Россия в огне и во мгле

Чудовищный смог, две недели висевший над Москвой, еще раз доказал всем, даже тем, кто не верил: нынешняя власть несостоятельна и убога.

Двадцать лет развала России и полный разгром в 2007 году всех лесоохранных структур и привел к тому, что дым горящих торфяников и лесов в Московской, Владимирской и Рязанской областях висит над Москвой, застилая солнце.

Кадры хроники напоминали войну: сгоревшие дотла села и деревни, люди, лишившиеся всего, жилья, имущества, и главное – погибшие 50 человек (по официальным данным!).

Новое лесное законодательство полностью ликвидировало государственную лесную охрану и назначило ответственными за предотвращение лесных пожаров арендаторов лесов и региональные органы власти.

Теперь, согласно «Лесному кодексу» от 1 января 2007, «меры пожарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов. В лесах, не переданных в аренду, за противопожарную работу отвечают органы власти субъектов Федерации».

И ежу ясно, что никто и ни за что отвечать не будет. А сгорят леса – и отлично, тут же можно продать землю под коттеджи, сауны, гольф-клубы и прочее.

Никакого противопожарного обустройства лесов, строительства противопожарных дорог, посадочных площадок для вертолетов, прокладки просек, содержания пожарной техники и запасов горюче-смазочных материалов ясно тоже не будет.

Отмечу, что до резкого сокращения финансирования в 90-е годы и принятия «нового Лесного кодекса» борьба с пожарами была одной из основных задач Государственной лесной охраны и в каждом лесхозе лесники обходили свои участки леса, ведя профилактическую работу по предотвращению пожаров. Действовали системы наблюдательных пунктов и вышек для выявления пожаров на ранних стадиях, когда их еще можно быстро потушить, был штат сотрудников, специально обученных тушить лесные пожары, со специальным оборудованием для пожаротушения и экипировкой.

А сейчас лес отдан на «пожирание» жукам-короедам, арендаторам и саранче – «местным органам власти». А после них мало что остается…

Поскольку живу я в Москве, то и говорить буду про Москву, и пусть это не сочтут московским снобизмом… Просто я живу здесь и дышу тем дымом, который пришел из областей…

По косвенным, пока еще неофициальным данным (а официальных мы и не дождемся), смертность в Москве повысилась как минимум в 2 раза, а по данным бюро ритуальных услуг, или попросту похоронных контор, смертность летом 2010 года в 3–4 раза превысила средние показатели.

Руководитель департамента здравоохранения города Андрей Сельковский осветил цифры, что «в обычные дни умирало 360–380 человек в день, а сейчас – около 700. Летальность у нас подскочила в два раза…» Это единственное и, видимо, случайное заявление официального лица. А г-жа Голикова гневно потребовала отчеты и цифры об умерших в жару и задохнувшихся в смоге. Что ж, уверен, она эти данные получит... Уменьшенные в 2–3 раза.

Служба «Скорой помощи» работала в авральном режиме, машины «скорой» не были снабжены кондиционерами, и температура внутри салона достигает 50 градусов. По косвенным данным, врачи говорят, что медперсоналу под угрозой увольнений было запрещено госпитализировать людей, кроме самых крайних случаев, а также ставить диагноз «тепловой удар» и «перегрев».

Из-за стоящего на дорогах густого смога в условиях плохой видимости увеличилось и количество пострадавших и погибших в ДТП.

И что должны бы делать власти?

При наличии этого жуткого смога надо было раздать всему населению хотя бы повязки и кислородные баллоны, открыть все бомбоубежища… Раздавать бесплатно питьевую минеральную воду и препараты гемоглобина, так как угарный газ уменьшает его количество в крови.



Власти города сообщают, что в Москве работало аж 123 пункта, где можно «подышать». Если взять только детей и пенсионеров, наиболее уязвимую группу населения, а их (около 5–6 млн), то на каждый пункт приходилось почти 50 тысяч человек… И где они были, эти пункты, и где были их адреса, которые должны висеть на каждом подъезде, лежать в каждом почтовом ящике?

Но не было в аптеках Москвы кислорода ни марлевых повязок, ни препаратов для астматиков. А около метро спекулянты, готовые наживаться на всем, даже на смерти, тут же продавали маски по 30–50 рублей, при цене в 7 рублей. Бизнес, так сказать, на легких…

Мамы с грудными детьми и пенсионеры пытались отдышаться в крупных торговых центрах и сберкассах, где есть кондиционеры.

Кстати, а где были власти? Ну, понятно г-н мэр Лужков уехал якобы в отпуск, якобы лечить спортивную травму… Голову лечить надо… Это всем ясно… Потом якобы приехал. Но что-то его не было видно… Но, по данным пролужковской прессы, как только г-н Лужков появился в Москве, то количество пожаров уменьшилось на 7–8 %. И Лосиный Остров сгорел.

Путин также поговорил и куда-то исчез… Медведев уехал в Абхазию…

Г-н Медведев, годовщина войны – это, конечно, патриотично, как и возможность подышать свежим воздухом.

Четырехзвездный генерал Шойгу, сидя в кондиционированном шикарном зале заседаний МЧС, давал советы и проводил совещания и потом, укрывшись в своем кондиционированном кабинете, вероятно, сверлил в мундире дырки для очередных наград. А ведь это он развалил всю пожарную охрану, присоединив ее к МЧС. Зачем?

Деньги… Власть… Глупость…

Количество обращений в похоронные бюро Москвы летом 2010 года выросло в 3–4 раза, по сравнению со средними показателями, зачастую приходилось откладывать похороны, так как рабочие не успевали выкапывать могилы. Крематории работали в авральном режиме, а некоторые из них даже отказывались принять тела на кремацию, так как не успевали справляться с нагрузкой. Так говорят сотрудники похоронных бюро.

Посольства разных стран стали эвакуировать своих сотрудников. Из Москвы бежали все, кто может сбежать, путевок в безвизовые страны не было!!! Люди устремились в Питер, но дым от пожаров добрался уже и туда…

Некоторые снимали номера в гостиницах Москвы, где есть кондиционеры, чтобы хоть немного отдышаться от смога, гари, першения во рту и рези в глазах…

Дым от пожаров, распространившийся по Центральной части России, привел к отмене или задержке почти 64 тысяч авиарейсов, пострадали больше миллиона пассажиров, сидящих в чудовищной духоте в залах аэропортов, часто без воды.

В метро дым и температура поднялась выше 35, а г-н Гаев, ухмыляясь, вещал, что он может выключить солнце. Г-н Гаев, солнце выключать не надо, это вам не повышение тарифов на проезд – не пройдет. А просто поставьте кондиционеры в вагоны и дополнительные фильтры, и вентиляторы… И не за счет пассажиров…

Понятно, что не все можно можно было решить сразу, но когда мы видели, как люди в XXI веке лопатами ковыряют торф, становилось не по себе. Не хватает техники для прорубки просек, канавокопателей (такие есть у военных!), бульдозеров и машин для тушения? Закупите за границей срочно и без таможенной проволочки! Через сутки прилетят грузовые самолеты и привезут! Дорого? А разве жизнь жителей страны не дороже?..

Эх, власти… Говорить вы горазды…

Аналитики HSBC и «Уралсиба» считают, что только чуть более чем за месяц аномальной жары и пожаров Россия потеряла 15 млрд долларов. И это только прямые издержки и краткосрочные последствия для экономики, а вот более серьезные последствия для экономики, долгосрочные прогнозы, пока никто и не считает, и такие попытки появятся не раньше конца 2010 года.