Людмила Хитяева отпраздновала юбилей
В свои 80 лет она в прекрасной форме, и читает свои стихи на концертах.
Хитяева не хочет сниматься в нынешнем кино, потому что там, как она считает, остро не хватает индивидуального начала.
– Вы шесть лет не снимаетесь. Это оттого, что нет достойного материала?
– Мне без конца предлагают сценарии, и я их добросовестно прочитываю. Как правило, не нахожу ничего интересного. Но, справедливости ради, надо сказать, что иногда бывают и проблески. Вдруг какая-то живая история и даже содержательная роль. Тогда я спрашиваю: кто же режиссёр? И вот на этом-то переговоры и заканчиваются. Я стараюсь следить за новым в кино. Но многих из новых людей в профессии невозможно отличить друг от друга. А я не могу и не хочу работать с режиссёром, лишённым индивидуальности. Я всё же работала с Анненским, Герасимовым и Лиозновой.
Сейчас я, наверное, согласилась бы сниматься у Никиты Михалкова или Эльдара Рязанова. Размениваться на чепуху мне нет никакого смысла. Я много езжу, встречаюсь со зрителями, провожу творческие вечера, показываю фрагменты из своих фильмов. Я, правда, ещё стихи читаю. Ахматову, Друнину, Тушнову. А в последнее время даже и свои. Раньше я как-то стеснялась. А потом Евгений Матвеев, замечательный актёр и режиссёр, мне сказал: «А почему ты свои стихи скрываешь от людей?» И я подумала: а действительно, почему? И теперь читаю. Но, конечно, прежде всего – классиков.
– У вас счастливая профессиональная биография. Но, вероятно, были и такие фильмы, которые не имели успеха, и такие режиссёры, с которыми было не слишком интересно?
– Разумеется, были! У кого же нет неудач? Бывало, что соглашалась на съёмки, а потом видела: беспомощный режиссёр, слабый коллектив и результат будет жалким. А я – человек эмоциональный, переживающий. Приходилось силой заставлять себя работать. Вот и вытягивала заведомо провальные роли. Я всегда считала себя обязанной, раз уж взялась, выложиться, сделать всё, что можно.
Таков, к сожалению, был и мой последний фильм по повести Толстого «Дьявол». Здесь я собой крайне недовольна. Когда приглашали, меня материал привлёк, и группа очень хорошая: там и Скобцева, и Соломин, и Дуров, и Раиса Рязанова. Отличные артисты. А когда увидела результат – легковесная, слабая лента…
– Есть ли среди молодых актрис те, на кого вы смотрите с надеждой?
– Есть, хотя и немного. Случайных людей в кино становится всё больше. Мелькнула в двух-трёх сериалах – и что?
Я вижу множество блондиночек, которые что-то щебечут на экране. Но, кажется, даже сами в свои слова не вслушиваются. Теперь очень легко понравиться публике. Достаточно показать в кадре обнажённую фигуру, и зритель доволен. А девушка вдруг думает после этого, что она актриса. А наша профессия она, вообще-то, совсем другая. Это ведь большая ответственность – играть для миллионов зрителей. Нужны мысль и подлинное чувство.
Но талантливая молодёжь, безусловно, есть. Вот, например, Ольга Будина. Дай Бог, чтобы она удержала качество своих работ на высоте. И дай Бог, чтобы не разменялась на рекламу и сериальные пустяки. Или Светлана Ходченкова, которой я, кстати, вручала приз за роль в картине Станислава Говорухина «Благословите женщину». Я ей тогда сказала: «Светочка, не разменивайтесь на дешёвку после такой роли!» Надеюсь, у них будет счастливая актёрская судьба.
Я всю жизнь и до сих пор не понимаю, как умудряются актёры сниматься в трёх-четырёх картинах одновременно да ещё и на сцену выходят. Когда меня утвердили на главную роль в фильме Татьяны Лиозновой «Евдокия», я вынуждена была уйти из театра. Роль занимала все мысли, отвлекаться я не могла.
– Расскажите о своей работе в «Тихом Доне».
– Проб по «Тихому Дону» у меня не было, просто Сергей Аполлинариевич Герасимов спросил: хотела бы я сниматься в роли Дарьи? Я сказала, что очень хотела бы попробовать. Мне пришлось сразу попасть не просто на съёмочную площадку, а вообще в казачество. Мы очень много изучали эту жизнь с самых азов: диалект, манеру двигаться, мы научились там всему – ковать, косить, узнали неповторимый казацкий быт и нравы.
– Приходилось ли вам встречаться с Михаилом Шолоховым?
– Всего один раз. Но я знаю, что ему понравилась моя работа в «Тихом Доне». И знаю, что именно он рекомендовал режиссёру Иванову пригласить меня на роль Лушки в фильме «Поднятая целина». Я очень горжусь оценками Шолохова.
– Есть ли в вашем репертуаре такая роль, за которую вы отдали бы всё сыгранное?
– Я не просила ни одной из своих ролей. В актёрской жизни судьба подарила мне замечательные образы. Не могу сказать, что все они вошли в золотой фонд киноискусства, но какими-то своими ролями я могу по-настоящему гордиться, потому что это был прекрасный материал, это были прекрасные режиссёры. Я могу сказать, что я – счастливый человек, и благодарна за это Богу.
Комментарии
поздравляю с юбилеем,здоровья и долгих лет жизни.