при губернаторах были созданы фонды, которые часто возглавляли бывшие сотрудники спецслужб. Они занимались размещением капитала в иностранных банках.

- Насколько это распространено?

- Очень распространено, потому что чиновник в нашей стране не может легально стать богатым. Без посредничества им не обойтись.

- Легко ли выявить эти схемы?

- Это зависит от того, насколько они чувствуют себя в безопасности. Были спокойные периоды, когда активной борьбы с коррупцией не было, и они даже перестали прятаться.

Но чем выше чиновник, тем более сложная и закрытая схема.

- Сейчас ситуация изменилась?

- Да, предпринимаются явные усилия по борьбе с коррупцией. Стало опаснее. В 1990-х схемы были совсем неосторожными, но чем дольше это явление существует, тем более изощренными они становятся.

- Как бороться с такими схемами?

- Например, можно монетизировать льготы политического класса. Не давать элитное жилье с правом через год приватизировать, не давать возможность пользоваться служебным транспортом, а платить высокую зарплату. В Западной Европе был период, когда на привилегии аристократов было серьезное наступление. И сейчас там невозможно тайком пользоваться какими-то государственными квартирами, загородными домами, автомобилями. Там у чиновника просто хорошая зарплата, и если он хочет ехать с комфортом, то должен заказать за свой счет лимузин или купить машину.

- Эта мера поможет справиться с окологосударственными бизнесменами?

- Нужно признать, что политический класс - самый богатый класс в нашем обществе, по крайней мере его верхушка. Только после этого можно будет легитимизировать доходы элиты. Да и саму элиту. Конечно, тут одной мерой не обойтись. Нужен комплекс мер, которые ликвидируют латентные зарплаты чиновников, сделают ситуацию более прозрачной. Это приведет к изменению природы государства, к реальной демократизации. Без «расколдовывания» политической элиты мы будем обманывать себя и топтаться на месте.