И материнство, и капитал
На модерации
Отложенный
В России к работающим мамам отношение неоднозначное. Сами женщины часто испытывают чувство вины, оставляя ребенка с няней или в саду, да и общество осуждает тех, кто много времени посвящает работе. Согласно данным ВЦИОМ, 81% российских женщин считают, что одновременно заниматься семьей и делать карьеру очень трудно. Психологи говорят о комплексе «плохой матери»: она постоянно мучается угрызениями совести из-за того, что не уделяет ребенку достаточно времени. Перед нами истории трех женщин, которые не стали делать выбор между семьей или работой, а нашли баланс между профессией, творчеством, детьми и семьей.
Ольга Сорокина, партнер компании AGA Management, руководитель международно-правовой практики, 7 детей
В дорогой московский ресторан, где швейцары чинно открывают гостям двери, с шумом врывается семья — у мамы на руках двухлетняя девочка, папа идет за руку с двумя сыновьями, за ними следом — еще два парня и две девушки. Семья вышла на традиционный воскресный бранч.
Воскресенье — особый день для Ольги Сорокиной: никакой работы, все время посвящается детям — завтрак, аттракционы, совместные походы, гости. Вот и сейчас Ольга первым делом заказывает завтрак старшим, а с младшими идет в игровую комнату, где трехлетний Артур, пятилетний Марк и маленькая Ева моментально бросаются играть с клоуном. Сегодня Ольга — просто многодетная молодая мама, а завтра снова выйдет в офис. Ольга Сорокина — партнер и руководитель международной правовой практики AGA Management, ведущей компании в области правового и налогового консультирования, в которой она занимается сопровождением комплексных международных сделок по купле-продаже активов, руководит проектами в горнорудной отрасли, металлургии, ритейле, девелопменте, реализуя сделки в сотни миллионов долларов.
В резюме Сорокиной за каждой строчкой о профессиональном росте, новой руководящей позиции идет фраза о рождении нового ребенка. Первую дочку Ольга родила в 18 лет, еще во время учебы в университете в США. В 24 года, на момент получения диплома с отличием в МГЮА у Ольги было уже четверо детей, три иностранных языка, опыт консультационной работы в сфере международного права, в том числе и в Европе, и предложения о работе от ведущих западных компаний и банков. В течение нескольких лет Ольга занималась налоговым планированием и структурированием частных активов для состоятельных лиц, а после рождения пятого ребенка начались перемены. Ольга рассталась с мужем и сменила место работы, придя на руководящую позицию в AGA Management. Далее был второй брак, от которого у Ольги родилось еще двое детей — и так в 34 года она оказалась успешным руководителем компании и мамой семерых детей.
Причем, похоже, она и сама этому до сих пор удивляется: «Помню, в 16 лет я хотела одного ребенка, мальчика, и видела свою жизнь в активной, интересной работе», — вспоминает Ольга. Но оказалось, что успех в бизнесе и большая счастливая семья — совместимые вещи.
«Многие женщины в России считают, что дети усложнят их жизнь, поэтому боятся рожать», — говорит она. «А я очень рано поняла, что дети — лучший стимул для собственного развития и для успешной карьеры. И не знаю, что бы было, будь у нас один-два ребенка. Возможно, так и жили бы с мужем в небольшой двухкомнатной квартире». А когда появляется третий, четвертый ребенок, уже сложно укладываться в обычные стандарты — нужно и другое жилье, и другие возможности для обучения, развития детей, отдыха, путешествий.
И наоборот, успешная карьера и профессиональный опыт, в свою очередь, помогают в организации собственной семьи. По мнению Сорокиной, тут применимы все бизнес-процессы: тайм-менеджмент, делегирование и контроль. Ольга не готовит, не убирает, не гладит, не стирает и за счет этого экономит очень много времени. «Есть люди, которые это сделают лучше меня». Главное — дарить детям качественное время, давая им то, что не сможет дать никто другой, — нежность, внимание, ласку. Мама нужна, чтобы выслушать, поговорить, обнять, на это Ольга всегда готова тратить время, и с учетом этого выстроена вся рабочая жизнь Ольги. Работа находится в десяти минутах от дома, и Ольга не тратит времени на пробки. Утром провожает старших в школу, после занимается малышами — кормит их, играет, читает. Ближе к 12 уходит на работу, если нет утренних встреч, и возвращается уже поздним вечером — чтобы уложить спать маленьких, проверить уроки у старших и успеть обсудить с ними прошедший день.
Отчасти из-за этого Ольга отказалась от долгих командировок. «Летать приходится часто — в Лондон, в Швейцарию, но стараюсь управляться одним днем или в крайнем случае с одной ночевкой».
В семье только одна няня — она занимается младшими, работая по будням, и уходит, когда возвращаются домой мама или папа. С воспитанием детей очень помогает старшее поколение. «Мы с мужем очень благодарны нашим родителям за то, что они не жалеют сил, энергии и времени на внуков, при этом всегда считаются с позицией родителей, это довольно редко встречается сейчас».
Важно отметить, что Ольга выбрала не просто путь работающей мамы, а очень непростой бизнес. Отвечать за реализацию сделки размером $1 млрд и консультировать владельцев по управлению активами, полученными в результате таких сделок, — задача непростая. Ольге приходится структурировать сделки и личные активы лицам из списка Forbes — это предполагает высочайший уровень доверия с их стороны и понимания с ее стороны. Самое интересное, что многие бизнесмены советуются не только по бизнес-вопросам, но и по поводу школ для ребенка, решения семейных конфликтов, а также спрашивают, как уговорить жену еще на одного-двух детей.
Многодетную мать удивляет мнение многих, что детей можно рожать, только если можешь позволить себе это материально. «Кто определяет норму — минимум/максимум достатка?» Она вспоминает подругу из Монако, которая говорит, что не может позволить себе второго, и считает Ольгу неблагоразумной, так как та возит детей не на личном самолете, а регулярными авиалиниями, подвергая их риску. «Меня раздражают фразы, что лучше родить одного и дать ему все самое лучшее, — и в самом деле раздражается очень спокойная и уравновешенная обычно Сорокина, — чем родить много некачественных. Я не считаю, что «качество детей», качество воспитания или образования зависит от количества детей. Здесь совсем другие причины, лежащие вне материальной сферы».
Cами дети Сорокиной тоже так не считают. И на вопрос, каково это — жить в такой большой семье, старший сын Ваня говорит: «Круто, весело, больше таких семей, как у нас, ни у кого нет».
Воспитанием детей Ольга занимается очень ответственно: были дорогие частные школы и бесплатные государственные, домашнее образование и учеба в Англии. А если есть вопросы к старшим детям в отношении учебы или поведения, то их летом могут отправить в трудовой лагерь или в скит на месяц — вместо отдыха за границей: «Дети должны понимать, что жизнь бывает разной». Хотя обычно отпуск проводят всей семьей. «Мы очень много ездим и любим путешествия. Даже пятилетний Марк посетил уже пару десятков стран. Иногда уезжаем без детей, как правило в Европу на выходные, проводить время вдвоем тоже очень важно».
«Конечно, дети — это много переживаний, — признает Ольга. — И наверное, у меня болит сердце чаще, чем у среднестатистической мамы. Дети часто болеют, Святослава в детстве ударило током, Марка долго выхаживали в реанимации после родов, младшие невероятно энергичные и неугомонные, старшие вечно теряют мобильные телефоны, задерживаются и не звонят, но все это можно пережить».
Единственное, на что не хватает времени, — это собственные интересы. Раньше удавалось читать, заниматься танцами, фитнесом, плаванием. Сейчас это уже сложно. В салоне красоты Сорокина была всего один раз в жизни — перед второй свадьбой. Впрочем, ее это не особенно беспокоит: «Конечно, мне немного не хватает времени на себя, но та степень счастья, которую я получаю от детей, не сравнится ни с чем».
Ирина Глик, владелица, генеральный директор и арт-директор дизайн-бюро «Геометрия», 5 детей
Самое тяжелое — это дорога от дома до офиса, она занимает не меньше часа. Правда, за это время Ирина Глик успевает собраться: «На одном светофоре причесываюсь, на другом — делаю макияж».
Дома Ирине Глик, создательнице дизайн-студии «Геометрия», все это успеть сложно: у нее пятеро детей, а младшей дочке Еве всего четыре месяца. Они с мужем живут за городом, и оттуда Ирина ездит в бюро на Кутузовский проспект. Пока что рабочий график приходится подстраивать под кормления младшей дочери и возвращаться домой к шести часам.
Ирина Глик стала дизайнером не сразу — до этого она окончила университет, успела поработать два года в Департаменте консульской службы МИД и отправиться на работу в Гамбург, где и увлеклась дизайном.
Позднее, в 1994–1996 годах окончила курсы дизайнеров при МАРХИ и в «Школе дизайна» и в 2003 году с нуля создала дизайн-студию «Геометрия» и дизайн-бюро Geometry-design. За семь лет студия стала одним из самых важных игроков на рынке, у нее серьезная репутация. Бюро неоднократно выигрывало различные премии, среди главных клиентов — группа ресторанов Аркадия Новикова и cеть ресторанов «Академия». В своей студии Глик — и руководитель, и главный арт-директор. Всего в компании работают 20 человек, много внештатных дизайнеров. Но и первое, и последнее слово в любом проекте всегда за Глик. Серьезные проекты она не отпускает, контролирует все мелочи. Причем бизнес требует «включенности» 24 часа в сутки и на разных уровнях: и переговоры приходится проводить с важными людьми, и пуговицы выбирать на диван. Иначе не будет результата, за который отвечает сама Глик. Она мечтала бы построить идеальный бизнес, чтобы он работал, пока хозяин отдыхает. Но так не бывает.
А параллельно с ростом бизнеса увеличивалась и семья Ирины. Сейчас Ирина делит своих детей на старшую и младшую группу. Старшему сыну Мише 14 лет — и это уже серьезный молодой человек, который собирается в следующем году уехать на учебу в Англию. Дочкам Ане и Маше — 12 и 9 лет. А младшие — это Саша, которому почти два годика, и пятимесячная Ева. Первые трое родились, когда студия только создавалась, а младшие появились, когда бизнес был уже успешен. Зато старшие теперь прекрасно понимают, куда пропадала мама, пока они были маленькие, и где она работала. Ирина показывает им статьи в журналах, водит в рестораны — и дети гордятся.
«Иногда я переживаю, что недодала старшим чего-то, ругаю себя за то, что не уделяла им достаточно внимания, когда они были маленькими, когда только развивался бизнес», — рассказывает Глик, а потом смотрит на детей и понимает, что нет, все в порядке. «У меня замечательные дети, — с гордостью говорит Ирина Глик. — Умные, увлеченные, воспитанные. Какой бы ни был бизнес, дети для меня приоритет. И я не та мама, которую дети видят только по выходным недолго».
При этом бизнесом она тоже не жертвует. Все беременности Глик до последнего дня провела на встречах и стройках. В дизайнерском бизнесе никого не волнует, что арт-директор в декрете, сроки сдачи, аренды от этого не изменятся. «Приходится концентрироваться», — говорит она.
Поэтому сконцентрированный рабочий день Глик выглядит примерно так. Подъем в семь утра, кормление дочки, потом Ирина обязательно готовит завтрак старшим детям и отправляет их в школу — все это она называет «маминым утром». Потом она уезжает на работу, чтобы вернуться часам к шести — это семейное время, когда можно и проверить уроки, и повоспитывать, и поиграть. В 21:30 малыши ложатся спать — Глик сама их купает, укладывает. И тогда начинается рабочее время, когда можно спокойно посидеть за компьютером, подумать над проектами. В выходные дни Глик становится полноценной мамой, в это время у малышки нет няни, и Ирина сама гуляет, кормит, играет. Но признает, что совмещать ребенка и работу одной — совершенно нереально. И дело не только в нянях и самоотверженных бабушках-дедушках. «Без понимания и поддержки мужа ничего не сделать — это самое важное», — говорит Глик.
И конечно, она устает, не высыпается (сейчас ночью приходится по 2–3 раза вставать к малышам, кормить). «Но чтобы отдохнуть физически, выспаться, достаточно одного-двух дней, а морально — надо просто уметь переключаться. И раз уж впряглась в эту историю, то не надо жаловаться», — рассуждает Ирина.
Она уверена, что если все хорошо организовать, то неважно, один ребенок или пять. Для женщины все равно именно дети важнее всего. «Если к определенному возрасту ты создал успешный бизнес, а надежного тыла нет, то зачем тогда весь этот бизнес?» — спрашивает Глик. И будто сама себе отвечает: «Мои дети — самый мой успешный, важный, удачный проект и лучшее вложение».
Ольга Кавер, генеральный директор рекламной группы Kaver Group, бизнес-тренер, кандидат экономических наук, 5 детей
Когда говорят, что дети мешают карьере, Ольга Кавер, владелица рекламного агентства, создательница нескольких успешных сайтов, тренер личностного роста, начинает спорить. Она уверена, что это не так, что дети только помогают. Сама Ольга — мать пятерых детей, и каждый ребенок сподвиг ее на что-то новое.
С первым сыном 19-летней Ольге стало скучно просто сидеть дома, и она решила получить второе высшее образование по экономике. Со вторым в «кенгуру» написала кандидатскую диссертацию по макроэкономике. Третьей родилась дочка Каролина в 2004 году. И в том же году Ольга открыла интернет-магазин детских товаров, который успешно продала в 2007-м. Когда родился еще один сын, Кавер снова захотелось чего-то нового. Она открыла рекламное агентство и занялась изучением технологий продвижения сайтов в интернете, контекстной рекламы. «Видимо, девять месяцев выращивания мужчины не проходят бесследно, — шутит Кавер, — тянет к железкам, комьютерам и интернету». C пятым ребенком (ему сейчас два года) Ольга снова сменила род деятельности и начала заниматься бизнес-тренингами. Во время беременности 10 раз летала в командировки, Вася еще в животе прослушал около 20 тренингов. Сейчас Ольга вместе с психологом Юлией Свияш открывает психологический центр материнства и детства.
«Когда ты все успеваешь? Как тебе удается быть мамой пятерых детей и работать генеральным директором и тренером?» — эти вопросы Ольге задают чуть ли не каждый день. И она решила ответить сразу всем — так появились тренинги «Выбор женщины: как успешно сочетать семью, карьеру и себя?», «Хочу ребенка: как быть, когда малыш не торопится?», «Разумная беременность» в Центре позитивной психологии Александра Свияша «Разумный путь». Все они о том, как не испытывать чувства вины перед ребенком за то, что тоже хочешь реализоваться.
В квартире Кавер постоянно живет и работает одна няня — помогает с младшим Васей. Впрочем, когда мама дома, няня помогает по хозяйству, а не с детьми. Отводят детей в сад и школу чаще всего Ольга с мужем, вместе помогают им с уроками. Кормит детей, укладывает их спать Ольга сама, а когда работает в кабинете — там обязательно болтаются и все младшие: то Каролина принесет показать рисунок, то Степа прибежит поиграть на компьютере.
«У нас дома — детский сад и школа», — с улыбкой говорит Кавер. Сейчас она пишет книгу (правда, только по ночам), ведет тренинги и продолжает заниматься рекламной группой. Ее график расписан на месяцы вперед. Но и на детей время остается. После дня тренинга Ольга обязательно остается на целый день дома с детьми.
Она уверена, что бизнес не помеха, в декрете можно запросто зарабатывать деньги — главное, не лениться. Кавер дважды увольняли во время беременности, причем с позиций топ-менеджера (директора по маркетингу и генерального директора) — собственники предприятий не видели многодетную женщину на высших руководящих позициях. Поэтому она и начала свой бизнес. И в своем рекламном агентстве особенно лояльна к беременным женщинам и молодым мамам.
«Хочется, чтобы рожали больше, не оглядываясь на стереотипы, — объясняет свою позицию Кавер. — Я хочу изменить отношение к многодетным семьям».
Для многих, по ее мнению, многодетная мать — полная женщина, которая не следит за собой, не самореализуется, живет исключительно интересами своих детей. Но сама же Ольга — доказательство обратного: стройная, красивая 35-летняя женщина, востребованный тренер и гендиректор компании, кандидат экономических наук, знает три иностранных языка.
«Мама должна быть счастливой — это прежде всего передается детям», — уверена Ольга. И точно знает, что ее дети не чувствуют себя ущемленными.
Правда, муж Ольги, глава издательского дома Иосиф Кавер, не сразу привык к такой активности жены — он хотел, чтобы она готовила, гладила рубашки и сидела дома с детьми. Впрочем, он знал, на ком женился: когда они встретились, Ольга уже была гендиректором компании, занимающейся наружной рекламой.
«Есть стереотип, что мама должна быть с ребенком 24 часа в сутки, но важно не количество, а качество проводимого вместе с ребенком времени, — рассуждает Кавер. — С рождением ребенка у меня не отнимается право быть самой собой, право на самореализацию и саморазвитие. Нужно ли ребенку присутствие мамы 24 часа в сутки? Грудному ребенку, конечно, да, но, когда ему уже год, надо вспоминать о себе и о своих желаниях».
Откуда только силы? «Как откуда? — улыбается Кавер. — Дети — мои батарейки, все они меня заряжают, это же целых пять батареек».
Комментарии
i