Россия построит космодром для полета на Марс

На модерации Отложенный

“Россия, нищая Россия…” - писал когда-то Александр Блок в своём знаменитом стихотворении.

На территории России (которая во всём мире ассоциируется с пьянством, бескультурьем и взяточничеством) в скором времени будет построен первый гражданский космодром. С заявлением о строительстве космодрома выступил Владимир Путин на встрече с руководителями ракетно-космической отрасли в РКК “Энергия”.

“Нам нужны не только современные технологии и оборудование, но и новые космические объекты. – подчеркнул премьер-министр - Такие, как, к примеру, космодром “Восточный”. Мы рассчитываем, что он станет первым общенациональным космодромом гражданского значения, что гарантирует России полную независимость космической деятельности”.

Строительство космодрома развернётся на Дальнем Востоке, на бывшей базе ракетной дивизии, попавшей под действие договора СНВ. Особое внимание обращает на себя тот факт, что именно с “Восточного” планируется запустить к Марсу новый российский корабль. Причём, в перспективе речь пойдёт о регулярных пилотируемых полётах на Марс.

Таким образом, амбициозные планы России в космосе, заявленные несколько лет назад в новой концепции в развитии отечественной космонавтики, начинают воплощаться в жизнь. Основной целью этих планов является, ни много ни мало, промышленное освоение Солнечной системы и получение доступа к новым ресурсам.

Планы полёта русских на Марс прокомментировал писатель Сергей Лукьяненко:

“Программа освоения Марса — дело положительное. И не только и даже не столько из-за научных открытий, которые могут ждать нас на Марсе. Важнее, что подобная акция неизбежно потребует развития крупного высокотехнологичного производства. Она, с одной стороны, поглощает много средств, но, с другой стороны, крайне положительно влияет на экономику.

Конечно, возможны и понятны рассуждения вроде: «В стране дорог нет, взяточничество и казнокрадство процветают, а мы на Марс лететь собрались!» Но если дожидаться, когда в России чиновники перестанут брать взятки, можно сразу сворачивать все высокотехнологичное производство. Если сейчас мы выделим 30 миллиардов долларов на строительство дорог, 15 из них своруют сразу же, а оставшиеся поделят потом… 30 миллиардов на марсианскую программу поделить сложнее. Во-первых, люди, которые занимаются освоением космоса, большие бессребреники и энтузиасты, чем те, кто кладет дороги. Во-вторых, в случае с космосом приложение усилий и средств более концентрированное, и украсть их труднее.

Есть и еще один плюс, не менее важный, чем развитие производства. Дело в том, что России, на мой взгляд, необходима сейчас какая-то глобальная позитивная государственная программа. Что именно это будет — город на Луне, полет на Марс или всеобщая компьютеризация — не так уж важно. Важно, чтобы это требовало создания «умного» и массового производства и давало стране внятную перспективу. Крупное государство не может жить без общенародных, глобальных проектов. Коммунисты это прекрасно понимали: иначе откуда бы взялись БАМ, освоение целины, покорения космоса, масштабные проекты освоения Сибири?.. А сейчас страна — и власть, и люди — привыкает жить исключительно сегодняшним днем.

Но, к сожалению, это только первая часть ответа на вопрос: «Следует ли России лететь на Марс?» Первая и оптимистическая.

А если отвечать на вопрос, может ли именно покорение Марса объединить в едином порыве страну, то придется признать, что скорее нет, чем да. К сожалению, интерес к космосу в России сейчас очень низок, в том числе у молодежи. Дети больше не мечтают стать космонавтами. Это тоже следствие того, что потеряна долговременная перспектива. Американцы ведь не зря с начала 30-х годов снимали фантастическое кино, развивали научную фантастику, подогревали интерес к космосу. У людей постоянно было ощущение того, что вот-вот они будут на Марс летать работать, а на Луну — отдыхать… И этот заряд оптимизма и веры очень помог Америке. У нас же фантастика если и популярна, то скорее не научная, а фэнтэзи. Не вера в завтрашний день, а тоска по прошлому, причем — по вымышленному, никогда не существовавшему. Это очень плохо, это показатель серьезного социального нездоровья общества. Но это факт, с которым стоит считаться, — большинство населения проект покорения Марса не обрадует, а озлобит.

Даже если мы сейчас прилетим на Марс и обнаружим на поверхности россыпи золота и бриллиантов, возить их будет невыгодно: далековато. Но это не означает, что через 25 — 30 лет технологии не разовьются до такой степени, что ввоз ископаемых с Марса не станет экономически привлекательным. Кроме того, Марс — единственная планета Солнечной системы, где человек может худо-бедно существовать, которая теоретически колонизируема. В целях глобального выживания человечества это полезно, поскольку иначе один неудачно прилетевший на Землю астероид может покончить со всей человеческой цивилизацией. Нам-то, конечно, будет уже все равно, но для человечества в целом гораздо полезнее, если останется несколько десятков тысяч человек на Луне или Марсе.

В общем, освоение Марса — хороший проект, хотя вряд ли именно тот, который может стать национальной российской идеей. Для этого нужно нечто, дающее конкретные и быстрые результаты и непосредственно улучшающее жизнь человека. Наверное, прежде чем снова покорять космос — а я мечтаю о том времени, когда российские дети снова станут мечтать об этом, — нужно наладить что-то на Земле.

И на самом-то деле вполне ясно, что должно стать «нашим Марсом» и «нашими дорогами» на ближайшие 10 — 15 лет. В России катастрофический кризис рождаемости, население убывает пугающими темпами. Какие уж тут полеты на Марс — впору заподозрить, что нашу территорию зачищают под колонизацию марсиане!

Инвестируйте деньги в народ, живущий в стране! Разверните массовое строительство жилья, выдавайте квартиру семье при рождении первенца, погашайте половину стоимости за рождение второго ребенка, полностью гасите долг за третьего, за четвертого — предлагайте расшириться. Будет загружена и начнет развиваться строительная индустрия, появится стимул у людей рабочих профессий, вырастет рождаемость и закроются наконец-то «русские ножницы» — как называют статистики разрыв смертности и рождаемости в России.

Вот тогда родившиеся дети будут мечтать полететь на Марс. Может быть, не в 2030-м, а в 2050 году. А их родители построят новые космодромы и спроектируют новые ракеты.

Но важно, чтобы и космонавтам, и строителям космодромов было где жить. Чтобы они не вымерли и не обрели лукавый китайский прищур к 30-му году — отважные русские покорители Марса”.