Как поступить в Петербургский госуниверситет по письму

На модерации Отложенный

Петербургский государственный университет нашел новый способ борьбы с коррупцией. Вуз вывесил на своем официальном сайте обращение депутата Государственной думы от Северной Осетии с просьбой о помощи в поступлении одной из абитуриенток — жительнице республики. В вузе говорят, что подобных ходатайств только в этом году поступило около 200. Отныне они будут доступны для общественности.

Письмо на официальном бланке Госдумы России за подписью зампреда комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками, депутата четвертого и пятого созывов, двукратного Олимпийского чемпиона по вольной борьбе Арсена Фадзаева поступило на имя ректора СПбГУ Николая Кропачева 12 июля 2010 года. «В период финансово-экономического кризиса, пошатнувшего социально-экономическую обстановку и вызвавшего социальную напряженность, ...(Госдума) стремится максимально поддержать детей из малообеспеченных семей, успешно окончивших средние образовательные учреждения, являющихся перспективными и характеризующихся положительно...» — объясняет свое обращение депутат.

Далее Арсен Фадзаев просит ректора университета оказать содействие при поступлении юной жительнице Северной Осетии на медицинский факультет СПбГУ. Как сообщил «Фонтанке» помощник депутата, в Госдуму постоянно обращаются жители регионов страны. Причем большинство справляется о, казалось бы, для многих очевидных вещах: как и куда подавать документы, в какие сроки, каковы проходные баллы.

«У нас есть критерий отбора: мы никогда не просим за тех, кто набрал меньше чем 200 баллов за Единый государственный экзамен. В противном случае это будет неэтично. У некоторых и по 260 баллов. Они бы и сами прошли, но боятся. Люди приходят в общественную приемную, пишут заявления на имя депутата, он не отреагировать не может. […] Иногда мы просим за ребят из многодетных семей. Если в доме 7 — 8 детей и прожиточный минимум вообще никакой», — заявил «Фонтанке» один из помощников Арсена Фадзаева. […]

Как сообщили «Фонтанке» в пресс-службе вуза, просьбы об оказании содействия в поступлении абитуриентов к ректору СПбГУ поступают регулярно. Авторами выступают в том числе должностные лица, представители различных органов власти. По предварительным оценкам, только в эту приемную кампанию поступило около 200 обращений. […]

В качестве антипода истории девушки из Северной Осетии можно привести еще одно обращение, опубликованное на сайте Петербургского государственного университета.

19 ноября 2009 года на имя Николая Кропачева поступила весьма оригинальная просьба от коллеги, президента Дагестанской государственной сельскохозяйственной академии Магомеда Джамбулатова. Ученый ходатайствовал о помощи своей племяннице, желавшей пройти обучение в ординатуре стоматологического отделения медицинского факультета. Проблема была в том, что абитуриентка, видимо, слишком поздно подала документы: «Прошу Вас оказать содействие в ускорении решения вопроса формирования дополнительного набора 2009 года, что является обычной практикой», — просил ее дядя. Ответ тогда дал проректор по учебе СПбГУ Николай Каледин: сославшись на нормативные акты и начало учебного года с 1 сентября, он предложил подать документы через год.

Кстати, подобные способы поступления для нашей страны не новы. То же самое было в советское время. Александр Уралов, с 1975 по 1987 год являвшийся заместителем председателя приемной комиссии совета ректоров вузов Ленинграда, рассказал «Фонтанке» историю, замечательно характеризующую то время:

— На имя первого секретаря Ленинградского обкома партии Бориса Ивановича Аристова приходит письмо на бланке Министерства черной металлургии: «Прошу Вашего содействия по оказанию помощи грузинским юношам и девушкам по поступлению в институты города Ленинграда». Дальше шел список фамилий и институтов. Все фамилии грузинские, а вуз в основном один — это Первый мед. Подписал письмо замминистра Яков Брежнев — младший брат Леонида Ильича. Такое же письмо пришло на имя секретаря Горкома по идеологии Татьяне Ивановне Ждановой. Получив письма, после небольшого тягостного совещания, наши вожди деликатно отослали их в ЦК КПСС, с корректно сформулированной просьбой разъяснить правомочность подобной просьбы.

Номер у Брежнева не прошел. После чего в Ленинград с той же целью приехал известный многим лоббист и всемирно знаменитый герой Мелитон Кантария. В конце 70-х он был уже депутатом Верховного Совета Абхазии, а до этого — депутатом Верховного Совета Грузии. Его же чуть понизили за лоббизм. Мне он протянул визитку, на которой было написано — «Мелитон Кантария. Водрузивший Знамя Победы над Рейхстагом». Вопросы есть? В отделе горкома по науке и учебным заведениям двери на ключ закрывали при его появлении. Выгнать было невозможно. Его побаивались. Он был неприкасаемый, но отвергаемый. Всем было понятно, что происходит. Кантария из Рейхстага выжимал максимум. И правильно делал.