Первый случай политической цензуры в Facebook

На модерации Отложенный

Похоже, что полномочия отечественных «компетентных» органов распространяются далеко за пределы российского государства. «Большой брат» следит за отдельными гражданами и на просторах Всемирной Сети. Как сообщили на днях адвокаты Игоря Изместьева, администрация международной социальной сети Facebook, не вдаваясь в излишние объяснения, заблокировала аккаунт бывшего сенатора от Башкирии. Формально, нынешнее положение Изместьева, заключенного по надуманному предлогу в следственный изолятор, не может служить поводом для таких действий. Тем не менее, сам факт ограничения доступа к социальной сети говорит о ползучем проникновении цензуры в некогда самую свободную область человеческого общения.

Конечно, прямо говорить о давлении российских правоохранительных органов на руководство Facebook пока не приходится. Администрация этой социальной сети оставляет за собой право в любой момент заблокировать аккаунт любого пользователя. Чтобы выяснить причины блокировки, зачастую приходится ждать по нескольку месяцев. Иногда, как отмечают российские и зарубежные эксперты, этот процесс заканчивается ничем, а потому опальным клиентам приходится регистрироваться в социальной сети заново. Конфликтная комиссия социальной сети снисходит до объяснений только после публичного скандала. Но и в этом случае, повод блокирования аккаунта выглядит, мягко говоря, надуманным. К примеру, техноблогера Роберта Скоубла, автора NY Times - Джоэла Комма, Dark Angel\'а - человека, который официально сменил имя и фамилию на никнейм Dark Angel, а также маленького мальчика Ласло Штайна заблокировали навсегда без объявления официальной причины, но после шума в прессе пообещали «разобраться». Алисия Истанбул лишилась аккаунта, действовавшего с 2007 года, из-за того, что ее фамилия совпадала с названием турецкой столицы. Скандал, развернувшейся в англоязычном секторе Сети, все же заставил представителя Facebook Барри Шнитта принести Алисии глубочайшие извинения.

Зато перед сотнями итальянских участников социальной сети, пострадавших в результате мониторинга итальянскими спецслужбами дискуссионных групп Facebook,так никто и не извинился.

По официальной версии, власти Италии занимались в социальной сети поиском следов мафии. Тот факт, что в результате этого достоянием чиновников стали конфиденциальные данные множества ни в чем неповинных людей, администрацию Facebook взволновал только после очередной «утечки», которая вызвала в итальянской прессе эффект разорвавшейся бомбы. Руководители сетевого сервиса в очередной раз были вынуждены оправдываться. В своем официальном заявлении администрация Facebook заявила о своей приверженности праву пользователей на свободный обмен мнениями. Однако, по словам менеджеров сети, некоторые сообщества и группы начали привлекать внимание правоохранительных органов. В сложившейся ситуации, владельцем социальной сети вынуждены были выступить с заявлением, что готовы всячески содействовать властям, но с одной оговоркой. Дескать, в правилах сервиса конкретно оговорены условия, на которых пользователь теряет право доступа к Facebook. А потому, администрация социальной сети готова делиться информацией с полицией и спецслужбами в том случае, если установлен факт противозаконной деятельности.

Предусматривает ли такое сотрудничество блокирование аккаунта неугодного участника социальной сети, руководство Facebook не уточнило. А потому, ссылаться на него в случае с Игорем Изместьевым было бы нелогично. К тому же, ни о какой противозаконной деятельности бывшего сенатора от Башкирии говорить не приходится. Напротив, попав в жернова репрессивной карающей машины российских правоохранительных органов, Изместьев стал одним из символов сопротивления беззаконию. Борьба за открытость российского общества, искоренение произвола и восстановления справедливости ко всем невинно осужденным россиянам велась, по большей части, на страницах Рунета. Сегодня, после блокирования аккаунта Изместьева в Facebook, поле деятельности его защитников сузилось. А значит, администрация социальной сети в полной мере разделила груз моральной ответственности за свертывание гражданских свобод в России с теми, кто по ложному обвинению бросил за решетку перспективного политика и бизнесмена.