Эра нефти заканчивается
Про этого человека говорят, что «он знает о нефти все». Этот человек был одним из ключевых деятелей Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) в 70-е годы. Именно он разработал концепцию использования нефти в качестве политического оружия, и западный мир в свое время содрогнулся от энергетического шока, устроенного арабами.
Наконец, этот человек был министром нефти Саудовской Аравии, что, согласитесь, кое-что значит. Потом поругался с королем и сейчас возглавляет в Лондоне Центр глобальных энергетических исследований. И вот теперь Ахмед Заки Ямани, который «знает о нефти все», заявляет – эпоха нефти подходит к концу. Потрясающе!
Заявил он это, кстати, в интервью японским журналистам по поводу скучной юбилейной даты – отмечаемого в этом году 50-летия ОПЕК. Однако вместо славословий своей родной организации шейх Ахмед Заки Ямани сказал следующее:
\"В результате распространения альтернативных источников спрос на нефть будет сокращаться. В сфере генерации электроэнергии ее уже замещают атомные и ветряные установки. Для транспорта нефть все еще нужна, однако спрос и там падает из-за растущего распространения гибридных и электрических машин. Нефтяная эра окончательно закончится, когда удастся практически внедрить водородное топливо и дешево его производить\".
На вопрос, просуществует ли ОПЕК еще 50 лет, Ахмед Заки Ямани коротко ответил: \"Нет\".
Верить ему можно – например, в 2008 году бывший министр предсказал, что в «ближайшее время» баррель нефти будет стоить где-то 70 долларов. Что мы сейчас и имеем.
Впрочем, (к счастью для России и ее руководства) эра нефти оборвется, конечно, не завтра. О темпах приближения конца эпохи более-менее можно судить по докладу, который на этой неделе опубликовала Европейская комиссия.
В 2009 году в введенных в зоне ЕС новых мощностях по производству электроэнергии 62 проц уже приходилось (внимание) на возобновляемые источники – ветряки, солнечные батареи, гидростанции и т.д. По сравнению с 2008 годом их доля возросла на 5 проц.
В общем объеме мощностей электрогенерации на возобновляемые источники энергии приходится сейчас в ЕС уже 20 проц. И среди них пока лидируют ветряки.
К 2020 году ЕС намеревается довести долю возобновляемых источников в своем общем энергетическом балансе до 20 проц.
Так что все идет не так быстро – и мы еще покайфуем на нефтегазовой игле.
Но есть и паршивая новость. Шейх в упомянутом выше интервью предсказывает переизбыток предложения на мировом рынке нефти, если месторождения Ирака наконец-то заработают на полную катушку. Так что будем надеяться на «Аль-Каиду» и суннитских партизан.
Комментарии
От нефти скоро откажутся только в энергетике и на транспорте, спрос на неё сильно упадёт, но совсем не прекратится.
Расконсервация штатами своих нефтяных запасов, а также планы разработки арктических шельфов и других труднодоступных месторождений как-раз с этим и связаны.
С одной стороны, США считают, что собственные запасы надо поскорей использовать пока есть большой спрос на нефть и заработать на этом максимум денег, а с другой стороны, труднодоступные месторождения можно использовать в будущем, когда нефть будет нужна в относительно небольших количествах только для химии (в этом случае цена сырья и величина запасов не будет иметь решающего значения).
Это нормальный экономический подход хорошего хозяина.
Мы уже несколько лет пытаемся превратиться из сырьевого придатка в инновационную страну, но пока тщетно.
Ну и про Ирак. Недаром США так упорно пыталась подействовать на Ирак и Иран, ее волнуют скорее их запасы нефти, при использовании которых на мировом рынке им и всем может быть плохо, чем на укрывание там террористических группировок.