Как ловили петербургского \"маньяка\"

На модерации Отложенный

Охота за ним шла несколько лет и увенчалась успехом.

Судебный процесс над одним из самых страшных маньяков за всю историю Петербурга Кириллом Ресиным («Лифтером») закончился впечатляющим приговором - 20 лет строгого режима, из них первые 10 в тюрьме. Надо быть реалистами - если приговор устоит в кассации (а адвокаты Ресина его обжаловали) и если не случится помилование или условно-досрочное освобождение (чего, увы, исключить нельзя), то выйти на волю живым у Ресина шансов немного. Общественность удовлетворена. Все СМИ (в том числе и наша газета) событие отразили. Но, как ни странно, «за бортом» осталась подробность весьма существенная: годы невероятно сложной, напряженной работы по поиску маньяка и раскрытию совершенных им преступлений.

Вниз по «черной» лестнице

Следователю питерской горпрокуратуры (тогда Следственного комитета еще не было) Антону Брейдо дело «Лифтера» досталось в 2005 году в состоянии безнадежного «глухаря». К тому времени нападения на детей с небольшими перерывами совершались уже больше года. Дело было на контроле у самого генерального прокурора, найти преступника требовалось, что называется, хоть умри. А как найти? Все равно, что черную кошку в темной комнате...

То, что все нападения совершил один и тот же человек, сомнений не вызывало. Фантазия у преступника была не бог весть какая. Схема его действий из раза в раз повторялась с точностью до деталей. В одном из «спальных» районов среди дня высокий импозантный мужчина садился в лифт вместе с ребенком, возвращавшимся из школы. Представлялся лифтером, которому нужно устранить неисправность. Дети верили (не поверил один мальчик, который образцовым послушанием не отличался, - в данном случае это его и спасло).

«Лифтер» («так надо для ремонта!») увозил ребенка на верхний этаж или на два этажа выше, чем располагалась его квартира. Потом предлагал выйти и спуститься по «черной» лестнице. Дети беспрекословно подчинялись - никто, кроме мальчишки-хулигана, не додумался воспользоваться вторым лифтом. Сам же «Лифтер» спускался на пару этажей вниз, выходил и встречал свою жертву, поднимаясь ей навстречу. Отводил на чердак либо на последний пролет «черной» лестницы. Пытавшимся сопротивляться угрожал выбросить в окно или убить. Угроза всеми детьми воспринималась абсолютно реально, почему они и не кричали. Связав ребенку руки за спиной его же собственным шарфом или скотчем, маньяк совершал с ним «насильственные действия сексуального характера». Тоже по одной и той же схеме. Объектами преступлений были мальчики и девочки в возрасте от 8 до 12 лет.

Как и положено в таких случаях, следователь обратился к статистике. И обнаружил, что первое аналогичное преступление в городе было зафиксировано еще в 2001 году. Следующее - в 2004-м. Пауза ни о чем не говорила - преступления такого рода обладают высокой степенью латентности. Ребенок, ставший жертвой нападения, либо сам не признается родителям, либо родители не обращаются с заявлением в милицию.

Разумеется, по каждому из заявлений необходимая работа проводилась следователями районных прокуратур. Снимались, к примеру, отпечатки пальцев с дверей подъездов, лифтов и выходов на «черные» лестницы. Правда, отпечатков набирались десятки (дома большие, кто-то постоянно входил и выходил), и информацию о преступнике из этого массива вычленить было невозможно. Данные эти могли сработать лишь тогда, когда появится конкретный подозреваемый и его пальцы окажутся в этом наборе. С мест преступлений были изъяты 7 образцов «биоматериалов», но экспертиза могла по ним установить лишь то, что все они принадлежали человеку одной и той же группы крови.

С каждым ребенком-потерпевшим работал специальный художник-психолог, по словесным описаниям преступника составлявший его композиционный портрет. Портреты оказались похожими. Собственно, на этом поиски и затормозились.

Для поиска преступника были применены все разрешенные законом милицейские способы: поквартирные обходы, патрулирование в возможных «зонах риска», сбор агентурных данных. Но все было бесполезно. А преступления продолжались.

Свободный художник, разведен

Шел год, другой. Но даже ниточки к «Лифтеру» не появлялось.

- Порой, - признается Брейдо, - мною овладевало чувство безнадежности. Мне казалось, что это дело не кончится никогда. Я чувствовал, как ослабевает активность как моя, так и оперативников, которые должны были быть моими «правыми руками». Люди теряли веру в успех. Но приостановить дело мы не имели права. Позиция руководства была неколебимой: преступник должен быть найден любой ценой! Вместе со мной все эти годы работал специально прикомандированный следователь Калининской районной прокуратуры Максуд Багаутдинов. За это время он мог бы раскрыть и передать в суд не одно дело. Но терпеливо бился над одним «глухарем»...

В 2007 году в Экспертно-криминалистическом управлении ГУВД появилась новая аппаратура, которая позволила по одному из образцов «биоматериалов» определить генотип предполагаемого преступника. Этот «портрет» был абсолютно индивидуален, и если бы удалось найти человека, данные которого совпадали с ним, можно было бы со стопроцентной вероятностью заявить, что преступник найден.

Следствие начало с самого простого: а вдруг «Лифтер» - и вправду лифтер? Запросили списки людей, закончивших училище соответствующего профиля и подходящих по возрасту (судя по описаниям, преступнику было от 30 до 35 лет). Набралась группа около ста человек. Каждого из них отыскали и допросили. Если видели, что человек похож на предполагаемого преступника (а изображенного на портрете напоминал едва ли не любой худощавый мужчина), брали слюну на анализ для определения ДНК. Увы, «Лифтера» среди этих людей не оказалось.

Таких групп, сформированных по разным признакам, было отработано около десятка. Ранее судимые за аналогичные преступления. «Клиенты» психоневрологических диспансеров, поставленные на учет в связи с сексуальными отклонениями...

Перерыв в преступлениях с 2001 по 2004 годы... Может быть, в это время преступник отбывал срок за сексуальные преступления? Проверили и этот контингент.

В НИИ им. Бехтерева следствие заказало психологический портрет предполагаемого преступника. Это было сделано. По заключению психологов, преступник, скорее всего, был ранее женат либо у него никогда не было жены. Живет с родителями. В детстве, скорее всего, сам подвергся какому-либо сексуальному насилию. Модель со связыванием рук за спиной, вероятнее всего, «закрепилась» в результате этого. Скорее всего, это человек интеллектуального труда, работает по гибкому графику. Возможно, свободный художник, работающий сам на себя. Иначе откуда у него столько свободного времени для того, чтобы ходить и выслеживать ребенка-жертву?

В архивах были подняты все дела о сексуальных преступлениях против детей того времени, когда предполагаемый преступник был ребенком...

Счет допрошенных шел на сотни. Но «Лифтера» среди них не было.

На свет выводит...

генетика

Среди прочих направлений розыска было и очень успешно применяемое в последнее время «телефонное». Как известно, включенный мобильник довольно точно сигнализирует о своем местоположении. Эти данные фиксируются и хранятся в базах данных операторов мобильной телефонной связи. Следствие запросило у пяти действующих в городе операторов данные обо всех телефонах, которые находились вблизи каждого из мест преступлений за два часа до и два часа после случившегося.

Эти огромные, с сотнями номеров, списки были проанализированы. Под подозрение попали около 60 человек, чьи телефоны «светились» в этот период времени вблизи указанных адресов. Все эти люди также были вызваны и допрошены. И никакого результата. И тогда Брейдо решает расширить диапазон поисков и заказывает распечатку исходя из интервала «плюс-минус два дня». (Предположение основывалось на том, что преступник мог заранее присматривать место совершения преступления, а потом, как это часто бывает, туда возвращаться.) Это оказался гигантский том, который оперативники и следователи перелопачивали почти месяц. Появился новый список из 70 человек. И их стали вызывать и допрашивать.

20 октября 2008 года на один из таких допросов, который проводил Багаутдинов, пришел мужчина, чрезвычайно похожий на композиционный портрет. Впрочем, таких «похожих» следователь видел уже десятки и потому никаких особых эмоций не испытал. Это был 36-летний Кирилл Ресин. Импозантный, щеголеватый, держался он уверенно, даже с юмором. Легко согласился сдать анализ слюны. В ответах его Багаутдинова ничего не насторожило, и он его с легкой душой отпустил, перейдя к следующему допросу.

Как раз в этот период у экспертов закончились необходимые реактивы, и результат генетической экспертизы пришел лишь 20 января 2009 года. И прозвучал для следователей громом среди ясного неба. Генотип Ресина полностью совпадал с генотипом неуловимого «Лифтера»!

- Что вы почувствовали в этот момент? - спросил я у Брейдо.

- Честно говоря, я не поверил, - признался он. - Четыре года безуспешной работы. Около 500 человек допрошены. Сделано 135 генетических экспертиз! Я знал, что когда-то нам должно повезти. Но все равно сомневался: вдруг опять тянем пустышку... Позвонил Ресину, вызвал его к себе. Он легко согласился, но потом перезвонил и с нервным смешком спросил: «А может, адвоката пригласить?». Мои подозрения усилились. А когда он вошел в кабинет, меня будто током ударило: ОН! Вот это действительно был момент истины! Но вида я не подал, допросил его в качестве свидетеля и отпустил.

В процессе допроса Брейдо назвал 15 адресов - тех, где произошли 14 преступлений и одна несостоявшаяся попытка. Ресин категорически заявил, что никогда там не был. Для того чтобы в дальнейшем он не выдумал «правдоподобного» объяснения того, почему его «биоматериал» найден на месте преступления, Брейдо спросил, не имел ли тот интимных контактов с женщинами в подъездах. Эту версию Ресин с негодованием отверг, заявив, что женщин, если ему надо, мог привести домой или воспользоваться салоном своего автомобиля...

Зачем вам чужие дети?

В биографии Ресина с картиной, нарисованной психологами, совпадало многое. В конце 1990-х он женился, а летом 2004-го развелся. За время его брака было лишь одно нападение «Лифтера». Зато с сентября 2004-го они стали регулярными. Последний из 14 известных следствию эпизодов датируется 2007 годом. Прекращение серии как раз совпадало с тем моментом, когда Ресин познакомился по Интернету с девушкой из Астрахани. Они встретились, завязались отношения, дело шло к свадьбе. Получалось, таким образом, что периоды активности преступника действительно совпадали с теми периодами, когда Ресин был лишен женской ласки... Жил он в трехкомнатной квартире с матерью и бабушкой и был, как и предполагали психологи, человеком свободной профессии - фотограф-дизайнер.

Оперативники взяли Ресина под плотное наблюдение, надеясь захватить его с поличным. Но, занятый личной жизнью, он о детях явно забыл. Следствие запросило данные о местонахождении его мобильного телефона во время «плюс-минус два часа» к времени нападений на детей. И оказалось, что в 10 из 15 эпизодов его телефон как раз там и находился! А в предыдущие распечатки он не попал по простой причине: его захватывала не ближайшая (по которой шла проверка), а соседняя базовая станция. Более того: данные мобильного оператора позволили проследить путь Ресина от дома до места преступления.

Полученных доказательств оказалось достаточно, чтобы получить разрешение суда на обыск в квартире Ресина. Дверь оперативникам и следователям он открыл с улыбкой и словами: «Я вас ждал!». На обыске, впрочем, ничего криминального не нашли. Хотя некоторые вещи, с учетом имеющейся информации, могли насторожить. Например, несколько упаковок презервативов с вложенными туда шоколадными медальками. «Рекламная акция», - отмахнулся Ресин. («А не применял ли он эти медальки для привлечения детей?» - подумал следователь.) Плетка («Не исключено что человек с садо-мазохистскими наклонностями».) Шприц («В одном из эпизодов «Лифтер» угрожал девочке шприцом».)

Ресина задержали. А Брейдо приступил к изучению изъятых у него ноутбука, флэш-карт и жесткого диска компьютера. Можно было предположить, что там содержатся фотографии - в нескольких эпизодах, как заявляли жертвы, преступник их еще и фотографировал. Однако ничего предосудительного обнаружить не удалось. Тогда следствие заказало специальную экспертизу, которая позволяет восстановить все ранее удаленные файлы. И она смогла «реанимировать» около 40 тысяч фотографий!

На их изучение у Брейдо ушло несколько дней. Среди них оказались фотографии детей, сделанные мобильным телефоном. Изображения были весьма невинными - дети в песочнице, на спортивной площадке - и подозрения не вызвали бы, если бы принадлежали кому-то другому. Когда на человеке ТАКОЕ подозрение, подобные снимки невольно настораживают. Зачем молодому неженатому мужчине чужие дети?!

Среди прочих были и фотографии, запечатлевшие интимные игрища Ресина с некоей женщиной. При этом он связывал ей руки за спиной... Опять же: в другой ситуации вопросов к человеку не возникло бы. Взрослые люди развлекаются как хотят. Но схема этих развлечений повторяла схему действий маньяка по отношению к детям!

Ресина арестовали. Начался процесс опознаний. И его опознали 13 из 14 жертв, а также проходивший по одному из эпизодов свидетель, который ехал с ним в лифте. В массиве отпечатков пальцев, снятых с дверей на местах преступлений, обнаружились и пальцы Ресина.

Несмотря на огромное количество неопровержимых доказательств, вину свою Ресин полностью отрицал. До самого приговора твердил, что дело в отношении него сфабриковано. Так до конца не смогли поверить в его вину убитые горем мать, бабушка и невеста. Им кажется, что произошла какая-то нелепая ошибка, завтра все выяснится, и их любимый Кирилл выйдет на свободу. Родители его жертв, напротив, надеются, что этого не случится никогда. И сожалеют лишь об одном - что в нашей стране отменена смертная казнь.