Тайна смерти Ильи Муромца
На модерации
Отложенный
Поразительно, но о смерти первого богатыря Киевской Руси практически ничего официальные документы того времени не сообщают. Вообще создается впечатление, что чья-то рука преднамеренно уничтожиля всякую фразу о прославленном воине.
Объяснение этому факту может быть одно: имя простолюдина мозолило глаза родовитому боярству и опиравшимся на него князьям \"золотого века\" Киевской Руси. Поэтому оно и было вымарано из летописи как нежеланный и даже возмутительный прецедент головокружительного возвышения простого мужика.
Тем более, что захоронен он был в приделе главного храма Киевской Руси - Софии Киевской - великокняжеской усыпальнице (где и князей-то не всех хоронили). Бояре же о погребении в Софии Киевской и мечтать не могли, так как для них это была честь неслыханная!
Вероятно, по этой причине в позднее время гробница \"мужицкого боярина\" была разрушена, в то время, как гробница его \"товарища по часовне\" - сына древлянского князя Мала, Добрыни Никитича, - \"уцелела\". О сей знаменательной \"памяти\" со стороны власть предержащих в отношении неродовитого защитника \"Земли Русской\" сообщил в своих дневниках посол императора Священной Римской империи Рудольфа II Эрих Лясота, проездом побывавший в Киеве с 7 по 9 мая 1594 года, направляясь с дипломатическим поручением к запорожцам.
К тому времени заботу об останках легендарного человека взяла на себя Киево-Печерская лавра, где он покоится и поныне, в Ближних пещерах, под скромной надписью над гробницей \"Илья из Мурома\".
По церковному календарю день памяти Ильи Муромца, сына Ивановича 19 декабря по старому стилю, или 1 января по новому. Кстати, именно 1 января 1993 года на родине Ильи Ивановича, в селе Карачарове, торжественно установили икону \"преподобного Ильи Муромца\" (со вставленным в нее ковчежцем с частицей мощей богатыря, переданного в свое время Киево-Печерской лаврой) во вновь отстроенной церкви Гурия, Самона и Авива.
И именно благодаря архивным материалам Киево-Печерской лавры мы хотя бы приблизительно знаем даты жизни всенародно любимого ратника. В 1638 году в типографии лавры была напечатана книга \"Тератургима\" монаха Киево-Печерского монастыря Афанасия Кальнофойского. Автор, описывая жития святых лаврских угодников, уделяет несколько строк и Илье, уточняя, что богатырь жил за 450 лет до написания книги, то есть в 1188 году.
События тех далеких лет крайне драматичны. В 1157-1169 годах Киев стал ареной междоусобных конфликтов за право \"великого княжения\". Только за указанный период на киевском престоле сменилось 8 князей, в 1169 году стольный град был разорен Андреем Боголюбским (кстати, увезшим из Софии Киевской икону, известную сейчас как \"икона Владимирской богоматери\"), а с 1169 по 1181 год Киевом правили 18 князей, некоторые из них даже по нескольку раз. Вдобавок, в борьбу за великокняжескую власть вмешались половцы, совершившие в 1173 и 1190 годах опустошительные набеги на Киевские земли.
И при обследовании тела Ильи Муромца специалистами судебной медицины выяснилось, что былинный герой стал жертвой одного из таких набегов.
По версии Сергея Хведчени, произошло это печальное событие в 1203 году во время опустошительного набега на Киев объединенных войск Рюрика и половцев. Город тогда взяли приступом, Киево-Печерский монастырь и Софийский собор разграбили, большую часть столицы сожгли дотла. По свидетельству летописцев, \"такого разорения в Киеве дотоле не бывало\". К тому году богатырь на склоне лет принял монашество в Киево-Печерском монастыре, так что, вероятно, там и стал Илья по прозвищу \"Муромец\" при постриге - истинное его имя в церковных хрониках не сохранилось. И естественно бывший воин не мог оставаться в стороне, защищая символ древнерусского православия и свою обитель.
Проведенная уже в XX веке медицинская экспертиза мумифицированных останков героя показала, что, судя по его ранениям, он не стал легкой добычей врагов. На теле Ильи Муромца было обнаружено несколько ран, из которых серьезной оказалась лишь одна - на руке от копья, а роковой - тоже копейная, но в области сердца. Любопытно, но еще в 1701 году посетивший катакомбы Киево-Печерской лавры странствующий священник Иван Лукьянов отмечал: \"... видел храброго воина Илью Муромца в нетлении под покрывалом златым, рука у него левая пробита копием\". Другую рану на груди паломник не мог видеть из-за золоченого покрывала.
Медэксперты датировали останки с честью павшего в бою ратника XII веком, и по версии Сергея Хведчени временной период жизни Ильи Муромца с 1148 по 1203 годы.
С современной точки зрения, росту богатырь был чуть выше среднего - 177 см, но в XII веке такой мужчина считался великаном, (и даже спустя 350 лет после гибели Ильи Муромца, в 1584 году, проезжий львовский купец Мартин Грюневег был поражен \"мощами великана\" древнерусской истории).
Впрочем, телосложением Илья Муромец действительно отличался от обычных людей - он был \"ладно скроен и крепко сбит\" - \"косая сажень в плечах\", как говаривали в старину. Феноменальная сила богатыря передалась по наследству и его далеким потомкам - роду карачаровских селян Гущиных, которые вполне могли, как их великий предок, в прошлом веке сдвинуть груз, который был не под силу и лошади.
Анатомы отметили в поясничном отделе тела Ильи искривление позвоночника вправо и явно выраженные дополнительные отростки на позвонках, затруднявшие движение богатыря в молодости вследствие ущемления нервов спинного мозга. О том же, кстати, повествуют былины, отмечая, что \"тридцать лет сиднем сидел Илья и не имел в ногах хождения\". И только \"калики перехожие\" - народные целители - вправили Илье позвонки и отпоили целебным травяным отваром, благословив его на ратные подвиги.
Возраст былинного богатыря специалисты определили в 40-45 лет плюс 10 лет ввиду его специфического заболевания. По методу реконструкции мягких частей лица по черепу известного антрополога М. М. Герасимова ведущим специалистом в этой области, криминалистом и скульптором С. Никитиным был воссоздан скульптурный портрет Ильи Муромца.
Комментарии
Какое тогда отношение имеет Илья к былинным событиям времён правления кн.Владимира?Тот ли это богатырь?Или былины - это просто сказки?
"...гробница сына древлянского князя Мала, Добрыни Никитича, - "уцелела".
А вот тут ложная информ.Не было никакого древлянского князя Мала,а был раввин Малк.Сын его Добран (по еврейски Болтун,женское еврейское имя Дебора означает болтунья),в русском произношении Добрыня был воспитателем внебрачного сына Святослава - Владимира.Владимир же являлся племянником Добрыни,т.к. его мать Малка родная сестра Добрана.
Всё это есть в "Повести временных лет",где Владимир назван раббиничем (раввиничем).Т.о. древне"г-усский" князь Владимир был евреем,за что его отец Святослав не питал к нему ни любви,ни расположения.Так же Святослав не любил и торгашей новгородцев.Поэтому,когда те попросили у Святослава для себя князем Владимира,тот ответил:"Возьмите его.По вас и князь."
Заняв княжеский престол в Киеве,Владимир принял еврейско-хазарский титул кагана.
Как в старом анекдоте учитель ругался на Вовочку, что он всю физику к .ую сводит,
так и ты, "знаток" истории, всю историю к евреям...
Одного уровня с Вовочкой...
Но... видимо,какой уровень общения,таков и уровень знаний.
Есть классика русской истории от В.Н.Татищева, Н.М.Карамзина, через С.М.Соловьева и В.О.Ключевского и до историков XX века - Г.В.Вернадский, М.И.Артамонов, Л.Н.Гумилёв, А.Н.Сахаров, А.А.Зимин, Б.А.Рыбаков, Р.Г.Скрынников, Д.С.Лихачёв, С.А.Плетнёва.
И это только краткий перечень!
К твоему сведению в "Повести временных лет" слова "раббинич" нет. Есть робичич - сын работницы или рабы.
Так Рогнеда обозвала Владимира Святославовича при его сватании к ней.
И есть древлянский князь Мал, участвовавший в убийстве в 945 году деда Владимира князя Игоря Рюриковича.
Раввины и вообще евреи и иудаизм, к твоему сведению, в Киеве не котировались из-за враждебных отношений на протяжении длительного времени с Хазарией. Тем более после разгрома в 965 году Хазарского каганата Святославом, отцом Владимира.
Учись, студент...
========================
Ваши \"классики\" мелят чушь, а Вы им вторите!
Какого РАБА, если рабства на Руси в те времена НЕ БЫЛО !?
\"Историки\", блин, задрали уже вместе со своим Миллером и Ко.
По поводу \"Повести временных лет\".До нас дошёл только один вариант этой летописи,при Татищеве их было несколько.Да и написана она,только через несколько столетий после описываемых событий.Как известно тогда никаких архивов не было,следовательно сколько в ней правды,а сколько выдумки,неизвестно.Неизвестно по чьему заказу она писалась и почему остался только один,наиболее \"гладкий\" вариант
А евреев действительно не любили на Руси.Но как и сейчас они делали в ней погоду.До 1113 г.,когда после киевского погрома князья съехались на совет и установили:\"Ныне из всея Руссой земли всех жидов выслать ... и впредь не пущать,а если тайно войдут вольно их грабить и убивать.\" (Татищев.История Российская.) Поучительно.
А про студента вы опоздали.Был им лет 25 назад,истфак университета.
Да,и не стоит путать былинного ...
Вы хоть что-нибудь из перечисленных авторов читали?
А про то, что на Руси рабства не было, наверное, со школы запомнили.
Помнится, втолковывали нам эту чушь.
Но, в мое время, то были отголоски сталинской истории, которая нам рассказывала, что Россия – родина слонов.
Поэтому в сталинское время и не переиздавали классиков. Наверное, как и Вы считали, что они "мелят чушь".
Так поинтересуйтесь в интернете, если историю не осилили,
что за термины "холоп", "челядь", какими рабами торговали русские купцы
в Византии в IX-X веке, где они их брали?
А про классиков больше так не высказывайтесь, не смешите народ и не позорьте себя, знаток истории.
Это где же такие "университеты"? Не те ли, в которых Петрик учился?
"...рекомендую заглянуть за кулисы классической истории, пользуясь логикой и знаниями"(!!!)
Это какими знаниями? Откуда они получены, если классики не в счет?
Не из той ли антисемитской макулатуры, которой сейчас забиты прилавки.
Эх, ты, историк! Помолчал бы, может бы и за умного сошел...
Ну, так раббинич или робичич в "Повести временных лет"?
Давай ближе к конкретике.
Про Муромца, кстати, я вообще не упоминал...
Прошу прощения за ошибку.Специально заглянул в книгу:
"Даже в "Повести временных лет" Владимир - внук раввина Малка остался фигурировать как "робичич",т.е. "раввиныч",однако в последующих официальных историях России стал упорно переводится как "сын рабыни".(С.Ф.Плато́нов (1860 - 1933) — русский историк, академик Российской академии наук.)
Это какую книгу Платонова ты цитировал? Название, страница, либо интернетовская ссылка.
Ну, разве надо историку объяснять правила цитирования?
Кстати, ты не спутал историка С.Ф.Платонова с трепохвостом и антисемитом О.А.Платоновым, нашим современником.
У этого ты мог что угодно прочитать.
Ну, так давай ссылочку…
Нашел я в интернете ту помойку, с которой ты чЕрпаешь свои "знания".
Конечно, историк С.Ф.Платонов тут и рядом не сидел.
Никакие историки не могли сказать ту белиберду, какую ты пытаешься им приписать.
Как я и предполагал, источник твоих «знаний» антисемитские сайты типа "Нео-православие", "Узнай правду" и прочая интеллектуальная помойка.
Так что, разговаривать нам с тобой больше не о чем.
Историк ты наш, недоделанный…
Можно вспомнить отрывок из библии, как Иаков Исаву обманул. Или историю поражения царя Шумеров. Не случайно Сталин указывал Кагановичу на всю ту низость и подлость, которой гордится истинный еврейский народ. Что и заставило Кагановича переосмыслить свое отношение к этим традициям.
Что гробница его была разрушена - так по промыслу Божию: монаху лучше быть захороненным дома, при родной обители, где братия не забудут вовеки веков молиться об успших братиях.
Да и сами святые не забывают своего дома и помогают нынешним насельникам, что давно и многократно доказано реальными фактами.
Так помогает своей лавре преподобный Сергий Радонежский (говорят, что всей России, всему миру православному помогает: монахи каждые полгода меняют ему обувь - снашивает!)