Пионерия как современная субкультура

В отличие от большинства современных молодежных организаций, нынешние пионеры не участвуют во взрослых играх и не стремятся к имиджу отважных орлят, медвежат и других зверят. Их романтика иная, проверенная временем: сборы, походы, общение.

В советской пионерской традиции алый треугольный галстук символизирует частицу красного знамени и революционное единство трёх поколений - коммунистов, комсомольцев и пионеров. Сегодняшние же пионеры ассоциируют его с восходящим солнцем и гриновскими алыми парусами - эмблемой романтики и молодости.

Мой собеседник - настоящий пионер, и выглядит он словно ожившая иллюстрация к главе «Строим беседку» в толстой «Книге вожатого», только в цвете. Ему четырнадцать, волосы цвета сена, сенные же сросшиеся брови, маленькие руки. И голос - не то чтобы ломается, скорее, мягко перегибается. Пионер аполитичен, а в убеждениях свободен так же, как и в одежде. Лишь по торжественным случаям надевает военную рубашку цвета хаки - цвета защиты.

По выходным он заседает в детско-юношеском центре на территории бывшего детского садика. Впрочем, «заседает» - слово неподходящее. Удобное место для беседы с членом организации нам приходится искать, переступая через полотнища парашютов и абстрактные доски, над которыми парят юноши и девушки, налаживая что-то в непростых устройствах.

- Чей портрет висит на стене штаба?
- Политических ориентиров у нас сейчас нет, но сказать, что мы абсолютно аполитичны, сложно: отсутствие подхода к политике - это тоже уже политика. Мы не являемся ничьей сменой и не принадлежим никакой партии, мы сами по себе.

- Этим вы отличаетесь от предшественников?
- И этим тоже, но в Москве мы отличаемся ещё и количеством, нас несравнимо меньше. Правда, это и удобно: больше возможности каждому выражать себя и что-то делать. А так ориентира на конкретного человека или на конкретную силу у нас нет.

- В чём вы первые?
- Сейчас мы первые, кто готов сорваться и помочь, если об этом попросят. А просят в первую очередь дома ветеранов, просто ветераны, военные госпитали - там в основном, конечно, уборка территории. Если отдыхаем в летних лагерях - ходим по близлежащим городам или деревням, предлагаем помощь.

- Вы не называете себя тимуровцами?

- Есть просто отдельная программа, отдельное направление - тимуровское движение. Вот это именно то, что было раньше.

Беседы с ветеранами, запись воспоминаний о войне - вот книгу недавно издали. Концерты иногда устраиваем, если просят.

- В ваших рядах по-прежнему только «отборные» кадры?
- Нет! Те же школьные успехи для нас не являются показателем, мы на них вообще не ориентируемся. И мы жутко ругаемся с учителями школы, которые не пускают детей в наши лагеря из-за того, что они плохо учатся, говорят, что они этого недостойны. Не показатель это, неважно, кто как учится! Я могу не переносить школу, но при этом быть интересным адекватным человеком. Так что принимаем абсолютно разных людей.

- И если человек придёт с улицы и скажет: «Примите меня в пионеры»...
- То мы дадим ему время в пределах трёх месяцев на то, чтобы осмотреться, ознакомиться с организацией, вникнуть, на чём основан пионерский стиль жизни. После этого у человека повторно спрашивается его желание вступить и, если с этим согласен коллектив, его принимают. При этом каждый из действительных шефов организации может высказать своё мнение об этом человеке, сказать, что конкретно в нём не нравится и что ему, на наш взгляд, следовало бы в себе изменить. Дальше всё решается общим голосованием.

- Как звучит сегодня знаменитая клятва?
- Я, фамилия, имя, вступая в ряды Московской городской пионерской организации, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю: горячо любить и беречь свою Родину; нести радость людям, творить добро, бороться за справедливость; дорожить честью организации, всегда и везде следовать её законам, обычаям и традициям!

- Каков минимум знаний, которыми должен обладать будущий пионер?
- Он должен знать наши законы и знать, чем мы живём. Все другие знания он получит в организации.

- А как вылететь из пионерской организации?
- Просто перестать ходить. Так случается довольно часто. Иногда, правда, приходят и объясняют причину лично, отдают галстук. Мотивируется уход чаще всего какими-то проблемами в школе или в семье. Есть, наверное, люди, которые имеют конкретные претензии к организации, но на моей памяти таких не было. А недостатки, конечно, есть, но они сугубо внутренние.

- Ты ощущаешь себя частью субкультуры?

- Да, в этом что-то есть.

- К чему вы готовы?
- Сейчас мне кажется, что уже ко всему. Наша цель - самосовершенствование, и в этом плане мы, на мой взгляд, можем сделать очень многое.