Новый запрет Онищенко

На модерации Отложенный

Российским властям выгодно не запрещать молдавское вино, а стращать вероятным запретом. Скорее всего, за отпущенные две недели молдавские виноделы сумеют «исправиться».
Главный санитарный врач России Геннадий Онищенко пообещал закрыть границы России для вин из Молдавии через две недели, если молдавская сторона не ужесточит требования к качеству производимых в стране вин.


Несмотря на всю жесткость сделанного Геннадием Онищенко заявления о возможности запрета на импорт молдавских вин, мне все равно не очень верится, что угроза реальна. Судите сами: несколькими днями ранее Геннадий Онищенко выступил с немного другими заявлениями – о том, что все происходящее с молдавскими винами сейчас все же находится в сфере политики. Но, видимо, его наверху поправили, и он выступил с противоположным заявлением. Все же Геннадий Онищенко не настолько самостоятелен в решении подобных вопросов, как может показаться непосвященному человеку.

Посмотрите на хронологию всех запретов, которые случались за последние полгода: они происходили как раз на фоне встреч на высшем уровне – между министрами, премьерами, президентами и так далее. Думаю, что на самом деле молдавской стороне сейчас к этой проблеме нужно подключать международных экспертов по вину. Какие проблемы, если практически все те же вина, что продаются у нас в России, импортируются Молдавией и в другие страны мира, к примеру, идут в Белоруссию, где контроль гораздо жестче? Почему бы помимо слов Геннадия Онищенко не привести мнение международных экспертов, чтобы снять все вопросы? Но почему-то молдавские производители до сих пор не привлекают в качестве арбитров независимых экспертов. Думаю, что они всего лишь не хотят нагнетать обстановку, злить и дополнительно провоцировать Онищенко. Ведь иначе получится публичное признание на весь мир некомпетентности нашего главного санитарного врача. Но рано или поздно им придется это сделать.

Момент, конечно, весьма и весьма серьезный для молдавских производителей. Ведь российский рынок для них остается главным, и предыдущий запрет на импорт в Россию привел к очень тяжелым последствиям для страны. В 2005 г. виноделие и виноградарство давало 25% в бюджет Молдавии, а сегодня только около 6%. За это время объем производства вина в Молдавии упал примерно в 2,5–3 раза. И я понимаю, почему они сейчас не готовы воевать, а хотели бы выйти из сложившейся ситуации с наименьшими потерями.



Правда, как выходить, если сам Онищенко ведет себя, по меньшей мере, странно? Как реагировать, когда глава ведомства заявляет на всю Россию, что молдавскими винами нельзя даже красить заборы? Такое, как минимум, – не достойно руководителя ведомства. Кроме того, все претензии Геннадия Онищенко попадают в нашу прессу раньше, чем к официальной молдавской стороне. И наконец, как можно исключить из переговоров официальных молдавских лиц, которые как раз и обеспечивают контроль за качеством продукции в Молдавии, перекладывая эти функции непосредственно на бизнес. А при чем тут бизнес? Ведь экспорт – это не только деловая среда, это вопросы государственного регулирования.

Берут сомнения и насчет вредных химических веществ, найденных в вине. Молдаване же говорили, что в их минеральной воде, которая поставляется на наш рынок, содержание этого пресловутого дибутилфталата больше, нежели в их вине.

Но возвращаясь к вопросу реальности угрозы запрета на импорт молдавских вин, замечу: если бы Онищенко самостоятельно принимал решения, то, наверное, такой исход был бы вполне вероятен. Но поскольку он говорит то, что ему разрешают или рекомендуют, то, скорее всего, ничего не изменится.

Почему я не верю в то, что на самом деле российские границы закроют для молдавских вин? Россия собирается вступать в ВТО, уже к концу сентября этого года должны быть достигнуты какие-то договоренности. На днях в Грузии выступал заместитель руководителя госдепартамента США, который сказал, что вопрос вступления России в ВТО однозначно будет связан и с решением по ввозу продукции из Грузии, которая продается во всем мире, но российский Роспотребнадзор ее не пускает. Думаю, что и в случае с молдавскими винами вопрос стоит аналогичным образом. Пока вопрос не решится, никто всерьез не будет рассматривать членство России в ВТО. Поэтому нам сейчас не стоит нагнетать ситуацию с запретами на импорт.

С другой стороны, России выгодно затягивать процесс: к вступлению в ВТО мы сейчас не готовы, есть еще и Таможенный союз, который никому не нужен. Скорее всего, Онищенко будет периодически выступать и стращать, не доводя дело до реальных запретительных мер. А может быть и так, что за эти две недели Роспотребнадзор признает, что молдавская сторона успела навести порядок.