Скромное обаяние кавказского нацизма

На модерации Отложенный

За 4 дня в Грузии можно увидеть и услышать многое, проехав почти через всю страну. Из Армении в соседнюю страну легче всего попасть через знаменитый КПП «Садахло». Другой путь менее комфортен – через пост «Бавра» на севере, то есть прямо в один из самых проблемных районов Грузии – Самцхе-Джавахети, где армяне до провозглашения независимости Грузии составляли почти 90%, сейчас меньше. Насколько меньше – никто не знает, однако по данным неправительственных и независимых от партии М. Саакашвили организаций, понятие «многонациональная Грузия» постепенно уходит.

Национальные меньшинства в стране составляют примерно 12-13% и это число постоянно падает. Уезжают в основном христиане – армяне, греки, русские. В райцентре Богдановка (ныне Ниноцминда Ахалкалакского района) не осталось ни одного духобора. Дома стоят заколоченные, полуразвалившиеся. На вопрос – почему уехали духоборы, ответ один: им здесь трудно жить, российское посольство в Грузии помогло им уехать на историческую родину. Интересно получается – 200 лет было нормально, а в последние 20 лет стало трудно…

Вытеснение нетитульной нации началось с первого президента Грузии Звиада Гамсахурдиа, провозгласившего лозунг «Грузия для грузин». Фактически, первый президент во всеуслышание заявил о том, о чем не говорилось в годы СССР. Да и в советское время с меньшинствами было не все ладно: армян, евреев заставляли менять фамилии и только потом они могли рассчитывать на продвижение вверх. Это касалось не только номенклатуры, но и деятелей театра и кино. Простое перечисление имен: Михаил Туманишвили (Туманов), Константин Марджанишвили (Марджанов), Захария Палиашвили (Закаре Палян) говорит о многом. Надо особо сказать, что в Грузии до сих пор, впрочем, и всегда бытовала поговорка: «хороший человек, но армянин». Про евреев вообще не говорим, потому, что их фамилии почти все грузинские, что не помешало им уехать в Израиль.

В Тбилиси исчезла греческая и польская общины, от еврейской осталось настолько мало, что одной синагоги достаточно. А их было две и еще один молельный дом. Про армян разговор особый – их в Грузии особенно не любят. Причем тбилисские армяне в большинстве своем мало отличаются от грузин. Единственное, что их выдает – это беспричинный, немотивированный страх за свое существование. И это притом, что физическому существованию ничего не угрожает. Но страх есть и особенно он проявляется во встречах с представителями СМИ Армении. Есть еще одна, крайне неприятная черта тбилисских армян – постоянное подчеркивание зависимости Армении от Грузии. Говорится это на всех уровнях.

Конечно, некоторая доля истины в этих утверждениях есть, но только доля. Так, замминистра ИД Грузии Александр Налбандов прямо сказал, что Армения должна быть благодарна Грузии за открытие КПП «Верхний Ларс» и за транзит газа. «Нам это не нужно, это делается для Армении», - сказал он с упреком, в котором явно читалось, что вот армяне неблагодарные и не ценят помощь Грузии. Дипломат ни словом не обмолвился об антиармянских проектах с турецкой и азербайджанской стороной, зато в очередной раз прошелся по армяно-российским отношениям.



Надо отметить, что в тбилисской армянской общине люди, подобные Налбандову, советнику президента Грузии по нацменьшинствам Вану Байбурту и некоторые другие абсолютно не идентифицируются с армянами. Грузины всеми силами превратили нацменьшинства в своих рабов, не понимая, что предавший свою нацию один раз, с легкостью сделает это и во второй и в третий.

Присвоение армянских церквей Грузинской Православной Церковью стало повсеместным и никакие письма от Армянской Апостольской Церкви не могут остановить этот процесс. Здесь нужно особо подчеркнуть негативную роль армянского руководства, которое, если так можно выразиться, боится испортить отношения с Тбилиси. Но на самом деле, как не раз было подмечено, считаются только с сильным и требовательным. Просящему ничего не дается. Грузинская Православная Церковь является единственной государственной церковью в стране, в которой, вроде, религия отделена от государства. Более того, грузинские священнослужители мало того, что объявляют всех святых и Апостолов грузинами, замахнулись уже на Богоматерь, вполне серьезно доказывая, что она была грузинкой. И это вовсе не смешно. ГПЦ уверяет все христианское население Грузии, что в рай попадут только православные и поэтому все остальные христиане, то есть армяне, должны перейти в лоно православия. Именно поэтому ААЦ отказывают в регистрации. Есть еще один момент – ни одна цивилизованная страна не занимается присвоением чужого исторического и культурного наследия – этим грешат соседние с Арменией Турция, Грузия и Азербайджан. И мы задаемся себе вопросом – так действительно ли грузины – наши братья во Христе?

Ну и «особое» отношение в Грузии к России. Вообще Россия и все, что с ней связано, вызывает наиболее болезненную реакцию у руководства Грузии. Саакашвили пытается сделать очень трудную вещь – объединить нацию на основе ненависти к русскому народу и России. С молодым поколением это почти удалось – им сказали: вот твой враг, они приняли этот призыв к действию.

Тем не менее, ситуация получилась абсурдной: во всех ресторанах звучит русская попса 20-летней давности, среднее поколение говорит на русском, из Батуми в Сочи каждый день отправляется «Комета». Вот такая «ненависть», которая уйдет в небытие с уходом с политической арены М.Саакашвили и его команды. Вместе с тем надо отметить, что одной из основных черт грузинской нации является умение вовремя сменить покровителя. Так что если завтра западным инвесторам надоест – другого слова не придумаешь – вкладывать деньги в мыльный пузырь под названием Грузия, Тбилиси сразу развернется на 180 градусов и с пеной у рта будет клясться в верности очередному спонсору. По другому быть не может, к сожалению. К сожалению, потому что нация, постоянно меняющая покровителей, обречена.

К числу удивительных черт грузинского характера относится и то, что второй тост всегда пьется за главу государства. При этом совершенно неважно, за кого – будь то Сталин, Брежнев, Шеварднадзе, Саакашвили… Ну, а про грузинское застолье лучше помолчим – оно выше всяких похвал, как и песни. Ну, хоть что-то.