Монопольная служба

На модерации Отложенный

Утро началось с прямой трансляции: Первый национальный канал украинского ТВ в течение нескольких часов показывал церемонию освящения Свято-Преображенского собора в Одессе. Патриарх Кирилл говорил долго, несмотря на жару. Это была даже не проповедь, а настоящая политическая программа. Глава РПЦ вспоминал о недавней русской истории, о том, как строили храмы, а в Бога не верили – и к чему все это привело. Вспомнил и о интеллигенции – \"прослойке\", погрязшей в неверии и забывшей о своей миссии...

Вечером опять видел патриарха – в программе Первого национального он осуждал Андрея Ерофеева и Юрия Самодурова за \"отсутствие любви к людям\". Поездка только началась. Прямых трансляций будет тоже немало, так что можно будет узнать много интересного о взглядах святейшего на прошлое и настоящее его страны и ее ближайших соседей.

Патриарх на Украине – совсем не то же самое, что патриарх в России. В России это уважаемый человек, появляющийся в собственной телевизионной программе и в выпусках новостей – по случаю религиозных праздников. Трудно представить себе, чтобы проповеди патриарха и его участие в религиозных событиях различного рода транслировались в прямом эфире Первого канала на протяжении нескольких дней кряду. На Украине так освещают поездку патриарха уже не впервые. Даже когда он приезжал в Киев еще во время президентства Виктора Ющенко, принадлежащий председателю Службы безопасности Украины Валерию Хорошковскому телеканал \"Интер\" подробно освещал его путешествие. После победы на президентских выборах Виктора Януковича политическая группировка, в которую входит Хорошковский, установила контроль над Первым национальным. И теперь патриарха показывают по государственному телевидению. При желании его может увидеть каждый житель страны - ведь даже в самом маленьком селе есть Первый национальный.

Кто-то скажет, что это несомненный прогресс – возможность для каждого верующего пообщаться со своим пастырем. Кто-то удивится исключительным возможностям московского гостя: на Украине миллионы прихожан Украинской православной церкви Киевского патриархата, Украинской автокефальной православной церкви, Украинской греко-католической церкви, протестанских общин. Я как-то плохо представляю себе, чтобы поездка киевского патриарха Филарета или главы греко-католической церкви кардинала Любомира Гузара освещалась в прямом эфире. Или, может быть, их прихожане какие-то неправильные христиане? Но ведь и митрополита Киевского и всея Украины Владимира украинские телеканалы своим вниманием не балуют – а глава УПЦ Московского патриархата один из самых уважаемых иерархов Русской православной церкви.

А все дело в том, что для украинских властей патриарх Кирилл – это такой православный Путин.

Утверждать, что они стремятся целовать ручку, было бы большим преувеличением. В окружении Виктора Януковича без восторга восприняли решение патриарха приехать на инаугурацию нового главы украинского государства, да и нынешнюю встречу святейшего с отдыхающим президентом Украины пришлось буквально продавливать. Но отказать нельзя – ни Кремлю, ни Чистому переулку. И Кирилл, искушенный политик, прочитавший за свою жизнь такое количество книг, какого его украинские, да и российские собеседники просто в глаза не видывали – пускай у них даже машин и домов больше, чем у кого-то книжонок, – использует эту невозможность отказать ради собственного утверждения на Украине.

А утверждение это ему действительно необходимо. В эпоху патриарха Алексия II Украинская православная церковь превратилась во вполне самостоятельный организм во главе с авторитетным митрополитом. Но новому патриарху вряд ли нужна такая самостоятельность – именно поэтому он стал частым гостем на Украине, именно поэтому обсуждает с украинскими прихожанами российские проблемы, а журналистам говорит о русском мире, не ограничивающемся границами Российской Федерации. Всегда интересно – кем еще хочет стать человек, который уже стал патриархом? Оказывается – главой этого самого русского мира, мэром Китежа. Но для осуществления этой задачи быть просто московским патриархом недостаточно – нужно быть еще и главой Украинской церкви. Когда патриарх Кирилл в одиночестве взойдет на историческую кафедру киевских митрополитов в соборе святой Софии, это уже будут не просто слова о русском мире - это будет демонстрация того, кто действительно должен служить в первом великом храме Руси. И этот знак увидят все – и киевский митрополит, и священники, и прихожане.

Только не станет ли осуществление новой большой патриаршей задачи прологом к новому расколу? Ведь за последние десятилетия на Украине сформировался целый слой священников и мирян, желающих жить в мире с Русской церковью – но не под непосредственным руководством ее патриарха. Эти люди надеялись на то, что рано или поздно в стране появится своя каноническая православная церковь – не во вражде с Москвой, а с согласия Москвы. Сейчас им приходится признать, что такие надежды тщетны. Патриарх проходит по Украине как хозяин – и он никогда не допустит появления церкви, способной стать еще одним большим центром православия. Кириллу проще жить на Украине в специально создаваемых патриарших резиденциях, чем согласиться с самостоятельностью УПЦ, – тем более что это будет жизнь, щедро освещаемая прожекторами Первого национального.