\"Изгнание музейщиков из храмов\" началось!

На модерации Отложенный

Для Владимиро-Суздальского музея-заповедника это «смертный приговор». Практически все, что находится в его ведении, имеет «церковное прошлое». Алиса Аксенова вот уже более 50 лет «у руля» этого музея, но, пожалуй, первый раз получила столь лаконичное письмо.

Алиса Аксенова, президент Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника:
«Три строки: «уважаемая Алиса Ивановна, прошу освободить Георгиевский собор в городе Гусь-Хрустальный для использования по назначению. С уважением, Архиепископ». Меня как кипятком обожгло»

Музей Хрусталя в Георгиевском соборе города Гусь-Хрустальный тут с 83 года. Сегодня здесь хранится 12 тысяч экспонатов, лучших образцов за 300-летнюю историю российского стеклоделия. Статус самого Георгиевского собора — памятник федерального значения, а коллекция хрусталя — «неприкосновенный музейный фонд России».

Сегодня здание Георгиевского собора одно из самых красивых и ухоженных в Гусь-Хрустальном. А в начале семидесятых его делили между собой спортзал, кинотеатр, библиотека и музыкальная школа.

27 лет назад тут тоже менялись собственники, правда, тогда никто из прежних владельцев без достойных помещений не остался. А сам Георгиевский собор обрел былое великолепие.

Виктория Угрюмова, заместитель генерального директора по филиалу в городе Гусь-Хрустальный государственного Владимиро-Суздальского Музея-заповедника:
«Посмотрите, это совершенно удивительное произведение искусства конца XIX века, начала XX столетия. Но эскиз к этой работе выполнил Васнецов»

А вот еще один шедевр Виктора Васнецова — «Страшный суд». Идеальная сохранность этого полотна, размером 50 квадратных метров, тоже заслуга музейщиков. Последняя его реставрация в 83 году длилась 6 лет, а денег истратили больше, чем весь годовой бюджет всего Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Есть тут и свои чудотворные святыни.

К этому хрустальному букету работы знаменитого стеклодува XIX века Разумея Васильева принято приводить больных детей, говорят, после выздоравливают.

Виктория Угрюмова, заместитель генерального директора по филиалу в городе Гусь-Хрустальный государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника:
«У Разумея Васильева зимой заболела маленькая дочка и в бреду все время вспоминала лето. Девочка умирала. «Тятя цветы, тятя цветы», и он идет в гуту и за одну ночь выдувает стеклянный букет. Ставит у изголовья дочери. Легенда гласит, что дочь стала постепенно выздоравливать»

Владимирские музейщики говорят, что музеев хрусталя на свете много, но «храм хрусталя» только у нас, из которого, если и переезжать, то только в «хрустальный дворец». Но пока предлагают лишь заброшенные помещения разорившегося завода.

Алиса Аксенова, президент государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника:
«Чего! Это мне дадите 10 таких кабинетов, такой же высоты, с простыми окнами, и вы думаете, это будет равноценное помещение?! Это склад будет!»

В Гусь-Хрустальном сегодня два действующих храма, тесновато в которых становится, как правило, лишь на праздники. «Но дело не в количестве прихожан, – говорит отец Иоанн – дело в принципе».

Иоанн Кравченко, протоиерей, настоятель Свято-Троицкого храма города Гусь-Хрустальный:
«Если когда-то был построен на каком то месте храм, а потом разрушен даже до основания, то Ангел Божий на этом месте несет свою службу до скончания века»

К тому же, алтарь Георгиевского собора, по мнению священника, осквернен одним из экспонатов.

В этом храме-музее сегодня надеются не столько на Бога, сколько на «власти светские». От доброй воли которых в России зависит судьба большинства культурно-религиозных памятников.