Карабахский тупик
Подоплека армяно-азербайджанского вооруженного противостояния, начавшегося в 1988 году, сложна и многопланна. Помимо историко-культурного соперничества с элементами межнациональной розни здесь имел место и собственно территориальный спор из-за Нагорного Карабаха. Идеи национального самоопределения, взятые на вооружение с конца 80-х годов интеллигенцией и общественно-политическими объединениями (Комитет «Карабах», Армянское общенациональное движение, Народный фронт Азербайджана и др.) в Армении и Азербайджане также оказали влияние на развитие данной конфликтной ситуации.
Немалую роль в разжигании конфликтной ситуации сыграли и маневры тогдашнего союзного центра, намеревавшегося ослабить и расколоть национально-освободительные движения в республиках Закавказья, сохранить их в орбите своего влияния. Наконец, завязавшаяся с 1993 г. интрига вокруг каспийской нефти и путей ее транспортировки превратилась со временем в существенную помеху, препятствующую разрешению конфликта, а также и в важный фактор геополитического соперничества в регионе.
Поскольку речь идет о незаконченной войне между Арменией и Азербайджаном - двумя независимыми государствами, признанными международным сообществом и его организациями (ООН, Совет Европы, ОБСЕ и др.), конфликт между ними относится к категории межгосударственных. Но это одновременно и государствообразующий конфликт ввиду того, что армяне Нагорного Карабаха, изменив административный и политический статус Нагорно-Карабахской автономной республики Азербайджана (НКАО), ставят своей целью создание собственной государственности: в 1992 году они объявили себя независимым государством - Нагорно-Карабахской Республикой (НКР).
В ходе боев Армия НКР установила контроль над семью прилегающими к Нагорному Карабаху азербайджанскими районами, превратив их в так называемую зону безопасности. Несмотря на то, что районы, входящие в эту зону – за исключением Лачинского и Кельбаджарского – остаются незаселенными и неосвоенными, власти НКР уклоняются от обсуждения вопроса об их освобождении, пока от Азербайджана не будут получены гарантии безопасного проживания армянского населения Нагорного Карабаха.
Хотя переговорный процесс вокруг карабахского урегулирования длится очень долго, подходы сторон к большинству спорных вопросов конфликта кардинальным образом различаются.
Позиция официального Баку базируется на тезисе отстаивания территориальной целостности азербайджанского государства. При этом обсуждение проблемы Нагорного Карабаха обставляется рядом предварительных - и явно неприемлемых для другой стороны – условий.
Баку требует, в частности: отмены законодательных актов, меняющих статус спорной карабахской территории, которую продолжает считать своей; возвращения семи прилегающих к Нагорному Карабаху районов, оккупированных армией НКР, что составляет, по подсчетам азербайджанской стороны, 20% территории Азербайджана; разоружения и роспуска Армии НКР.
Лидеры Азербайджана прилагают огромные усилия, чтобы заручиться поддержкой мирового сообщества, стремясь представить конфликт не борьбой карабахских армян за самоопределение, а агрессией Армении и захватом ею чужих земель с вытекающими отсюда международно-правовыми последствиями.
Стержнем позиции Армении является вопрос о безопасности армянского населения Нагорного Карабаха и такое решение карабахской проблемы, которое было бы приемлемо для НКР.
Официально не признавая Нагорно-Карабахскую республику, армянская сторона поддерживает право НКР на самоопределение.
Вместе с тем объективно Армения заинтересована в установлении мира с Азербайджаном: во-первых, это позволило бы ей наладить нормальные взаимоотношения с соседями и мировым сообществом; во-вторых, дало бы возможность подключиться к выгодным экономическим проектам, связанным, в том числе, и с транспортировкой каспийской нефти.
Лидеры НКР стремятся убедить мировую общественность в том, что «народ Карабаха» ведет национально-освободительную борьбу и потому республика должна быть признана воюющей стороной. Тем самым НКР претендует на прямое участие в переговорах по урегулированию конфликта, чему противится азербайджанская сторона.
Неурегулированность конфликта усугубляется неблагоприятным социально-экономическим фоном, политической нестабильностью во всех участвующих в конфликте государствах. Сохраняется и внутриполитическая нестабильность в государствах, участвующих в конфликте. По мере того, как растет число тех, кто разочаровался в возможности решения конфликта на пути переговоров, в Азербайджане все громче заявляет о себе «партия войны», о чем свидетельствуют периодически раздающиеся призывы к войне, часто исходящие и от президента Азербайджана Ильхама Алиева. Тревожной тенденцией в этой республике становится также увеличение числа сторонников так называемых ваххабитских движений, которые представляют серьезную оппозиционную силу.
Постоянное присутствие беженцев, которых в массе своей так и не удалось возвратить в места их довоенного проживания, затрудняет восстановление подорванных войнами хозяйств. И в Армении, и в Азербайджане беженцы оказывают дестабилизирующее воздействие на экономику, поскольку оттягивают значительную долю государственных расходов.
Одной из наиболее болезненных проблем стала вынужденная миграция. Выезжают по преимуществу городские жители, многие из которых имеют высшее образование или являются высококлассными техническими специалистами. На миграционные настроения большое влияние оказывают такие факторы, как неурегулированность карабахского конфликта, внутриполитическая нестабильность, резкое падение жизненного уровня населения, отсутствие работы и перспективы.
С начала конфликта из Армении уехало около полутора миллиона человек, включая и тех, кто вынужден был бежать из Азербайджана, но так и не сумел обустроиться на исторической родине. В Азербайджане практически не осталось армян. Только в Нагорном Карабахе, который Азербайджан продолжает считать своей территорией, их насчитывается около 130 тыс.
Усилился отток из страны этнических азербайджанцев, а также русских. Например, в Москве и Московской области имеют регистрацию, то есть прописку, 800 тысяч азербайджанцев, а их общее число, по неофициальным данным, достигает 1-2 миллионов человек.
Единственным позитивным фактом в этом «вялотекущем конфликте» остается то, что переговорный процесс усилиями многочисленных посредников все-таки не прерывается. Впрочем, действенного прорыва в разрешении карабахской проблемы в ходе переговоров добиться не удалось. По-прежнему далеки от разрешения противоречия между конфликтующими сторонами относительно таких принципиальных вопросов, как статус Нагорного Карабаха, ситуация с занятыми Армией НКР азербайджанскими территориями, положение беженцев.
Комментарии
СОТНИ таких конфликтов по все Планете и НЕТ места, где они не тлеют...
Так что - в 1988 году с началом развязанной агрессии со стороны Азербайджана против мирных требований жителей Нагорного Карабаха конфликт перешел в открытое противостояние.
2. Территория Нагорно-Карабахской Республики по Конституции НКР не составляет 20%. От силы - 13-14.
3. Беженцы-армяне худо-бедно адаптировались как в Армении, так и за ее пределами, в то время как кичащееся нефтяными доходами правительство Азербайджана не позволяет беженцам интегрироваться в общество, прекрасно понимая, что возврата к состоянию 1988 года не будет.
Историю все читают.Мои родственники беженцы и живут круто в Баку семья и 7 человек
имеют свой строительный бизнес имеют х6-х5 лекс живут вна берегу море в крутом катеджи.КТО виноват да супердержавы нас как собачек против друг друга травят.Если не было бы хорошие отношение между СССР И ТУРЦИИ армянской сср небыло бы на карте.
Теперь становится понятно, что Россия отдала находившиеся на территории Армении свои ракетно-зенитные комплексы С-300 Ирану. Известно, что на российской военной базе в Гюмри были два дивизиона С-300. Вот такая страна Армения. Армения может быть проиранской под давлением России и антииранской под давлением США. Армения может умолять Турцию открыть границу и одновременно ругать Турцию самыми гневными словами. Армения может объявить себя стратегическим союзником как России, так и США. Все это нужно Армении для создания конфликтной ситуации.