Гаити: полгода спустя
На модерации
Отложенный
На родине культа вуду возрождается рабовладельческое общество.
В середине января этого года землетрясение магнитудой в 7 баллов по шкале Рихтера практически полностью разрушило Гаити, первое в мире государство, образованное в ходе восстания рабов. Стихийное бедствие унесло жизни сотен тысяч гаитян, а миллионы оставило без крова и средств к существованию. За последние шесть месяцев страна стремительными темпами возвращается к общественному строю, который можно назвать чем-то средним между первобытно-общинным и рабовладельческим обществом.
«На протяжении тысячелетий рабство являлось частью африканской культуры. Ряд западноафриканских стран, откуда вывозились рабы на Гаити, до сих пор строят общественные отношения отчасти по принципам рабовладельческого строя, – утверждает исследователь Андивон Риви (Andyvon Riwi). – Неудивительно, что и гаитяне продолжают традиции своих предков». Отметим, что более 90 процентов девятимиллионного населения Гаити составляют потомки рабов, вывезенных из Африки в XVI – XVIII веках.
По оценкам исследователей, каждый десятый гаитянин – раб в прямом смысле этого слова. Подавляющее большинство рабов – дети, потерявшие родителей в результате землетрясения. Предпосылки для возвращения к массовому рабству в стране возникли задолго до стихийного бедствия. По сути, 200-летняя история Гаити – это не прекращавшийся путь назад, деградация европейской рабовладельческой колонии в примитивное общество наиболее отсталых племён Африки. Единственный период, когда гаитяне вступили на путь цивилизованного развития, была оккупация страны американцами, продолжавшаяся с 1915-го до 1934 года. Практически вся инфраструктура страны, включая мосты и каналы, а также система образования и здравоохранения были созданы в эти годы.
Даже в относительно сытые моменты гаитянской истории «лишних» детей было принято отдавать более богатым семьям, где, нередко доведённые до голода, они становились личной вещью новых хозяев. Понравившегося ребёнка можно было выторговать у матери прямо на улице. В городах на границе с Доминиканской республикой детей продавали даже на рынках. В прошлом средняя цена за ребёнка составляла 50 – 60 евро, теперь же их отдают почти задаром.
Число детей, готовых отдаться в рабство, в настоящее время значительно превысило возможности потенциальных рабовладельцев. Экономика страны ещё пребывает в шоковом состоянии, поэтому даже спрос на бесплатную рабочую силу как никогда низок. Те, у кого в прошлом была власть и деньги, теперь виртуозно присваивают себе гуманитарную помощь, которую западные страны продолжают оказывать пострадавшему государству. Цена детского труда недотягивает и до буханки хлеба, присланной из-за границы. Многие дети, которым не нашлось места в уцелевших хозяйствах, объединяются в шайки и живут по законам дикой природы.
«Мне трудно представить себе будущее этой страны, когда я вижу столько бездомных детей, – говорит сотрудница гуманитарной миссии в Гаити Лимие Лави (Limy Lavi). – Для взрослых гаитянский ребёнок – не человек. Это раб, предмет и даже мусор». В гаитянском обществе, живущем по правилам культа вуду, уже назревают революционные настроения. Наблюдатели полагают, что ещё несколько лет, и в стране произойдёт восстание рабов, которое разрушит Гаити не меньше, чем январское землетрясение. Так что различные неправительственные организации уже сейчас могут готовить новые программы по сбору и освоению гуманитарной помощи, а правозащитники критиковать всех тех, кто утверждает, что несостоявшееся государство Гаити нуждается в международном вмешательстве во внутренние дела страны, вплоть до наведения порядка военным путём.
А ведь могла получиться Канада…
Территория современного Гаити вплоть до революции 1804 года представляла собой наиболее развитую европейскую колонию в Латинской Америке. Число французских эмигрантов составляло более 40 тыс. человек, когда всё население Канады в то же время не превышало и 60 тыс. Остров торговал сахаром, кофе и краской индиго, используемой для покраски джинсовой ткани. Позднее в недрах Гаити были обнаружены залежи золота и серебра.
Следует отметить, что, несмотря на бесправное положение африканских рабов, их товарищам по судьбе, оставшимся в Африке, жилось ничуть не лучше. Вожди африканских племён продавали французам лишь тех, кого сами за людей не считали. На обоих континентах рабы вели ничтожное существование, умирая от голода под жарким солнцем Африки или во время непосильного труда на американских плантациях.
Тем не менее отзвуки эпохи просвещения понемногу достигали и далёких берегов Гаити. К примеру, вождь революции Туссен Лювертюр (Toussaint L’Ouverture), родившийся в середине XVIII века, ещё в раннем детстве научился читать и писать, а также имел доступ к популярным просветительским изданиям того времени. «На протяжении всей своей жизни он, являясь рабом, занимался самосовершенствованием. Его знания и сила духа сделали его одним из самых выдающихся лидеров всех времен», – пишет Рит Носотро (Rit Nosotro) в книге «Освободитель Гаити».
Таким образом, гаитянскую революцию следует связывать не только с бесправным положением рабов на острове, но и с массовым развитием просвещения. Лидеры восстания, вдохновлённые идеалами Французской революции и обученные колонистами военному искусству, сражались не против белых и не за возрождение традиционного африканского общества, а за «свободу, равенство, братство». В итоге, однако, победил культ вуду.
Комментарии