Призраки \"холодной войны\" в разгар июльской жары
На модерации
Отложенный
«В России, - говорит французский кинорежиссёр Кристиан Карион, - случайных совпадений не бывает». Но они бывают в кино: дебют шпионской драмы Кариона, “Farewell” («Агент Farewell»), посвящённой уходящим в прошлое годам «холодной войны», который состоится 23 июля в американских кинотеатрах, совпадает с дорогим студийным фильмом “Salt”, в котором Анджелина Джоли (Angelina Jolie) играет сотрудницу ЦРУ, обвинённую в том, что она российская шпионка, и с показом документальной ленты “Countdown to Zero” («Обратный отсчет»), посвященной ядерной опасности постсоветской эпохи. От самого этого тонко рассчитанного по времени совпадения веет духом тайного заговора времен «холодной войны»: все три фильмы выходят на экраны сразу вслед за арестом одиннадцати человек, обвинённых в том, что они являются российскими агентами, жившими и работавшими в США в течение более десяти лет.
До начала девяностых «холодная война» вдохновила кинорежиссёров Голливуда на создание целой галереи вызывающих паранойю фильмов. Оперативный центр из фильма «Доктор Стрэнджлав» (“Dr. Strangelove”), противорадиационные бункеры из «Семи дней в мае» (“Seven Days in May”), сцены подводных боёв из «Охоте за «Красным октябрём»» (“The Hunt for Red October”), - советская угроза вызывала шаблонные представления о низком злодействе и почти рефлекторный ужас. Когда в 1991 году Советский Союз распался, киностудиям пришлось искать «плохих парней» в других местах (большой популярностью в тот период пользовались Балканы), тоскуя по дням, когда гонка вооружений представала в понятных чёрно-белых тонах, а зло было воплощено в одной конкретной империи.
“Salt” – студийный триллер «плаща и шпаги»; “Countdown” – серьёзное исследование проблемы незаконного ядерного оружия. Фильм “Farewell” – основанная на фактах история о поворотном моменте в истории крушения Советского Союза. Специалистам он, похоже, нравится.
«Шпионский аспект им удался, - говорит Томас Рид (Thomas C. Reed), бывший министр военно-воздушных сил США и специальный помощник президента Рональда Рейгана по вопросам политики обеспечения национальной безопасности. – Но что касается политических последствий, думаю, они сгустили краски. Не бывает, чтобы ситуация развивалась так быстро».
А вот и нет - бывает. В фильме эта история представлена так: некий разочаровавшийся полковник КГБ, которого здесь зовут Сергей Григорьев, носящий секретную кличку «агент Farewell», решает «изменить мир», передав французским спецслужбам секретную информацию по оборонным технологиям, а заодно и список высокопоставленных агентов КГБ, проникших в состав западных правительств и промышленных предприятий. Единственным человеком, на которого ещё не было заведено досье в КГБ, оказывается Пьер Фроман (Pierre Froment), служащий во французской межнациональной корпорации, который и становится, вопреки своему желанию, носителем взрывоопасной информации. Официальные лица из Белого дома Рейгана, обнаружив, как много средств тратят их соперники на оборонные технологии, а также на то, чтобы украсть подобные технологии, объявляют о программе противоракетной обороны под названием «Звёздные войны». Советы вынуждены сдаться.
Прекрасно, но не всё было так просто. «Раскрытие советской шпионской сети было только началом», - рассказывает Рид, подробно описавший дело Farewell’a в своей книге, вышедшей в 2004 году, “At the Abyss: An Insider’s History of the Cold War” («У пропасти: история непосредственного участника холодной войны»). ЦРУ не просто разоблачило агентов; его сотрудники начали передавать ложную информацию и программу в советскую инфраструктуру через саму же эту шпионскую сеть. «Развязка, - рассказывает Рид, - состояла в том, что, когда всё раскрылось, уже невозможно было узнать, какая же информация была подпорчена».
При написании сценария для фильма по роману Сергея Костина «Здравствуй и прощай» (“Bonjour Farewell”), Карион дополнил эту историю полученными из первых рук сведениями той эпохи. «Мы знаем всё, что произошло между Миттераном и Рейганом, - говорит он, имея в виду, что президент Франции Франсуа Миттеран передал американскому президенту все данные по агенту Farewell.
– Но что в действительности произошло в Москве – этого мы не можем проверить. Это невозможно. Поэтому я сохранил подлинные имена Миттерана и Рейгана, а все другие имена изменил. В истории Farewell’a задействовано много достоверных фактов».
Как и много кинорежиссёров. Роль Пьера исполняет французский кинорежиссёр, снявший фильм Guillaume Canet (“Tell No One”, «Не говори никому»). Григорьева играет сербский продюсер Эмир Кустурица (Emir Kusturica) (фильм “Underground”, «Подземелье»). Хотя, честно говоря, сначала Карион собирался брать на эту роль совсем другого актера.
«Я хотел пригласить Никиту Михалкова, - сказал он, говоря о кинорежиссёре, чей фильм «Утомленные солнцем» получил премию \"Оскар\". – Отправился в Москву, встретился с ним, говорю: «Я знаю одну российскую историю, которую вы не знаете». Тот отвечает: «Это невозможно. Я в России всё знаю». Я ему: «Кроме вот этого», - и рассказываю ему историю агента Farewell’а. Он удивился и тому, что ничего не знал об этом, и самой истории».
Михалкову предстояло снимать свой собственный фильм, но он помог Кариону договориться с российским актёром Сергеем Маковецким. «За шесть недель до начала съёмок, - рассказывает Карион, - Сергею на мобильник позвонил российский посол в Париже и заявил: «Сергей, вы изумительный актёр, русский народ вас любит. Но русский народ никогда вас не поймёт, если вы решите сниматься во французском фильме в роли предателя»».
«Сергей сел на самолёт до Москвы, позвонил мне и сказал: «Забудь мой номер телефона, забудь, как меня зовут»».
Михалков сказал, что он займётся этим делом. Через четыре дня он позвонил Кариону. «Забудьте об этом, - сказал он мне. – Вы не найдёте российского актёра на эту роль, и вам не удастся провести съёмки в Москве». Так что мы снимали на Украине. И, думаю, Эмир Кустурица в роли агента Farewell – прекрасный вариант». Среди других звёзд, снявшихся в фильме - американские актёры Уиллем Дефо (Willem Dafoe) и Фред Вард (Fred Ward) в роли Рейгана.
У Кустурицы агент Farewell предстаёт уставшим от жизни образованным бюрократом, ставший за годы жизни в Париже убеждённым франкофилом, в значительной мере растерявшим свой коммунистический энтузиазм. Его роль метафорична. Когда Пьер в какой-то момент заявляет «Я не хочу губить свою жизнь из-за государства», - в нём проявляется резкий контраст между двумя главными фигурами той эпохи, между двумя принципами: западный обыватель, предпочитающий статус кво, и не имеющий иллюзий коммунист, готовый умереть за будущее своей страны.
Как обычно, особенно во времена «холодной войны», при переводе факты претерпели определённое искажение. «Я не помню, чтобы он когда-либо проявлял интерес к изменению политической или социальной системы в России, - говорит Олег Калугин, бывший руководитель операций КГБ в Соединённых Штатах, ныне работающий в \"Центре по изучению проблем разведки и контрразведки\" (CI Center), консалтинговой фирме, расположенной под Вашингтоном. - Просто французскому кинематографисту захотелось представить его в лучшем свете, чем он был на самом деле».
В момент, когда книга “L’Affaire Farewell” («Дело агента Farewell») вышла в свет, настоящий агент Farewell — полковник Владимир Ветров — был осужден за попытку убийства своей любовницы (тоже агента КГБ). «Когда он отбывал наказание где-то в Сибири, - рассказывает Калугин, - его снова привлекли к суду и приговорили к смертной казни. Он был расстрелян в тюрьме. Эта часть истории мало кому известна; я знаю об этом, потому что у меня был прямой доступ».
И до сих пор, через двадцать лет, «холодная война» остаётся по-прежнему «скользким» сюжетом. Карион говорит, что, когда он вместе с Эриком Рейно (Eric Raynaud) писал сценарий, ему позвонили. Голос в телефоне сообщил, что представляет французские спецслужбы. «Как они узнали мой домашний номер, не представляю, - говорит Карион. – Но он спросил меня: «Вы пишете фильм про агента Farewell»? – Я ответил, что да. – «А Farewell мёртв»? - Я ответил, да. Тогда он сказал: «А вы труп видели?»».
«Похоже, в международных делах всё возможно», - добавил Карион.
Комментарии
Блин как точно сняли картины - даже не верится в совпадения