Наука заимствования? Наука и заимствования? Научный плагиат!
На модерации
Отложенный
Притягательность плагиата - в простоте процесса. Зачем думать, если можно списать? Перед таким искушением порой не могут устоять не только студенты, но и профессора. Как не стать жертвой плагиата и эксплуатации в науке?
В 2006 году в академической среде Германии разразился громкий скандал. Дармштадтский профессор юриспруденции издал комментарии к Гражданскому кодексу ФРГ и был уличен в плагиате. Он попытался умыть руки, заявив, что многие главы писал не он лично, а его ассистент. К списку обвинений в нарушении научной этики добавилось еще одно: профессор публиковал тексты своих подчиненных под собственным именем.
Идеи и мысли - в свободном падении в Сети
профессор права Мюнхенского университета Фолькер Рибле (Volker Riebe) Bildunterschrift: Großansicht des Bildes mit der Bildunterschrift: Фолькер Рибле затронул табу - плагиат среди профессоровПрисваивать чужие идеи и выдавать их за свои - неэтично, но практично. Это явление возникло, пожалуй, одновременно со способностью человека оформлять свои мысли в слова. Однако интернет и две элементарные функции компьютера сopy&paste - \"скопировать и вставить\" - сделали плагиат массовым явлением, считает профессор права Мюнхенского университета Фолькер Рибле (Volker Rieble), написавший книгу \"Научный плагиат. О провале системы\" (Das Wissenschaftsplagiat: Vom Versagen eines Systems).
В ней автор исследует феномен плагиата не в абстрактной плоскости, а разоблачает нарушителей поименно - главным образом, профессоров. По мнению Рибле, речь идет не об отдельных случаях, а о систематических нарушениях. По его словам, в Германии этой проблеме уделяется недостаточно внимания: посвященные стараются не выносить сор из избы, и нарушители, как правило, остаются безнаказанными.
\"Праффесар, выпей йаду!\"
\"Почему-то у нас принято разоблачать только списывающих студентов и аспирантов, хотя ученые этим тоже не брезгуют, - возмущается юрист. - То, что плагиат стал настолько расхожим явлением, связано не только с распространением интернета, но и с отсутствием у авторов личной ответственности за написанное. Образно выражаясь, можно сказать, что сейчас списывается все, что не прибито гвоздями\".
Почему же профессора - казалось бы, уважаемые люди - поддаются соблазну рядиться в чужие перья? Фолькер Рибле называет две причины: \"Во-первых, недостаток собственных идей и интеллектуального потенциала. В науке ведь как? Ты существуешь, пока издаешься. И, во-вторых, это цейтнот. Не успевая вложиться в сроки, установленные издательствами, авторам не остается ничего другого, кроме как списывать\".
ПавлинBildunterschrift: Großansicht des Bildes mit der Bildunterschrift: Не профессорское это дело - рядиться в чужие перьяОмбудсмен при Немецком научно-исследовательском сообществе (DFG - Deutsche Forschungsgemeinschaft) Ульрике Байзигель (Ulrike Beisiegel) следит за соблюдением научной этики.
Она объясняет плагиат в научной среде Германии еще и финансовым прессингом. \"Дело в том, что бюджеты вузов в Германии распределяются по так называемому \"стимулирующему принципу\", - разъясняет Байзигель. - Скажем, медицинским факультетам гарантируются 70 процентов финансирования, а оставшиеся 30 факультет должен заработать с помощью дополнительных очков, которые, среди прочего, присуждаются и за публикации. Поэтому чем больше публикаций у профессора, тем больше пунктов и, соответственно, денег у кафедры\".
Горькая наука: пиши и молчи!
Зачастую жертвами нерасторопности или тщеславия профессоров становятся именно молодые ученые. Понятие \"литературный негр\" (ghostwriter) - то есть автор, пишущий речи, статьи и книги за другого, - хорошо знакомо в научной среде. Карьера аспирантов и начинающих ученых в большинстве случаев напрямую зависит от благосклонности и поддержки научного руководителя или директора института, и выяснение отношений нежелательно. Поэтому при соответствующей просьбе молодому \"подневольному интеллекту\" приходится писать для начальства молча, оставаясь для читателей невидимкой.
Символический снимок: депрессия, страхBildunterschrift: Großansicht des Bildes mit der Bildunterschrift: Проблемы с руководителем проекта? Молчать не стоитПо утверждению омбудсмена Ульрике Байзигель, случаи такой эксплуатации редко всплывают на поверхность, да и то, в основном, задним числом - слишком сильна академическая иерархия и велик страх начинающих ученых совершить ошибку, вступив в неравный борьбу с профессором. Однако, по словам Ульрике Байзигель, анонимность жалобщику гарантируется, его имя может быть оглашено только с личного согласия. Правда, доказать факт злоупотребления служебным положением со стороны профессора, не называя имени пострадавшего, достаточно сложно. А вот разоблачить плагиат гораздо легче, говорит Ульрике Байзигель.
Омбудсмен придет на помощь
\"Нужно просто написать нам и предоставить оригинал текста и публикацию-плагиат, - уточняет эксперт. - В большинстве случаев обвинения подтверждаются. После этого мы обращаемся к нарушителю, не называя при этом источника информации\". Если молодые ученые попадают в Германии в щекотливое положение, им все же не стоит молчать. Со своей проблемой можно обратиться к омбудсмену при учебном или научно-исследовательском заведении или - при наличии серьезного конфликта - к одному из трех омбудсменов Немецкого научно-исследовательского сообщества (см. ссылку под статьей - прим. ред.).
Комментарии
Так называемые звезды науки, как правило, это звезды плагиата.
Во многих институтах РАН приняты даже внутренние Положения, где администрации придается право передавать экспериментальные патентабельные материалы другим \"авторам\", по своему усмотрению....
Даже в Штатах я видел, как сотрудники дают подписку не претендовать на свои результаты.
Очевидно, это явление резко уменьшает эффективность науки, т.к. административно-слабые работники предпочитаю умертвить свои идеи, нежели чем их передавать научным паразитам.
По крайней мере, можно держать архив негритянских статей и их фрагментов на своем сайте, без ссылок на них и с запретом индексирования (файлом norobots.*). Дата закачки файла там сохраняется.
1. Создать международный портал - приемник публикаций.
2. Все публикации принимаются только в зашифрованном виде. Ключ - только у автора.
3. Некоторая юридическая контора производит за малые деньги фиксацию даты публикации и содержимого шифрованного сообщения. Это чтобы избежать манипуляций как с содержимым, так и с датой.
4. Если необходимо, автор дешифрует публикацию и предъявляет ее куда хочет, предваряя ссылкой на шифрованную версию.
А вот право на использование научной работы другого автора защиты не требует, если определено договором. Иначе любой правоприемник научной разработки будет вечно судиться с автором.
Бери, плоди шифровки строк,
пока дают… Ведь может статься:
платить придется за стишок,
который ты зубами, стоик,
по букве вырвал у минут.
Не то, чтоб мысль гроша не стоит –
к деньгам в нагрузку мысль берут!
Издателям… поэты платят
за слог свой легкий, слог родной.
Так странно… если бы за платье
платил заказчику портной,
а за ремонт сапог – сапожник,
top-женщины за дефиле.
Кричат поэты: «Что мы можем,
когда наш рейтинг на нуле?
Читателю катрены – пытка,
метафор кладезь – пустяки.
Издатель, первый враг убытков,
дерёт с нас деньги за стихи.
А мы ему заплатим снова,
чтоб выбрав рифму по уму,
Бессмертию оставить Слово»
Всё это так… Но почему
Читатель, словно он из ваты,
инертен, безразличен, тих? –
Не мы ли сами виноваты
в том, что не помнят наших книг?!
Коль нету дела нам до масс –
какое дело им до нас?
© Copyright: Виктория Тищенко, 2005
Свидетельство о публикации №1509030948
я бы назвал это интеграцией научного пространства. Так уже сразу заключили соглашение российские ученые отдают свои результаты украинским и наоборот. Не надо думать, не надо напрягаться в написании, а дипломы докторов обеспечены.