Европа, которую мы потеряли

На модерации Отложенный

В 1930-тых годах француз Андре Мальро был приглашен в Москву на первый съезд советских писателей. Наслушавшись речей о всеобщем счастье в коммунистическом будущем, о мире без горя и слез, французский литератор неожиданно спросил: \"А что, если ребенок попадет под трамвай?\".

Последовала неловкая пауза, затем под одобрительный гул кто-то ответил: \"При совершенном социалистическом планировании системы транспортных коммуникаций несчастных случаев не будет!\".

Автор курьезной реплики был прав: любая утопия должна быть идеальной, без единого темного пятнышка. В противном случае она не сможет выполнять свои животворные функции. Увы, именно такая участь постигла либеральную Европу, с которой было связано столько радужных украинских надежд.

2010 год может окончательно похоронить нашу европейскую мечту. Дело не только в специфической политике Януковича и весьма символичном инциденте с немецким экспертом Ланге. Пока новый хозяин Банковой дрейфует прочь от Европы, сама Европа неумолимо отдаляется от утопического идеала, коим она является для наших сограждан.

Апеллировать к европейским добродетелям становится все труднее. Несчастной Грецией, состоящей в ЕС, у нас разве что не пугают малых детей. Евросоюз уже не справляется с особой ролью, которую он играл все годы украинской независимости.

В конце 1980-тых жители агонизирующего СССР осознали, что социалистический эксперимент с треском провалился, а дорога в Светлое Будущее обернулась глухим тупиком. 70 лет энтузиазма, надежд и героических усилий были потрачены впустую. Миллионы людей потеряли старую веру и страстно жаждали новой.

Миллионы людей оставались идеалистами без идеала. Пустоту, возникшую после краха марксисткой утопии, требовалось чем-то заполнить, и вскоре из-за рухнувшего железного занавеса пришла достойная замена коммунистическому раю - демократическая Европа.

Она представлялась землей обетованной, где люди не ведают горя, и ничто не омрачает гармоничной жизни. Бывшие граждане СССР хотели одного - стать частью этого Дивного Нового Мира. В постсоветской Украине подобные настроения были особенно сильны: вслед за эйфорией начала 1990-тых пришла оранжевая революция и очередная волна утопических надежд.

Общество, посвятившее 70 лет коммунистической идее, обрело новую заветную цель. Такие понятия, как \"демократия\", \"свобода слова\", \"европейские ценности\" превратились в набор абстрактных фетишей, звучных лозунгов.

Казалось, достаточно начертать их на знаменах, и мигом шагнешь в Светлое Будущее. В Украине был поставлен ремейк романтической трагикомедии \"Вперед, к победе коммунизма!\" - теперь это действо называлось \"Вперед, в Европу!\".

В главных ролях выступали весьма колоритные персонажи. Вчерашние функционеры КПСС чудесным образом превратившиеся в пламенных евроатлантистов. Воинственные либералы, нетерпимые к чужому мнению. Поборники свободы слова, готовые заткнуть рот любому оппоненту. Доморощенные геополитики, воспринимавшие ЕС как хорошо укрепленную крепость, которую необходимо взять штурмом, после чего все образуется само собой.

Борцы за европейское будущее Украины напоминали фанатичных большевистских комиссаров: догматизм, идейный пафос, нежелание считаться с объективной действительностью...

Парадокс заключался в том, что реальные европейские ценности имеют мало общего с романтизмом и фанатизмом. Напротив, они весьма прагматичны и утилитарны. Толерантность обеспечивает мирное сосуществование в мультикультурном обществе. Свобода слова гарантирует беспрепятственный доступ к информации, что является непременным условием социального успеха.
Либеральная демократия представляет собой вполне приземленную сделку политических элит: если хочешь гарантировать себе комфортное пребывание в оппозиции, воздержись от преследований соперника-оппозиционера, пока сам находишься у власти.



В общем, все очень логично, рационально и... скучно. Настоящее движение в Европу - это серые будни, медленная эволюция, рутинная работа над совершенствованием гражданских институтов. Это миллионы мелких шагов, из которых постепенно складывается общественный прогресс.

Украинскому обывателю хотелось другого: выйти на Майдан с красивыми лозунгами и на следующий день проснуться в Дивном Новом Мире. Властьимущие шли навстречу пожеланиям народа. Вице-премьер Рыбачук с поистине хрущевским задором обещал членство в Евросоюзе уже через несколько лет, а флаги ЕС на Европейской площади и здании МИД убеждали граждан в скором осуществлении заветной мечты.

Но к рациональным ценностям невозможно приобщиться, используя иррациональные методы. Романтический марш-бросок украинцев в Европу провалился. Народным энтузиазмом воспользовались циничные политики, объявившие себя проводниками в землю обетованную. Именно они получили настоящую власть и осязаемые деньги, оставив соотечественникам горькое разочарование.

А вскоре подоспел глобальный финансовый кризис, и европейское божество, которому мы так усердно поклонялись, было низвергнуто с пьедестала.

Конечно, нынешние европейские беды не идут ни в какое сравнение с коллапсом социалистической системы в конце 1980-тых. Тем не менее, имидж западного мира и западных ценностей серьезно пострадал.

Украинцы увидели настоящую Европу - не благословенный рай, а противоречивое общество, далекое от идеала. Ему присущи собственные недостатки, ему ведомы серьезные проблемы, хоть и решаются они гораздо эффективнее, чем в покойном СССР или постсоветской Украине.

Столкнувшись с острым экономическим кризисом, Европа не стала хуже, но она уже не годится на роль Дивного Нового Мира, дарящего своим обитателям безмятежное счастье. В Светлом Будущем невозможны греческие бесчинства и дефолт Исландии, испанский кредитный кризис и немецкий режим строжайшей экономии, крах прибалтийского просперити и панические заявления французского президента Саркози.

Либеральная Европа по-прежнему выигрывает соревнование реальностей, но уже не может победить в состязании утопий. Теперь европейские ценности могут заинтересовать мыслящих, но не верующих. А, значит, в народе будет расти спрос на альтернативные утопические проекты.

\"Янукович поставил крест на наших европейских перспективах и тянет страну обратно в совок!\" - сокрушаются несчастные украинские интеллигенты. Все это так, но критики ВФЯ не учитывают одно важное обстоятельство: в обозримом будущем \"особый путь\" Украины, замешанный на советской закваске, может стать новой пленительной химерой и заменить дискредитированный европейский миф.

Опрос, проведенный американскими социологами из Pew Research Center к двадцатилетию падения Берлинской стены, принес неожиданные результаты. Выяснилось, что более 60% украинцев полагают, что в СССР жилось лучше.

Возможно, обыватель ностальгирует по реальной стране с пустыми магазинами, километровыми очередями и одиозной партноменклатурой? Вряд ли. Проведя последние двадцать лет в небытии, советский социализм начал превращаться в глянцевую утопию.

Унылая действительность канула в Лету, зато пропагандистские картинки с улыбающимися лицами остались. Этот новый, виртуальный СССР привлекателен для многих - в том числе, для молодых людей, не заставших советские времена.

Новейшая история Украины неотделима от борьбы романтиков и прагматиков. До недавних пор воодушевленные романтики рвались в ЕС, а прагматики призывали беречь советское наследство. Но в скором времени оппоненты рискуют поменяться местами.

Мечтая о воссоздании обновленного СССР, романтики построятся в колонну и отправятся в светлое евразийское будущее. А прагматики будут тщетно доказывать, что пренебрегать рецептами старушки Европы все-таки не стоит...