Уход Рахимова - утрата контроля над башкирским ТЭКом

На модерации Отложенный

Постепенный переход ключевых объектов экономики регионов под контроль федеральных структур становится экономическим стержнем «вертикали власти». Сообщения СМИ о том, что «Рахимов отказался от нового срока на посту главы Башкирии», выглядят немного забавно. Примерно так же накануне финала Чемпионата мира по футболу можно было сказать, что «российская сборная все-таки решила отказаться от борьбы за Кубок мира».

То, что власть в Башкирии уходит из рук Муртазы Рахимова и его нынешнего окружения, стало ясно, когда 30 марта 2009 года ключевые предприятия башкирского ТЭК перешли от структур, близких к Уралу Рахимову (сыну башкирского президента), под контроль АФК «Системы», действовавшей в интересах федерального центра. В дальнейшем, судя по всему, усилия команды Рахимова были сосредоточены на попытках договориться с федеральным центром о компромиссной фигуре на посту главы республики. В качестве таковой часто называли действующего премьера республики Раиля Сарбаева. Еще не так давно даже оппозиционные СМИ региона считали его шансы стать преемником Муртазы Рахимова довольно значительными. Однако шансы на успех переговоров, судя по всему, были преувеличены. Об этом косвенно говорит и тот факт, что Урал Рахимов с начала нынешнего года находился за пределами республики, а не так давно отказался от кресла депутата Госсобрания (Курултая) Башкирии.

Сейчас активно заменяют губернаторов-«старожилов». В этом году Кремль рассмотрел вопрос по 14 главам регионов, проработавшим на своих постах более 10 лет. Только трое из них смогли сохранить свои должности. Оставляют тех (или их преемников), у кого все еще значительное влияние в экономике местных бизнес-структур либо относительный консенсус с действующими в регионе финансово-промышленными группами. Еще важна жесткая местная вертикаль власти, позволяющая губернатору контролировать ситуацию в регионе.

Федеральный центр все же чаще снимает с должностей глав регионов, которые утратили над ними контроль, либо которые имеют какие-либо проблемы в своем субъекте федерации.

Ситуацию в Башкирии часто сопоставляют с соседним Татарстаном. Одна из причин, по которой в Башкирии, скорее всего, не будет осуществлен «шаймиевский» вариант передачи власти, заключается в следующем: в экономике Татарстана представители региональных бизнес-структур по-прежнему занимают влиятельные позиции. Недаром новый глава республики и давний соратник Минтимера Шаймиева Рустам Минниханов связан именно с региональным бизнесом (например, долгое время он занимал пост председателя совета директоров ОАО «Татнефть»). Активное выдавливание региональных бизнес-структур федеральными (в том числе госкорпорациями) началось еще при Владимире Путине. Сегодняшний стремительный «звездопад губернаторов» был подготовлен именно этим многолетним процессом.

Среди возможных кандидатур на место башкирского президента называется фигура высокопоставленного функционера администрации президента Медведева Радия Хабирова (в 2003–2008 годах – главы администрации президента Башкирии). Он вполне вписывается в заметную в последнее время тенденцию назначения губернаторами лиц, которые начали карьеру в этих же регионах, но перед этим прошли через работу в федеральных структурах. И конфликты кандидата с влиятельными представителями региональных элит здесь не являются препятствием. Вспомним пример экс-мэра Челябинска Михаила Юревича, в нынешнем году возглавившего Челябинскую область. Однако возможно появление и новых, ныне менее заметных кандидатур. В любом случае, наиболее вероятно, что преемником Муртазы Рахимова в президентском кресле станет этнический башкир.