Как обналичивают откаты
Парадокс: откаты и коррупционная составляющая экономики растет, а количество банковских лицензий, отозванных за легализацию, падает. Одно из двух: либо с отмыванием преступных доходов никто системно не борется, либо коррупционеры уже создали свою альтернативную национальную платежную систему, создание которой на официальном уровне еще только обсуждается. И в том, и в другом случае сообщение МВД о выявлении преступной схемы по выводу через банки бюджетных средств выглядит как прецедент.
Первая версия – о том, что откаты в банках до сих пор попросту не искали, – конечно, выглядит более правдоподобной и от этого не менее удивительной. Потому что надо очень стараться, чтобы не замечать, как в банковской системе происходит легализация преступных доходов – взяток чиновников и ворованных бюджетных денег.
По данным исследования, проведенного членом-корреспондентом РАН Ириной Елисеевой, объем коррупционной экономики – 25 трлн руб. или 64% ВВП. В том числе чистые теневые доходы федеральных и местных чиновников, налоговиков и судей – 4,6–5,6 трлн руб. (15–19% активов российских банков). Сектор отличается высокой концентрацией: половина из этой суммы приходится на мздоимцев федерального уровня.
Чем же на этом благодатном поприще занимаются ЦБ, Росфинмониторинг и МВД?
Казалось бы, в России приняты все необходимые условия и законы для противодействия отмыванию незаконных доходов, включая пресловутый 115-ФЗ. Недаром регуляторы время от времени бодро рапортуют о том, что Россия соответствует большинству требований международной организации FATF, ведущей борьбу с отмыванием преступных капиталов. Однако количество банковских лицензий, отозванных за нарушения 115-ФЗ, при яром борце с коррупцией президенте Дмитрии Медведеве почему-то снизилось с полусотни до одного десятка.
Все дело в том, что в России борьба с отмыванием преступных и коррупционных доходов подменена борьбой с банальной «обналичкой», используемой для налоговой оптимизации. В результате широко распространенные ранее услуги банков по «обналичке» были локализованы в группе мелких банков. А вот о том, что тот или иной банк «мыл» ворованные из бюджета деньги и был за это наказан, общественность до сих пор ни разу не информировали.
Комментарии
Или два из двух